Презентация на тему Наука и научное исследование


Наука и научное исследование Шеина М.Б. Вопросы Актуальность курса.Понятие «наука» и «научное исследование».Педагогическое исследование. Логика исследования.Методология пед. исследования.Уровни и методы пед. исследования.Этапы пед. исследования. Без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности. Он деревенеет, каменеет, опускается. Адольф Дистервег, немецкий педагог 19 века Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя.В.А.Сухомлинский Наука - Деятельность человека по выработке, систематизации и проверке новых знаний. Научное исследование Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.Виды научных исследований:Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения. Прикладное исследование. Исследователи Исследователь – это специалист, создающий новые знания. – это человек, создающий или открывающий новые знания в соответствующей отрасли деятельности. Исследователи создают новые знания, накопление которых позволяет выдающимся исследователям совершать научные открытия, которые влияют на ход развития человеческой цивилизации. Выдающиеся исследователи – это исследователи, вклад которых в науку получил признание в обществе.Например: Н.Пржевальский и Д.Кук - в географииД. Менделеев – в химииА.Эйнштейн, И.Ньютон – в физике и др. Публикации Научные исследователи публикуют свои работы в:журналах научных публикаций; коллективных трудах; монографиях по исследовательской теме. Уровни научного исследования Эмпирический (практический); направлен непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента (эмпирических методов).Теоретический; концентрируется вокруг универсальных законов и гипотез. Педагогическое исследование – это … - целенаправленный,- осознанный,- концептуально обоснованный,- логически выстроенный,- организационно – оформленный поиск путей совершенствования педагогического процесса. Логика исследования – это последовательность исследовательских шагов: Постановочной этап; определение научного аппарата исследования (проблема – тема – объект – предмет – контингент – гипотеза – цель – задачи).Собственно исследовательский этап (отбор методов – проверка гипотезы – конструирование предварительных выводов – их апробирование и уточнение – построение заключительного вывода).Заключительный этап; обсуждение выводов, их представление общественности, оформление работы (отчет, доклад, проект и т.п.), внедрение результатов в практику. Объектная область исследования - это сфера действительности, в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы. Проблема исследования- объективно возникающий в ходе познания вопрос, решение которого представляет существенный теоретический или практический интерес. Проблема может быть сформулирована как: противоречие, которое должно быть решено;недостаток, который должен быть устранён Тема – название работы, в котором проблема находит своё отражение и конкретизацию. В теме, как правило, содержится:объект;предмет;контингент исследования,Тема должна быть актуальной Актуальность проблемы (темы) исследования – это важность, значительность для настоящего момента, её своевременность и злободневность.Обосновать актуальность исследования – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Объект педагогического исследования – это то педагогическое пространство, в рамках которого находится изучаемое явление. Он всегда лежит либо в области педагогического процесса (его теории или методики, содержания, принципов и т.д.), либо в области субъекта или объекта воспитания. Предмет исследования – это конкретная часть (аспект, сторона) объекта, выделенная для специального изучения. – это то, посредством чего что-то меняется в объекте.Предмет всегда уже объекта. Он даёт представление о том, как рассматривается объект: в каких условиях, в каком взаимоотношении. Типичные ошибки при формулировке объекта и предмета: определение в качестве объекта детей или учащихся (для обозначения людей, включённых в исследование, введён термин контингент). Цель исследования – это идея, замысел, предполагаемый результат. Формулировка цели отражает результат исследования. Формулировка цели, как правило, начинается со слов: разработать, выявить, обосновать и др. Задачи исследования – это логический ряд конкретных ступеней реализации цели. Варианты формулирования задач:этапная структура построения задач: задачи формулируются как этапы исследования;проблемная структура построения задач: задачи формулируются как относительно самостоятельные части исследования Гипотеза педагогического исследования – это научно обоснованное предположение о возможных ответах на поставленный в виде проблемы вопрос. Она содержит характеристику предполагаемого результата, раскрывает механизм того способа, с помощью которого предполагается его достичь. Виды гипотез: описательные гипотезы, в которых высказываются предположения либо о связи между явлениями, либо о влиянии одного педагогического явления на другое;объяснительные гипотезы, представляющие собой развёрнутое предположение, где излагается модель, методика, система педагогических мер. Научная новизна - предполагает, что изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке. – это совокупность сформированных в результате исследования положений, которые могут быть оценены как новый вклад в науку, представляющую собой единство теории и практики. В рамках курсовой или ВКР новизна чаще всего заключается в уточнении, применении известного в новой сфере. Теоретическая значимость научного исследования – совокупность теоретических положений, которые могут быть оценены как вклад в развитие педагогической теории: теории воспитания, теории управления педагогическими системами и т.