Тестовая методика диагностики устной речи по Т.А.Фотековой 
Составил: учитель-логопед, МБОУ ЕСОШ №2 Микаенко Е.А. * Предъявление  слоговых рядов Система оценивания * Ба - па  Па - ба  1 балл – точное  и правильное воспроизведение в темпе предъявления;0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому; 0,25 балла – неточное воспроизведение  обоих членов (перестановка слогов, их замена или пропуск);0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.Общая оценка: ∑ баллов х 100%                           14*-  задания для экспресс-диагностикиОценка при проведении экспресс-диагностики:   ∑ баллов х 100%                                          5 Са - за  За - са  Жа - ща  Ща - жа  * Са - ша  Ша - са  Ла - ра  Ра – ла  Ма - на - ма  На - ма - на  Да - та - да  Та - да - та  Га - ка - га  Ка - га - ка  За - са - за  Са - за - са  * Жа - ша - жа  Ша - жа - ша  Са - ша - са  Ша - са - ша  * Ца - са - ца  Са - ца - са  Ча - тя - ча  Тя — ча - тя  * Ра - ла - ра  Ла - ра - ла  * Выполнение артикуляционных упражнений Система оценивания 1* Губы в улыбке  1 балл – правильное выполнение движения 3-5 сек, 4-5 раз;0,5 балла – замедленное  и напряженное  выполнение0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, объем, темп, точность, симметричность, наличие синкинезий, гиперкинезов, тремор, посинение органов речи или носо-губного треугольника;0 баллов – невыполнение движения.Общая оценка: ∑ баллов х 100%                                        14*-  задания для экспресс-диагностикиОценка при проведении экспресс-диагностики:   ∑ баллов х 100%                                                          5 2 Губы «трубочкой» 3* Язык «лопаткой» 4* Язык «иголочкой» 5 Язык «чашечкой» 6 Щелканье языком 7 «Вкусное варенье» 8 «Качели» 9* «Маятник» 10* Чередование «улыбка» - «трубочка» * Обследование звуков Система оценивания Звук [с] Звук [р’] 1 балл – норма;0,5 балла – верно изолировано;0,25 балл – верно 1 звук из группы;0 баллов – все неверно. Оценка: ∑ баллов х 100%                            20 Звук [с’] Звук [л] Звук [з] Звук [л’] Звук [з’] Звук [х] Звук [ц] Звук [х’] Звук [ш] Звук [к] Звук [ж] Звук [к’] Звук [щ] Звук [г] Звук [ч] Звук [г’] Звук [р] Звук [J] * * * * * * * Предъявление слов  Система оценивания 1 Скакалка 1 балл – правильное выполнение задания;0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры  слова;0 баллов – невыполнение задания. Общая оценка: ∑ баллов х 100%                                        10*-  задания для экспресс-диагностикиОценка при проведении экспресс-диагностики:   ∑ баллов х 100%                                                          5 2* Танкист 3* Космонавт 4 Милиционер 5* Сковорода 6 Кинотеатр 7 Перепорхнуть 8 Кораблекрушение 9* Аквалангист 10* Термометр Предъявление задания Система оценивания Сколько слов в предложении? 1День был теплый. 1 балл – правильный ответ с первой попытки;0,5 балла – правильный ответ со второй попытки;0,25 балла – правильный ответ с третьей  попытки;0 баллов – неверный ответ с третьей попытки. оценка: ∑ баллов х 100%                   10                  2Около дома росла высокая береза Сколько слогов  в слове? 3Дом 4Карандаш Определи место звука в слове. 5Первый звук в слове «крыша» 6Третий звук  в слове «школа» 7Последний звук  в слове «стакан» Сколько звуков в слове? 8Рак 9Сумка 10диктант «Послушай и повтори». Читать 1-2 разаОценка:1 балл – правильное и точное воспроизведение;0,5 балла –пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры, замена на прямую речь, предложение не закончено;0 баллов – невоспроизведение. 1* Птичка свила гнездо. 2* В саду было много красных яблок 3* Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу 4* Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно. 5* На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади «Исправь ошибки»Оценка:1 балл –выявление и исправление ошибки;0,5 балла – незначительные неточности (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка);0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или  аграмматич.  исправление;0 баллов – ошибка не выявлена 6* Дом нарисован  мальчик. 7* Собака вышла в будку 8* По морю плывут корабль 9* Хорошо спится медведь под снегом. 10* Над большим деревом была глубокая яма. «Составь предложения».Оценка:1 балл – предложение составлено верно;0,5 балла –нарушен порядок слов;0,25 балла – пропуски, привнесение, замены слов, аграматизмы, незначительные смысловые неточности;0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания. 11* Мальчик, открывать, дверь. 