Презентация Возможности УМК «Русский язык» Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. при подготовке к ОГЭ по русскому языку
Возможности УМК «Русский язык» Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. при подготовке к ОГЭ по русскому языку Ильюта В. Я., учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области Линия УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. Линия учебно-методического комплекса «Русский язык» (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.) предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Программа переработана с учетом требований ФГОС. Линия УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. Состав УМК: рабочая программа;учебники;рабочая тетрадь;дидактические материалы;контрольные и проверочные работы по русскому языку;тесты по русскому языку;методическое пособие. УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. Характеристика программы Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, преемственности и перспективности между разделами курса. Материал курса распределяется следующим образом: в 5 классе изучаются фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и орфография; в 6 классе -лексика и фразеология, словообразование, морфология, орфография; в 7 классе - морфология, орфография. Систематический курс синтаксиса изучается в 8, 9 классах, однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся в 5 классе.Во всех классах предусмотрены уроки развития речи. Материал в программе расположен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Форзац учебника (7 класс) Рубрики учебника Подготовка к изучению новой темы На страницах учебника Подготовка к сочинению Приложения учебника Подготовка к ОГЭ (5 класс) Упражнение 419. Прочитайте и озаглавьте текст. Какого он стиля? Выпишите 5 слов с основой, равной корню. Выпишите и подчеркните проверяемые гласные в корнях слов с пропусками.(1)Я ст..ю перед этим последним прозрачным л..стком и любуюсь им. (2)Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? (3)Всё ведь осыпалось.(4)Осиновый лист уже успел почернеть на земле.(5)Пожухла жёлтая осыпь березняках.(6)Под лиственницей л..жит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои.(7)Весь лес чёрный, пустой и х..лодный.(8)И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден л..сток на орешнике. (9)Куст обл..тел, а этот л..сток на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.(10)Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку.(11)Огл..нулся ‒ в..сит. (12)Всё уснуло в лесу. (13)Всё готово к зиме. (14)Только один листок упорно светится в чёрном лесу. Дополнительные задания Базовый уровень:О чём пишет автор? Как ведёт себя герой в лесу? Почему?Правописание какого слова зависит от его лексического значения?Какую картину вы нарисовали бы, прочитав данный текст? Почему? Дайте письменный ответ на эти вопросы.Повышенный уровень:1. Найдите в тексте метафоры, эпитеты. С какой целью использовал их автор? 2. Как вы понимаете смысл финала текста: «Только один листок упорно светится в чёрном лесу»? Напишите сочинение-рассуждение. Подготовка к ОГЭ (7 класс) Упражнение 259. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Укажите условия их выбора. Над какими видами орфограмм вы работаете? Озаглавьте текст. Слово «былина» происходит от слова «быль». Но всё ли, рассказа(н, нн)ое в былинах, происходило на самом деле?Исполнители былин всегда увлечё(н, нн)о искре(н, нн)е повествовали о мужестве(н,нн)ых богатырях, которые бесстраш(н,нн)о сражались с врагами Русской земли.Конечно, в былинах (не)мало вымысла, но в них взволнова(н,нн)о повествуется о сражениях и подвигах богатырей, стойко переносивших самые трудные испытания. Вниматель(н,нн)о слушая или читая старинные сказания люди вспоминаю памятные события русской истории. Народ (не)случайно сложил былины о благородных заступниках, которые преда(н,нн)о самоотверже(н,нн)о служат людям оберегая их свободу и мирную жизнь.(Н.