Презентация к уроку «Евгений, добрый мой приятель…»
Автор:Витык С.Аучитель русского языка и литературы 2015 «Евгений, добрый мой приятель…» История создания романаАнализ 1 главы Цель и задачи урока. Ввести учащихся в атмосферу пушкинского романа; помочь почувствовать его красоту, поэтическое обаяние, лиризм; приблизить школьников к пониманию эпохи, описанной в романе; выяснить авторское отношение к герою (сочетание иронии и сочувствия); сформировать первое представление о герое. История создания романа Работа продолжалась около 10 лет Жанр – роман-дневникПредставлены разнообразные картины жизни («Энциклопедия русской жизни», - писал В.Г.Белинский) В центре внимания – судьба молодого дворянина, живущего в 20-е годы XIX века. Не мысля гордый свет забавить,Вниманье дружбы возлюбя,Хотел бы я тебе представитьЗалог достойнее тебя,Достойнее души прекрасной,Святой исполненной мечты,Поэзии живой и ясной,Высоких дум и простоты;Но так и быть - рукой пристрастнойПрими собранье пестрых глав,Полусмешных, полупечальных,Простонародных, идеальных,Небрежный плод моих забав,Бессониц, легких вдохновений,Незрелых и увядших лет,Ума холодных наблюденийИ сердца горестных замет. I глава Образ Онегина в главеИзображение жизни дворянстваЭнциклопедизм в отражении русской жизни. происхождение героя воспитание образование Родился на брегах Невы,Где, может быть, родились выИли блистали, мой читатель;Там некогда гулял и я:Но вреден север для меня. (1) III.Служив отлично-благородно,Долгами жил его отец,Давал три бала ежегодноИ промотался наконец. Судьба Евгения хранила:Сперва Madame за ним ходила,Потом Monsieur ее сменил.Ребенок был резов, но мил. Monsieur l'Abbй, француз убогой,Чтоб не измучилось дитя,Учил его всему шутя,Не докучал моралью строгой,Слегка за шалости бранилИ в Летний сад гулять водил. Он по-французски совершенноМог изъясняться и писал;Легко мазурку танцевалИ кланялся непринужденно; Он знал довольно по латыни,Чтоб эпиграфы разбирать,Потолковать об Ювенале,В конце письма поставить vale,Да помнил, хоть не без греха,Из Энеиды два стиха. дней минувших анекдотыОт Ромула до наших днейХранил он в памяти своей Не мог он ямба от хорея,Как мы ни бились, отличить.Бранил Гомера, Феокрита;Зато читал Адама Смита,И был глубокой эконом, Из Кронштадта. На сих днях прибыли в порт корабли… Из Руана… из Мориньи. На них следующие «нужные» нам привезены товары: шпаги французские разных сортов, табакерки черепаховые, бумажные, сюртучные, кружева, блонды, бахромы, манжеты, ленты, чулки, пряжки, шляпы, запонки и всякие, так называемые, галантерейные вещи… а из петербургского порта на те же корабли грузить будут разные домашние наши «безделицы», как-то: пеньку, железо, нефть, сало, свечи, полотны и проч.» (Н.Новиков, «Трутень») Отношение автора к герою(Ирония и сочувствие) «молодой повеса», «добрый мой приятель» Что занимало целый деньЕго тоскующую лень, -Была наука страсти нежной Куда ж поскачет мой проказник? Моину вызвать (для того,Чтоб только слышали его). Быть можно дельным человекомИ думать о красе ногтей: Мне нравились его черты,Мечтам невольная преданность,Неподражательная странностьИ резкий, охлажденный ум. «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной…» Отношение к природеОтношение к любвиОтношение к театруОтношение к поэзии Я помню море пред грозою:Как я завидовал волнам,Бегущим бурной чередоюС любовью лечь к ее ногам! рано чувства в нем остыли;Ему наскучил света шум… Зевая, за перо взялся,Хотел писать - но труд упорныйЕму был тошен; ничегоНе вышло из пера его,И не попал он в цех задорныйЛюдей, о коих не сужу,Затем, что к ним принадлежу. ... роща, холм и полеЕго не занимали боле;Потом уж наводили сон;Потом увидел ясно он,Что и в деревне скука та же… Я был рожден для жизни мирной,Для деревенской тишины:В глуши звучнее голос лирный,Живее творческие сны. Волшебный край! там в стары годы,Сатиры смелый властелин,Блистал Фонвизин, друг свободы, Мои богини! что вы? где вы Блистательна, полувоздушна,Смычку волшебному послушна,Толпою нимф окружена,Стоит Истомина; Всё хлопает. Онегин входит,Идет меж кресел по ногам,Двойной лорнет скосясь наводитНа ложи незнакомых дам…В большом рассеянье взглянул,Отворотился - и зевнул… Один день молодого дворянина Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед. К Talon (4) помчался: он уверен,Что там уж ждет его Каверин.Вошел: и пробка в потолок,Вина кометы брызнул ток, Но звон брегета им доносит,Что новый начался балет.Театра злой законодатель,Непостоянный обожательОчаровательных актрис,Почетный гражданин кулис,Онегин полетел к театру, Онегин вышел вон;Домой одеться едет он. Мы лучше поспешим на бал,Куда стремглав в ямской каретеУж мой Онегин поскакал. Что ж мой Онегин? ПолусонныйВ постелю с бала едет он:А Петербург неугомонныйУж барабаном пробужден. Вывод Таким образом, мы узнали о происхождении героя, его воспитании и образовании; выяснили, какая среда его окружает и формирует его взгляды, определилось отношение к герою автора; Онегин не связан с русским народом, его преследует хандра Домашнее задание Жизнь дядюшки Онегина.Отношения Евгения с соседями.Сравнение с Ленским (письменно) – отношение к поэзии, дружбе, любви, жизни.Отношение соседей к Ленскому.Каков уклад жизни в семье Лариных?