Презентация Использование слоговых таблиц как средство предупреждения дислексии у учащихся 1 классов, имеющих ФФНР в условиях школьного логопункта
Старый пес (В. Сухомлинский). Был у человека верный друг-Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил: -Значит, ты уже не узнаешь меня? Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать: -Прости меня, что я не узнал тебя. Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку: -Живи здесь. Старый Пес спросил у человека: -Зачем тебе еще один пес? -Чтобы тебе одному не было скучно, -сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине. Нужно ли уметь читать? Можно просто поиграть.Телевизор посмотреть, В Интернете «посидеть»… «Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни.»В.А. Сухомлинский «Использование слоговых таблиц как средство предупреждения дислексии у учащихся 1 классов, имеющих ФФНР в условиях школьного логопункта». Манаенкова Ирина Валентиновна учитель-логопед МБОУ СОШ № 13 г. Волжский Волгоградской области Цель: Познакомить коллег с адаптированным применением слоговых таблиц к программе коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, для автоматизации навыков слогослияниия, формирования технической стороны навыка чтения, для предупреждения развития дислексии у учащихся 1 классов, имеющих ФФНР, через систему коррекционно-развивающей логопедической работы. Актуальность С введением ФГОС в общеобразовательной школе большое внимание уделяется формированию УУД на начальном этапе обучения, как фундаменте дальнейшего обучения: в соответствии с ФГОС начальной школы к окончанию 1 класса ребенок должен уметь слушать и понимать речь окружающих, оформлять свои мысли, выразительно и осмысленно читать целыми словами, отвечать на вопросы по содержанию. От ребенка требуется постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения должен соответствовать осознанию текста с постепенным увеличением скорости чтения. При чтении ребенок должен соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения, понимать смысловые особенности разных по виду и типу текстов, передавать их с помощью интонирования. Ребенок должен уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). У учеников развивается умение переходить от чтения вслух и чтению проФГОС требует от школы учет возможностей развития каждого ребенка; усовершенствование системы помощи детям с ОВЗ. Поэтому, своевременная логопедическая работа направлена на предупреждение и минимизацию трудностей достижения метапредметных результатов (коммуникативных и познавательных УУД). Технология опыта: Диагностика речи детей, поступивших в 1 класс (01-15 сентября), зачисление в логопедические группы;Проведение коррекционно-развивающих занятий (16 сентября-15 мая), включающих формирование предпосылок для успешного усвоения грамоты с использованием слоговых таблиц;Консультативная и просветительская работа среди педагогов и родителей. Что же делать? Наиболее распространенный вид нарушения чтения - фонематическая дислексия. При чтении отмечаются специфические ошибки:побуквенное чтение;смешение оппозиционных звуков при чтении;искажение звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов);неправильная постановка ударения в словах. Я читаю по слогам,Но не знаю прямо…Сразу слог не узнаю,Вот такая драма! Схема коррекционной работы при дислексии. Коррекция несовершенногонавыка чтения Упрочениезвукобуквенных связей Формирование понимания текста
Автоматизацияслогослияния Артикуляция звука П: Образуется путём смыкания верхних и нижних губ с последующим резким размыканием. Кончик языка находится на дне ротовой полости. Язык сдвинут назад. Задняя часть спинки языка приподнята к мягкому нёбу. Голосовые складки разомкнуты ( П — глухой звук). Упрочение звукобуквенных связей Формирование графического образа буквы Собирание буквы из элементовВыкладывание буквы из гороха, фасоли, шнурков, ощупывание «бархатных» букв. Автоматизация слогослияния Автоматизация слогослияния БА БЫ БУ БЯ БИ БЫ БЮ БУ БЁ П У Прочитай: а о у ы э па по пу пы пэ ба бо бу бы бэ я ё ю и е пя пё пю пи пе бя бё бю би бе Виды заданий, используемые при работе со слоговыми таблицами ПО ПЫ ПУ ПА ПИ ПЯ ПЕ ПЮ ПЁ Закрой фишкой слог.Кто внимательный.Прятки.Найди слог.Составь слог (по первым звукам слов-картинок.«Слоговой аукцион». Договори слог до слова (по-повар);Выборочное чтение слогов. Слова рассыпались: КЕП БЕН СОК ПАС кепка, пастух, бензин, кубик, буквы, крупа, банан, песок БИК НАН ТУХ ПЕ ВЫ КА БУК КУ ЗИН КРУ ПА БА Игровые моменты Игра «Цирк». На арене выступают собачки. Дети дают им клички: Буся и Пуся-дифференциация звуков п-б). Раздают «мячи-слоги» собачкам. Слово рассыпалось. Слово в слове Т Е Л Е В И З О Р Л Е В Заключительный этап: Проверка сформированности навыка правильного чтения слогов, слов, предложений, текстов в соответствии с программными требованиями. логопеды Учителя начальных классов ВоспитателиГПД Родители