Односоставные предложения (обобщение). Выразительные возможности односоставных предложений
Односоставные предложения (обобщение).Выразительные возможности односоставных предложений Подлежащее Сказуемое Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу.Только серые вороны Расшумелись на лугу. Определите состав грамматической основы в каждом предложении. Определённо-личные Люблю грозу в начале мая.Пойдём, старик!Слышишь песню вдали?Отворите мне калитку, дайте мне сиянье дня. Я 1-е л. ед.ч. изъяв. или пов. накл. МЫ ТЫ ВЫ Определите тип предложения по составу грамматической основы. 2-е л. ед.ч. изъяв. или пов. накл. 1-е л. мн.ч. изъяв. или пов. накл. 2-е л. мн.ч. изъяв. или пов. накл. По улицам слона водили.Хорошо в деревнях хлеб пекут. ОНИ мн.ч. пр. вр. или условн. накл. ОНИ 3-е л. мн.ч. наст. или будущ. вр. Неопределённо-личные Определите тип предложения по составу грамматической основы. Обобщённо-личные Без труда не вынешь и рыбку из пруда.Цыплят по осени считают. Определите тип предложения по составу грамматической основы. ТЫ иЛЮБОЙ ДРУГОЙ ОНИ иЛЮБЫЕ ДРУГИЕ 3-е л. мн.ч. наст. или будущ. вр. 2-е л. ед.ч. изъяв. или пов. накл. Мне нездоровится. Рассвело. Безличные Определите тип предложения по составу грамматической основы. 3-е л. ед. ч. ср.р. пр.вр. ив условн. накл. Жаркий день поздней осени.А вот и я.Двенадцать… Сейчас он прошёл через посты.Десять часов. Назывные Определите тип предложения по составу грамматической основы. имя сущ. в и.п. мест. в и.п. имя числ. в и.п. количественно-именное сочетание Основные группы односоставных предложений Назывное С главным членом – подлежащим С главным членом – сказуемым Определённо-личное Неопределённо-личное Обобщённо-личное Безличное Выразительные возможности односоставных предложений Говорящий или пишущий не всегда облекает мысльв полные предложения, где есть все члены предложения. Потребность сформулировать мысль сжато, кратко, эмоционально, определяет существование неполных предложений, где пропущен член предложения,необходимый для полноты его строения и значения. 1. Осень. Осыпается весь наш бедный сад. 2 . Москва!.. Как много в этом звуке для сердца русского слилось! (А. Пушкин) 1. Рожь наливается. Жара. По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. 2 . Утро малоросистое. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, берёзки начинают желтеть.(М. Пришвин) Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый свет.Живи еще хоть четверть века –Все будет так. Исхода нет.Умрешь – начнешь опять сначалаИ повторится все, как встарь:Ночь, ледяная рябь канала,Аптека, улица, фонарь. (А. Блок) Синий туман. Снеговое раздолье,Тонкий лимонный лунный свет.Сердцу приятно с тихой больюЧто-нибудь вспомнить из ранних лет. С.Есенин *точность;*лаконичность;*сосредоточенность на действии или явлении;*кратко выражают основную мысль текста. ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ Ф. А. Васильев. «Мокрый луг». 1872 Это самое значительное произведение великого художника. Это картина-реквием. Раннее утро. Рассветает. Робкая заря глядится в гладь озерца. Видим тяжелые свинцовые тучи, тени облаков, скользящие по влажной земле, клочкам травы, кустам мокрого луга. Привольно, свежо. Пейзаж живёт.…Шелест чахлой травы. Неясный лепет воды. Невидимое перемещение туч. Простор. Щемящая поэзия приволья. Печальная красота мокрого луга. Задания• Выразительно прочитайте текст.• Определите стилистическую принадлежность текста.• Назовите типы односоставных предложений.Реквием — произведение (обычно музыкальное) траурного характера. Ф. А. Васильев. «Оттепель». 1871 Ра(н, нн)яя весна. П..крытые снегом поля. Мрачные, ни..ко нависшие тучи. Побуревшая от ра..таявшего снега грязная дорога. Лес, темнеющий на горизонте. Шумят и гнут(ть)ся от ре..кого сырого ветра деревья. Занесё(н, нн)ая снегом избушка. Унылый пейзаж! Щемящей тоской веет от этой как бы нехотя пробуждающейся от зимнего сна природы. Одинокие, бредущие куда (то) по ра..кисшему снегу фигурки старика и ребёнка да чёрные силуэты воронья на дороге ещ.. более усиливают грустное настроение. Однако мы чувствуем заключе(н, нн)ую в картине большую жизне(н,нн)ую правду и поэзию.(По М. К. Ситниной) Три основные типа речи — повествование, описание, рассуждение ГОЛУБОЙ ДЫМ Пусть никого не испугает в летнюю пору этот почти прозрачный дым, если вдруг случится увидеть его стелющимся над болотом. Это поспела голубика. (Это повествование) Городской житель будет посматривать на рыночный прилавок: не заблестят ли на нём черные бусинки черники? И вот наконец появилась. В это время как раз и можно чаще всего услышать радостные возгласы: «Смотрите, какая крупная черника!» (Это тоже повествование) На первый взгляд ягода вроде бы и похожа на чернику. Но присмотришься повнимательнее — не круглая, овальная, голубовато-синяя, с сизым налетом. Раскусишь — мякоть совсем не темная, а зеленоватая, да и вкусом на чернику не похожа. (Рассуждение с элементами описания) Как же так случилось, что чернику знают все, а голубику узнают не сразу? Может, она редкая ягода? Совсем нет. Н о собирают её гораздо реже, чем чернику. А всё из-за её соседа багульника, из-за его дурманящего запаха. Тут уж много ягод не наберешь. Вот и обходят люди стороной полезную и ценную ягоду. (Рассуждение с элементами повествования.) Из семейства брусничных голубика, пожалуй, самый высокий кустарничек. Листья у неё с голубоватым восковым налётом, цветки белые или розовые, появляются в мае — начале июня, в июле-августе уже можно собирать урожай. Ягоды у голубики кисло-сладкие, приятные.Содержатся в них витамин С, органические кислоты, сахара. Готовят из голубики варенья, кисели, желе. Любит голубика влажные места — сфагновые болота, долины рек, сырые леса. (Научное описание) А. К. Саврасов. «Грачи прилетели». 1871 Опорные слова: окраина, церквушка, снег, берёзки, стая грачей, воздух, облака, небо, простота, нежность, доброта.Задание• Напишите сочинение, используя назывные предложения.• Определите тип речи и стилистическуюпринадлежностьтекста.• Сформулируйте основнуюмысль текста. Образец сочинения…А душа естьтолько в «Грачах».И. Н . Крамской Глубокой любовью к родной земле, проникновенной поэзиейвесны веет от этой несложной по сюжету картины. Окраина русского провинциального городка. Скромная церквушка. Тающий снег. Лёгкие и зябкие берёзки. Стая грачей — первых вестников близкой весны. Чистый, свежий, бодрящий, прозрачный воздух. Лёгкие облака и голубеющее небо. Немногим художникам удавалось так просто и трогательно рассказать о весне. Простота и нежность. Мягкость души и доброта сердца. Проникновенное чувство родины.