д. Практическая значимость – совокупность положений, полученных в результате исследования, которые могут быть оценены как вклад в педагогическую практику: в разработке методических рекомендаций для учителей школы, педагогических систем, методик, технологий, которые могут быть использованы в практике обучения и воспитания школьников. Методология педагогики – учение о принципах построения, формах и методах научного познания в педагогике (по А.С.Агафоновой)– это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания. (по В.И.Загвязинскому)– система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования. (по Г.М.Коджаспировой) Методологические принципы научно-педагогического исследования Объективность и обусловленность педагогических явлений определенными условиями, факторами, причинами.Целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов.Изучение явления в его связях и взаимодействии с другими явлениями.Изучение явления в его развитии. Уровни педагогического исследования Эмпирический(практический) Теоретический Методологический Устанавливаются новые факты в науке и выводятся эмпирические закономерности; накопление, отбор, сопоставление, мыслительный анализ и синтез, количественная и качественная обработка полученных в ходе исследования педагогических фактов Выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты На базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории. Исследования этого уровня называются фундаментальными. Методы педагогического исследования Эмпирические Теоретические Частные Комплексные изучение литературы, документов;изучение продуктов деятельности;наблюдение;беседа (опрос анкетирование, интервьюирование);тестирование;метод экспертных оценок. обследование;мониторинг;изучение и обобщение педагогического опыта;опытная работа;эксперимент. анализ;синтез;абстрагирование (отвлечение);конкретизация;аналогия;моделирование Группы МПИ (по Г.М.Коджаспировой) 1. Теоретические Анализ литературы, архивных документов;Анализ базовых понятий исследования;Сравнительно-исторический анализ;Прогнозирование;И все, связанные с анализом литературы и служащие для интерпретации результатов исследования. 2. Эмпирические (практические)Методы сбора и накопления данных: наблюдение, опрос (беседа, анкетирование, тестирование, интервью), анализ документов и продуктов деятельности, обобщение опыта.Методы оценивания: самооценка, рейтинг и др.Методы изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях: педагогический эксперимент.Методы контроля и измерения: шкалирование, срезы, тесты и др.Методы обработки данных: математические (ранжирование, регистрация), графические, табличные и др. Сложность педагогического исследования Неповторимость, неоднозначность протекания педагогических процессов и явлений;Зависимость педагогического процесса от личности педагога, исследователя и других субъективных факторов;Трудности в использовании лабораторных методов и замеров получаемых результатов;Ограниченность использования методов математической статистики;Достаточно обобщенный характер получаемых выводов. Этапы исследования: 1. Определение характеристик исследования (проблемы, объекта, предмета и др.); изучение теории вопроса; изучение имеющегося педагогического опыта; выдвижение основной гипотезы исследования и определение этапов экспериментальной работы.2. Осуществление проверки гипотезы. Экспериментальная работа :констатирующий этап;формирующий (развивающий, корректирующий) этап ;контрольный этап. 3. Теоретические и практические выводы.4. Оформление результатов исследования. Задания для ПР 1. Вам необходимо объяснить начинающему исследователю в популярной форме различия между объектом и предметом исследования. Как вы это сделаете?2. Определите, о каких компонентах исследования (объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:процесс развития интеллектуальных способностей ребенка;досуговая деятельность как средство эстетического воспитания;процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением;гуманизация образования старших школьников;коммуникативная деятельность учителя как одно из условий гуманизации образования.3. Выделите предположительный предмет изучения в следующих исследовательских темах:Использование новых информационных технологий в проблемном обучении.Использование активных методов обучения в начальной школе.Патриотическое воспитание в системе работы учителя.4. Как может быть сформулирована тема исследования, в котором выделены следующие логические структуры:Объект: учебная деятельность учащихся.Предмет: зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности.5 Чем гипотеза отличается от концепции?6. Как соотносятся в педагогической деятельности цели и задачи?