Презентация к уроку-подготовке к ЕГЭ по теме Наука.Научное познание


НАУКА. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.Подготовила Ярощук Е.Ю., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №5» г.Курчатова Курской области Задание 26. Индийский эксперт по проблемам нищеты и голода Амаратия Сен стал лауреатом Нобелевской премиив области экономики за вклад в развитие экономической теории благосостояния. Учёный изучал распределение ресурсов в обществе. Какую функцию науки иллюстрируетего деятельность? Назовите любые иные две функции наукии проиллюстрируйте каждую из них примером. Задание 27. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте пролива не оказалось. Тогда, изучив описания, составленные путешественниками, Магеллан предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная земля. О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Укажите формы знания в каждом из них. Перечислите три метода научного познания, используемые Магелланом. Задание 27. Известно, что постепенное накопление научного знания время от времени «взрывается» научными революциями. Чем характеризуется этот период в развитии науки? Назовите не менее двух черт. Приведите пример научной революции.Задание 28. Вам поручено подготовить развернутый план по теме «Современная наука и ответственность учёных». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, два или более из которых детализированы в подпунктах. Задачи урока:1.Определить роль науки и научных знаний в современном мире.2. Выявить качественную специфику научного познания.3.Охарактеризовать основные формы и методы научного познания.Цель урока –выяснить особенности научного познания мира 1.Понятие науки.2.Функции науки.3.Общезначимые черты современной науки.4.Этика науки.5.Научное познание.6. Как развивается научное знание?ПЛАН УРОКА: Наука Сфера творческой деятельности Отрасль духовного производства Социальный институт Особый вид познавательной деятельности Только в сфере науки производство новых знаний выступает одновременно средством, основной целью и основным продуктом деятельности.Научное знание представлено в особой форме – научные представления, научные понятия, законы и теории.Наука – это систематизированные объективные знания о природе, человеке, обществе, которые позволяют преобразовывать окружающую действительность. « Наука – это неустанная многовековая работа мысли свести вместе посредством системы все познаваемые явления нашего мира» (А.Энштейн) {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПознавательнаяОсуществляет познание и объяснение устройства мира, позволяет проникнуть в сущность явленийКультурнаяНаучные знания становятся частью материальной и духовной культуры, важным фактором развитияМировоззренческаяФормирует научную картину мира, научное миропонимание и ценностные ориентацииФункции науки: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Производственная (практическая)Участие в преобразующей деятельности человека и общества; наука-фактор развития производстваСоциальнаяНепосредственное включение в процессы социального развития и управления имиПрогностическаяВозможность предвидения, предсказания, основа целеполаганияФункции науки: Всеохватность, безграничность, универсальностьПринципиальная незавершённость в своём развитииСочетание дифференцированности и интегративностиТесная связь с потребностями развития обществаОриентация на будущееПреемственностьОбщезначимые черты науки: Дифференциация научного знания- дробление на относительно самостоятельные области знанияИнтеграция научного знания- объединение относительно самостоятельных отраслей знания {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}По предмету и методу познания науки делятся на:ЕстественныеТехническиеОбщественныеГуманитарныеПо удалённости от практики науки делятся на:ФундаментальныеПрикладные{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СинергетикаКибернетикаТеория информацииБиохимияФизическая химияМатематическая лингвистика «Не навреди!» (cоциальная ответственность ученых);«Не укради!» (против плагиата);«Не лги!» (знание должно быть истинным);«Не вводи в науку скороспелые , необоснованные новации!»Этика науки – совокупность моральных правил организации научной деятельности. Особенности научного познанияОбъективноДоказательноТочно, строго определенноРациональноТребует специальных умений и знанийСистемноВоспроизводимо в сходных условияхПроверяемоВнутренне непротиворечивоСпециальный языкСпециальные методыОткрыто для рациональной критики Уровни научного познанияЭмпирический описывает предметы и явления, накапливает знанияНаучный фактЭмпирический закон – например, закон Архимеда, закон ОмаТеоретический объясняет сущность предметов и явленийПроблемаГипотезаТеорияПример теоретических законов – закон всемирноготяготенияФорма знанияМетоды познанияНаблюдениеЭкспериментОписаниеИзмерениеСравнениеВыдвижение гипотезАналогияНаучное моделированиеИдеализацияматематизация Эволюция науки по Т.Куну (как развивается научное знание?)НормальнаянаукаРостнаучногознанияРеволюцияв науке:парадигма не в состоянииобъяснять аномалииНоваяпарадигмаи новаянормальнаянаука ПарадигмаПАРАДИГМА – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период Решаем задания ЕГЭЗадание 26. Индийский эксперт по проблемам нищеты и голода Амаратия Сен стал лауреатом Нобелевской премиив области экономики за вклад в развитие экономической теории благосостояния. Учёный изучал распределение ресурсов в обществе. Какую функцию науки иллюстрируетего деятельность? Назовите любые иные две функции наукии проиллюстрируйте каждую из них примером. Задание 26. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.Решаем задания ЕГЭ Задание 27. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте пролива не оказалось. Тогда, изучив описания, составленные путешественниками, Магеллан предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная земля. О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Укажите формы знания в каждом из них . Перечислите три метода научного познания, используемые Магелланом. Решаем задания ЕГЭЗадание 27. Известно, что постепенное накопление научного знания время от времени «взрывается» научными революциями. Чем характеризуется этот период в развитии науки? Назовите не менее двух черт. Приведите пример научной революции. Решаем задания ЕГЭЗадание 28. Вам поручено подготовить развернутый план по теме «Современная наука и ответственность учёных». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, два или более из которых детализированы в подпунктах. Обществознание: учебник для 10, 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2013 г.Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.; АСТ:Астрель.К.Ясперс. Духовная ситуация времени. – М.,АСТ: Астрель, 2013 г.К.Ясперс. Истоки истории и её цель.Литература