Презентация Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования
Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образованияМорозова Татьяна Алексеевнаучитель начальных классовМБОУ СОШ №2 г. Салехард «Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться» Цель: изучение действий самоконтроля и самооценки в учебной деятельности младших школьников, а также приемов по формированию действий самоконтроля и самооценки Самоконтроль – проверка собственными силами самих себя, своей работы, своих знаний; регулирование их путем внесения соответствующих корректив. Компоненты самоконтроля Виды самоконтроля Аффективный и когнитивныйПоведенческийИтоговыйПооперационный (пошаговый)ПланирующийПредваряющий ( прогнозирующий)Констатирующий и корректирующийНепосредственный и опосредованныйМышечно – двигательныйСуховойКомбинированный Виды проверки самоконтроля: коллективная проверкасамопроверкав сочетании с контролем учителя взаимная проверка письменных ответов взаимопроверка устных ответоввзаимопроверка итоговых самостоятельных работ Взаимная ФронтальнаяИндивидуальная Уровни сформированности самоконтроля ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – отсутствие контроля.ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – контроль на уровне непроизвольного вниманияТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – потенциальный контроль на уровне произвольного вниманияЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – актуальный контроль на уровне произвольного вниманияПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – потенциальный рефлексивный контрольШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – актуальный рефлексивный контроль «Учись контролировать себя» Внешний вид твоей работы:1. Выглядит ли она аккуратной?2. Есть ли у нее заголовок (если он необходим)?3. Пользуешься ли ты полями?4. Аккуратно ли ты подчеркиваешь заголовок и другие разделы работы?5. Начинаешь ли ты каждый абзац с необходимого отступа?6. Возможны ли какие-либо способы, с помощью которых ты мог бы улучшить внешний вид работы? Приемы самоконтроля сверка с написанным образцом; взаимопроверка с товарищем;сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;коллективное выполнение задания и коллективная проверка;сочетание коллективной и индивидуальной работы; проверка по словесной инструкции;самостоятельное придумывание заданий;выполнение задания по алгоритму;выполнение задания по наводящим вопросам;выполнение задания по образу;проверка с помощью сигнальных карточек;подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;проговаривание “про себя” объяснения выбора В 1 классе дети учатся: - сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;- выполнять действия по развернутой инструкции; - осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;- использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем. Самооценка Основные функции самооценки:- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…) Формирование навыков самоконтроля 5 - красный4 - синий3 - желтый2 - коричневый1 - черный Игра "Число-контролер". Игра "Сохрани слово в секрете". окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д. Игра "Спрячь букву от буквоежки". 1.Наступила ранняя весна. 2. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл. Как превратить "о" в "и". Помоги пчёлке собрать урожай. Как сказать слово, не произнося ни звука. Варианты сокращенных алфавитовУ Д Р Б М О Н 2. А Л В С Е О Т 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 Успехов в работе!