12* Сидеть, синичка, на, ветка. 13* Груша, бабушка, внучка, давать. 14* Витя, косить, трава, кролики, для. 15* Петя, купить, шар, красный, мама. «Вставь пропущенное слово».Оценка:1 балл – правильный ответ;0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида;0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида. 16* Лена наливает чай … чашки. 17* Почки распустились … деревьях. 18* Птенец выпал… гнезда. 19* Щенок спрятался … крыльцом. 20* Пес сидит … конуры. «Один – дом, а если их много, то это – дома».Оценка:1 балл – правильный ответ;0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;0,25 балла – форма образована неверно;0 баллов – невыполнение. 21* Один – стол, а много – это… 22* Стул -  23* Окно -  24* Звезда -  25* Ухо -  «Один- дом, а много чего? – домов».Оценка:1 балл – правильный ответ;0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;0,25 балла – форма образована неверно;0 баллов – невыполнение. 26* Один – стол, а много чего? - … 27* Стул - … 28* Окно - … 29* Звезда - … 30* Ухо - … оценка: ∑ баллов х 100%                   30                  * * Образование качественных прилагательных «Если днем жара, то день – жаркий, а если …….» * мороз - * солнце - * снег- * ветер - * дождь - Образование притяжательных прилагательных «У собаки лапа собачья, а у …. » * кошки - * волка - * льва- * медведя - * лисы - оценка: ∑ баллов х 100%                          30                  1 балл – правильный ответ;0,5 балла – самокоррекция  или  правильный   после стимулирующей  помощи;0,25 балла – неверно образованная  форма;0 баллов – невыполнение.  * Покажи ключ, карандаш. Оценка:1 балл – правильный ответ;0,5 балла – самокоррекция;0 баллов – невыполнение.Оценка: ∑ баллов ∙ 100                 10                                                                                        Покажи карандашом ключ. Карандаш - ключом. Нарисуй круг под крестом. Нарисуй крест - под кругом. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - перед весной? Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? Сашу ударил Коля. Кто драчун? Охотник бежит за собакой. Кто впереди? Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале? * * Оценка:1) Критерий смысловой целостности:5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные  в правильной последовательности;2,5 балла – незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен;0 баллов – отсутствует описание ситуации.2) Критерий лексико-грамматического высказывания:5 баллов – грамматически правильный рассказ с адекватным использованием лексических средств.2,5 балла – без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, еденичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;1 балл – аграмматизмы, далекие смысловые замены, неадекватное использование лексических средств;0 баллов – рассказ не оформлен.3) Критерий самостоятельности выполнения задания:5 баллов – полностью самостоятельная работа;2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ – самостоятельно;0 баллов – невыполнение даже при наличии помощи.   Оценка:  ∑ баллов ∙ 100%                     30                                                                                                                                             * * http://aida.ucoz.ru * Оценка:1) Критерий смысловой целостности:5 баллов –воспроизведены все смысловые звенья;2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;1 балл –пересказ неполный, значительные сокращения, искажения смысла, включение посторонней информации;0 баллов – невыполнение;2) Критерий лексико-грамматического высказывания:5 баллов – нарушений лексических и грамматических средств нет;2,5 балла – аграмматизмов нет, но есть стереотипность высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;1 балл – аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;0 баллов – пересказ не доступен.3) Критерий самостоятельности выполнения задания:5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;1 балл – пересказ по вопросам;0 баллов – невыполнение даже по вопросам.  * Примечание:В тестовой методике были изменены слова для проверки звукопроизношения. Однако, в соответствии с требованиями, в предметных картинках проверяемые звуки стоят в правильных позициях (в начале, в середине, в конце слов).Для проверки звукопроизношения мы использовали «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой (М., «Владос», 2004 г.)