Презентация на тему Развитие речевой компетентности учащихся на уроках и во внеурочное время
Из опыта работы учителя начальных классов МОУООШ 11 с.Александровского Ставропольского краяВоробьёвой Светланы Александровны по теме:«Развитие речевой компетенции учащихся на уроках и во внеурочное время в рамках ФГОС» Основная проблема - Как преодолеть противоречие между реальным уровнем речевого развития младших школьников и программными требованиями?- Как научить ребёнка полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и этапы работы по развитию речи, какие виды работ являются наиболее эффективными?- Как реализовать потенциал речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? ЦЕЛЬ моей работы: -определить эффективные возможности для формирования коммуникативно – речевой компетенции младших школьников в процессе обучения на основе создания коммуникативных ситуаций.Задачи-изучить проблемы формирования речевой компетенции младших школьников и возможности урока по данному направлению;-способствовать расширению и обогащению активного словаря младших школьников;-использовать возможности уроков и внеклассной деятельности для формирования коммуникативной компетенции;-способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ученика Этапы развития речевой компетенции На 1 этапе учащиеся могут под руководством учителя (1-2 кл)участвовать в урочном общении;давать полные ответы на вопросы и задавать вопросы;комментировать;На 2 этапе:присутствует простота и четкость речевого высказывания, прослеживается умение высказаться ярко,прослеживается умение вступать в общение с собеседником.На 3 этапе:умение вести беседу в паре, в группе;умение вести диалог;строить дискуссию;умение участвовать в конференции, игре и т.д. 1.Фонетическая зарядка:Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду …)Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж…)Как кричит осел? (Иа-иа-иа!) 2. Чтение чистоговорок и скороговорок.Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.Ло-ло-ло – на уличе тепло.Ра-ра-ра – начинается игра.Ри-ри-ри – на ветках снегири.Ар-ар-ар – кипит наш самовар.Ор-ор-ор – созрел красный помидор. 3. Проведение игры «Я начну, а вы продолжите…»Плачет киска в коридоре.У неё большое горе.Злые люди бедной кискеНе дают украсть сосиски! Игра «Птичья стая» Учитель: Птицы готовятся к отлету в теплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелету.Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со, су, сы, си, се,сё, сю, ся.Учитель: Птицы немного утомились, стали вести себя потише.Дети читают эти же слоги уже средним голосом, не спеша.Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны. На болоте две подружки, две зеленые лягушки.Утром рано умывались, полотенцем растирались.Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.Вот здоровья в чем секрет.Всем друзьям физкультпривет! 4. Проведение диалогов в стихотворной форме.Вместе: Мы идем лесной тропинкой. А куда не знаем сами.Учитель: За малиной? Дети: За малиной!Учитель: За грибами! Дети: За грибами!Вместе: Светит солнце золотоеСквозь зеленые оконца.Учитель: Может мы идем за солнцем?Дети: Что же Может и за солнцем!Вместе: Может, белка попадется Может, ежик ждет нас где-то Мы идем гурьбой веселой Ясным утром В гости к лету! Физкультминутки.* * *Отдыхать умеем тоже.Руки за спину положим.Три, четыре – руки шире.Пять, шесть – тихо сесть.Посидим, отдохнем И опять читать начнем. Различные виды заданий по формированию связной речи, например, подбери слова по теме: «Зима», «Зимние забавы», «Лес» и т.п.найди и прочитай слова, которые раскрывают главную мысль текста, рассказа…;составь предложение по картине;составь несколько предложений по серии картинок;придумай своё название текста.Параллельно веду работу с глаголами, так как основа любой мысли – только выбранное «сказуемое». В этом помогает игра «Замени глагол», «Уточни действие», «Подбери антонимы», «Ответь на вопрос» и т.д. В русских народных сказках дети часто встречаются с гиперболизированными фразеологическими выражениями: В тридевятом царстве; По щучьему велению; Молочные реки, кисельные берега; Видимо – невидимо.На уроках математики, связанные с понятием единиц измерения: Как аршин проглотил; От горшка два вершка и д. При изучении темы: «Меры времени» включаю в урок такие выражения: Не по дням, а по часам; Час от часу и т.д.Найдите фразеологизмы: Оказался молодцом,Смог осилить ношу – Не ударил в грязь лицомИ не сел в калошу. 1.