Ладушкина) Дополнительные задания Базовый уровень:1. Объясните значение слов богатыри и заступники.2. Как Вы понимаете конец текста «Народ неслучайно сложил былины о благородных заступниках, которые преданно самоотверженно служат людям оберегая их свободу и мирную жизнь»? Напишите сочинение-рассуждение, приведите два аргумента из прочитанного текста. Дополнительные задания Повышенный уровень:1. Распределите предложения в соответствии с содержанием текста:А) В былинах много вымысла, но в них взволнованно повествуется о сражениях и подвигах богатырей. Б) Народ сложил былины о благородных заступниках, которые служат людям, оберегая их свободу и мирную жизнь. В) Слово «былина» происходит от слова «быль». Г) Исполнители былин всегда повествовали о мужественных богатырях.2. Вспомните былины о богатырях, какие их качества прославляет народ? Дайте письменный ответ, используя цитирование былин. Подготовка к ОГЭ (8 класс) Упражнение 208. Прочитайте текст. Определите его стиль. Озаглавьте текст. Найдите слова, в которых сформирована основная мысль текста. Составьте опорный конспект. Найдите односоставные предложения и определите их вид. Какие из односоставных предложений являются частью сложных предложений? Подчеркните грамматические основы односоставных предложений. Определите, какие знаки препинания пропущены. Подготовка к ОГЭ (8 класс) Можно еще много писать о Мещёрском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния! Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд — это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь. Дополнительные задания 1.Как Вы понимаете финал текста «И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь». 2. Напишите сочинение-рассуждение, приведите два аргумента из прочитанного текста. Подготовка к ОГЭ (9 класс) Упражнение 28. Прочитайте текст. Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматические основы. Найдите однородные члены, составьте их схемы.Язык Пришвина – язык народный. Он мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде, в простоте и мудрости народного характера.Слова у Пришвина цветут сверкают. Они то шелестят как травы то бормочут как родники то пересвистываются как птицы то позванивают как первый лёд то наконец ложатся в нашей памяти медлительным строем подобно течению звёзд.После Пришвина осталось большое количество записей и дневников. В них заключено много размышлений Михаила Михайловича о писательском мастерстве. В этом деле он был так же проницателен, как и в своём отношении к природе.(К. Паустовский) Дополнительные задания Базовый уровень: 1. Почему К. Паустовский говорит, что «язык Пришвина – язык народный»?2. Какие предложения из упражнения подтверждают эту мысль?3. Напишите сочинение-рассуждение «Язык Пришвина – язык народный», используя в качестве аргументов примеры из данного текста. Дополнительные задания Повышенный уровень:1. Какие средства выразительности использует К. Паустовский для описания «языка Пришвина»? (Ответ: сравнение, метафоры, эпитет, ряд однородных членов)2. Какие из перечисленных утверждений являются верными:А) в первом абзаце содержится рассуждение;Б) во втором абзаце представлено описание;В) содержание третьего противопоставлено по смыслу содержанию первого абзаца;Г) в третьем абзаце представлено повествование. (Ответ: Б, Г.)3. Напишите сочинение-рассуждение «Язык Пришвина – язык народный», в качестве доказательства своего мнения используйте примеры из произведений М. Пришвина. Подготовка к ОГЭ (9 класс) Упражнение 39. Прочитайте отрывок из книги известного лингвиста Н. М. Шанского «По следам “Евгения Онегина”». Найдите вводные и вставные конструкции. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.Роман в стихах А. С. Пушкина – явление в русской и мировой литературе уникальное… Поэзия авторского вдохновения в нём неразрывно связана с изображаемой прозой жизни. Совершенно неповторимы его (только лишь ему свойственные) поэтические краски. Внешне беспорядочное «собранье пёстрых глав» как называл свой роман автор представляет собой хорошо продуманную – хотя в процессе написания и меняющуюся – образную систему. В нём поразительно точно отражена и драматическая эпоха первой четверти XIX века и трепетная душа поэта и настоящая любовь к несчастной родине. В то же время в романе содержится поистине бездна «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» принадлежащих как сейчас модно говорить к общечеловеческим ценностям. Дополнительные задания Базовый уровень: 1. Как называется роман в стихах А. С. Пушкина? (Ответ: «Евгений Онегин»)2. В каком предложении заключена главная мысль текста? (Ответ: «Роман в стихах А. С. Пушкина – явление в русской и мировой литературе уникальное…»)3. Какими примерами (аргументами) автор подтверждает главную мысль?4. Согласны ли Вы с мнением автора? Приведите свои доказательства. 