Презентация для педагогов и психологов Мотивация учебной деятельности школьников


Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Как мотивировать познавательную деятельность ученика? «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё»Л.С.Выготский«Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев Мотив Мотив – источник деятельности любого человека.Мотив - это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным. «Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог, опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется:тенденция уклонения от учёбыдеятельность и результаты учения незначительныотвлекаемость на урокебыстрое утомлениеригидность мышления. Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика.Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулироватьПроцесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников. Содержание учебного материала.Стиль общения учителя и учащегося.Характер и уровень учебно-познавательной деятельности. Стиль общения учителя и учащегося Авторитарный Формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации.Демократический Способствует внутренней мотивации.Либеральный (попустительский)Снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех» Стиль общения учителя и учащегося Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика.Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь. Основные методы мотивации и стимулирования деятельности обучающихся можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика I.Эмоциональные методы мотивации поощрение,порицание,учебно-познавательная игра,создание ярких наглядно-образных представлений,создание ситуации успеха,стимулирующее оценивание,удовлетворение желания быть значимой личностью. II.Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт,познавательный интерес,создание проблемной ситуации,побуждение к поиску альтернативных решений,выполнение творческих заданий,«мозговая атака»,развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод III.Волевые методы мотивации предъявление учебных требований,информирование об образовательных результатах обучения,познавательные затруднения,самооценка деятельности и коррекции,рефлексия поведения,прогнозирование будущей деятельности IV.Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу,побуждение подражать сильной личности,создание ситуации взаимопомощи,поиск контактов и сотрудничества,заинтересованность в результатах коллективной работы,взаимопроверка,рецензирование. Система развития мотивации учения Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп:причинно-следственные связи,комбинирование информации,планирование и выполнение практической деятельности. Система развития мотивации учения Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы. Итоги: Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности» МБОУ СОШ №2 г. Воронежа Презентацию «Мотивация учебной деятельности школьников» подготовила :педагог-психолог Кулакова Н.А.