Найдите в предложении многозначные слова. Придумайте с ними новые предложения. Самолёт снизился и пошёл на посадку. 2.Замените словосочетание близким по значению глаголом:Задирать нос-…Бить баклуши-… 3.Подберите антонимы к данным словам:Лёгкий-…Легкомысленно-…Полный-…Тихий-…Хвалить-…Смелость-… 1.Переделайте поговорку в пословицу:Чужими руками жар загребать(Легко чужими руками жар загребать).В ступе воду толочь(В ступе воду толочь- вода будет). 2.Продолжите пословицы:В тихом омуте…(черти водятся).Волк и каждый год линяет…(а всё сер бывает) Загадки при изучении орфограмм. «Безударные гласные»«Без рук, без ног, а подпоясаны» (сноп – снопы)«Зубы есть, а рта нет». Правописание жи - ши, ча – ща, чу – щу.«Хвостом виляет, зубаста, а не лает». (Щука)«Белые, душистые, в лесу растут, весной рано цветут». (Ландыши)«Из горячего колодца через нос водица льётся». (Чайник) Проектная деятельность«Осень в поэзии и музыке», «Мое любимое село», «Береги родную природу» Мимические упражнения.«Расскажи без слов, мимикой и жестами, о чем бы ты написал картину»;«Кто забавнее покажет жестами, как он шел по дороге и вдруг увидел что-то неожиданное, а мы попытаемся отгадать».«Покажи, о чем ты задумался».Упражнение для развития выразительности речи:«Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж. Как прекрасен труд людей на земле.» Как бы эту фразу произнес добрый человек, как бы это сделал злой Карабас – Барабас?»«Кто скажет слово наиболее выразительно?» (красивый луг, яркие сочные краски). Произнеси грустно, радостно, печально, задумчиво. Сочинения по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода.» , по картине "Богатыри" В.М. Васнецова На первом плане изображена река. Время года - весна, поэтому река написана оранжево - жёлтыми и голубыми цветами. Она разлилась и забрала старую лодку в свои воды. Река затопила часть деревьев, стоящих у берега. Снег только что растаял, поэтому большая часть деревьев ещё не успела одеться в листву. Тени деревьев падают на воду и отражаются тёмными тонами: коричневыми, красными и бордовыми.На втором плане изображен островок с растущими на нём берёзками. Эту небольшую часть земли вода еще не успела залить. Деревья кажутся очень блеклыми, т.к. солнце падает именно на этот остров. Но все равно небольшая часть островка остаётся в тени. На эту часть падает коричневая тень от деревьев.На заднем плане изображён свободный от воды участок земли. Деревья закрывают большую часть острова, но мы отчётливо видим два светлых дома. Вода затопила два других дома. Дома, собирая блики воды, кажутся сине - зелёными.Когда я смотрю на эту картину, я чувствую тепло весеннего солнца и прохладу зеркальной воды. Мне кажется, что сейчас к лодке подбежит дед Мазай, а на островок выбегут зайцы. Мазай сядет в лодку и поплывёт спасать ушастых. Богатыри.Художник, создавший эту картину, Виктор Михайлович Васнецов, 20 лет трудился над ней. И, когда творец закончил свое творение, он подарил ее братьям Третьяковым. Теперь она находится в Третьяковской галерее.На картине художника ясно выражены лица богатырей. Старший из них – Илья Муромец, одетый в кольчугу и орудующий копьем, щитом и палицей. По правую руку от Ильи - Добрыня Никитич на своем белом коне, одетый в красивый кафтан и кольчугу. На левой руке у него красный золотой щит. Самый молодой и хитрый из них – Алеша Попович. Единственный из них, кто носит лук и играет на гуслях.Погода ветреная, облака серые и белые, трава жухлая.Эта картина вызывает гордость и уважение к богатырям. Автор как будто призывает помнить богатырей «Договори фразу» Ученик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… (здравствуйте).-Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день).-Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).-Когда нас бранят за шалости, говори… (простите, пожалуйста). Результативность К концу 4 класса отмечаю существенные изменения в поведении детей как участников коммуникативного акта, в уровне и качестве их речевой компетенции, произошедшие в результате совершенствования коммуникативной компетенции. Особенно заметны результаты детей с изначально низким уровнем развития исследуемых умений и навыков. Как отметила учитель литературы, у моих шестиклассников хорошо поставлена речь, пишут замечательные сочинения, принимают активное участие в конкурсах чтецов, литературных КВНах, предметных олимпиадах, праздниках, посвящённых, например, А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову, и т.д. и занимают ведущие места. Спасибо за внимание