4) умирает от тяжёлой болезни 3) вышла замуж за нелюбимого человека В) Владимир Ленский 2) остался в одиночестве Б) Татьяна Ларина 1) убит на дуэли А) Евгений Онегин Дальнейшая судьба Персонажи Дополнительные задания Повышенный уровень:О каких героях Пушкин говорит: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень»? Какие средства выразительности использует автор в этих строках? Напишите сочинение-рассуждение на данную тему.Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в романе, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Подготовка к ОГЭ (9 класс) Упражнение 133. Прочитайте. Какая тема объединяет тексты? Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы: одного сложносочинённого предложения и двух сложноподчинённых. Определите вид сложноподчинённых предложений. Объясните графически употребление тире.1. Мне хочется поспорить с теми молодыми людьми которые сетуют что прошло мол время подвигов. То ли дело - годы революции или Отечественной войны! Они говорят если понадобит(?)ся то и мы совершим подвиг. Я глубоко убеждён что к подвигу подвод..т вся предшествующая жизнь человека. Ведь что(бы) иметь крепкие мускулы надо ежедневно заниматься физическим трудом спортом а что(бы) р..стить нравственную "мускулатуру" надо приобретать моральную закалку (ни)когда (не)пасовать перед любыми жизне(н,нн)ыми (не)взгодами. Тогда в час р..шающего испытания у тебя найдутся силы совершить такие поступки которые люди назовут подвигом.(А. Маресьев) Подготовка к ОГЭ (9 класс) 2. Я знал многих г..роев на войне и их храбрость г..роизм были (не)разрывно связаны с упорной физической и нравственной закалкой. Думаю что все сказанное относит(?)ся не только к летчикам подводникам геологам полярникам к людям так называемых р..мантических пр..фессий. Подвиг на любом посту в любой работе требует смелости и колоссального напр..жения сил. На каком бы участке жизни н.. были соверш..ны подвиги в ср..жении или на стройке на заводе или на ферме в научно-исследовательской лаборатории или медицинской клинике в подвигах есть общая черта. Подвиг это вершина огромного труда напр..женного и многостороннего.(По И. Кожедубу) Дополнительные задания Базовый уровень: 1. В каком предложении заключена главная мысль двух текстов? А) Время подвигов ушло далеко в прошлое. Б) Совершить подвиг можно только на войне. В) Подвиг – это вершина огромного труда, напряжённого и многостороннего. Г) Совершить подвиг могут только люди так называемых романтических профессий.Замените в первом тексте разговорное слово «пасовать» стилистически нейтральным синонимом.3. Как Вы понимаете последнюю строку текста 2 «Подвиг – это вершина огромного труда. напряженного и многостороннего». Напишите сочинение-рассуждение, используя аргументы из прочитанных текстов. Дополнительные задания Повышенный уровень: 1. Назовите произведения художественной литературы о героических поступках людей. 2. Что Вы знаете об авторах данных текстов? Какие подвиги были совершены ими в годы Великой Отечественной войны? 3. Кто автор книги, в которой описан подвиг А. Маресьева? Напишите её название. (Ответ: Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке») 4. Как Вы понимаете последнюю строку текста 2 «Подвиг – это вершина огромного труда. Напряженного и многостороннего». Напишите сочинение-рассуждение, используя аргументы из художественной литературы. Подготовка к ОГЭ (9 класс) Упражнение 244. Прочитайте текст и определите его стиль. Обоснуйте свой ответ. Какие из выделенных слов образованы путём присоединения: а) приставки; б) суффикса; в) путём сложения? В каком из значений слово лететь является синонимом слов бежать, мчаться, нестись?Разнообразна природа и красота планеты Земля. Разные страны гордятся своей, подчас неповторимой, подчас невиданной природой и красотой. В Швейцарии обратят внимание на Альпы, в Болгарии покажут Долину роз, в Венгрии непременно похвастаются озером Балатон... Подготовка к ОГЭ (9 класс) А там какой-нибудь водопад, а там оазис и мираж в пустыне, а там птичьи базары, а там пампасы и прерии. Бесконечно красива наша Земля! Бесконечны возможности путешествовать по ней, потому бесконечны, что всё равно не хватит одной человеческой жизни, чтобы узнать и увидеть Землю.Если же окинуть взглядом нашу страну, то нетрудно заметить, что у нас есть почти всё, что можно найти, путешествуя по тем или иным отдалённым странам. Люди, много ездившие и много видевшие, непременно подтвердят вам это.Страна, красивейшая в мире, представлена в полное распоряжение каждого из нас. Это ли не великое счастье?!Торопитесь летать, ездить, ходить, плавать. Одним словом, путешествовать по Земле. Торопитесь видеть Землю! Дополнительные задания Базовый уровень: 1. Укажите предложение с обособленными обстоятельствами. (Ответ: Если же окинуть взглядом нашу страну, то нетрудно заметить, что у нас есть почти всё, что можно найти, путешествуя по тем или иным отдалённым странам.) 2. Объясните смысл предложения: «Торопитесь видеть Землю!» Напишите сочинение-рассуждение, основываясь на данный текст.Повышенный уровень: 1. Укажите предложение, в котором сказуемые являются словами-синонимами. (Ответ: В Швейцарии обратят внимание на Альпы, в Болгарии покажут Долину роз, в Венгрии непременно похвастаются озером Балатон...) 2. Объясните смысл предложения: «Торопитесь видеть Землю!» Напишите сочинение-рассуждение, основываясь на читательский и жизненный опыт. Текст ФИПИ – 2016 1)Когда спрашивают, почему я, человек вполне сухопутный, так привязан к Севастополю, к морякам и кораблям, я говорю:– (2)Потому что море я полюбил в детстве.(3)И сегодня мне хочется вспомнить подробности тех дней, когда я впервые ощутил тоску по Севастополю. (4)Это случилось в начале июня. (5)Я от нечего делать зашёл к Шалимовым. (6)Лёшка сердито мастерил из загнутой медной трубки и гвоздя пугач-хлопушку. (7)На меня он только глянул с хмурым равнодушием. (8)В те дни, о которых я рассказываю, он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. (9)Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы. (10)Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач, а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку. (11)На коричневом сукне лежала книга, на которой были разлапистые якоря, парусные корабли и слова: «С. Григорьев. Малахов курган». (12)Всё, что было связано с морем и парусами, приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках. Текст ФИПИ – 2016 (14)Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе.(15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло. (16)Выстрел встряхнул меня – надо было принимать решение. (17)Попросить Лёшку, чтобы дал почитать? (18)Он может ответить «бери», а может и буркнуть «сам читаю» или «не моя». (19)Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню. (20)Щёлкнул на двери крючком и замер с книжкой у стола…21)Через какое-то время Лёшка задёргал дверь.– (22)Кнабель, это ты стырил книгу?– (23)Всё равно не дам, пока не дочитаю! – отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.– (24)Ну, только выйди, – нехорошим голосом предупредил Лёшка. Текст ФИПИ – 2016 (25)К середине следующего дня я дочитал «Малахов курган» и, виноватый, готовый к заслуженной каре, но всё равно счастливый, понёс книгу Лёшке. (26)Лёшка встретил меня вполне миролюбиво, улыбнулся и сказал:– (27)Да ладно, у меня сейчас «Восемьдесят дней вокруг света» есть, а эту читай ещё, если охота…(28)И я читал ещё. (29)Не спеша. (30)Про Веньку и про Нахимова, про гибель кораблей, затопленных у входа в бухту, и про матросов на бастионах. (31)А ещё в книге был Севастополь. (32)Я читал о жутких непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у необозримого моря. (33)Тот, который нужен был мне… (По В.П. Крапивину)* * Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – детский писатель. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей». Некоторые произведения писателя экранизированы. Работа над текстом ФИПИ – 2016 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе».Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Интернет-ресурсы для подготовки к ОГЭ www.fipi.ru
http://www.edu.ru/
http://www.examen.ru