Презентация по русскому языку Управление в словах, близких по значению
Управление при словах, близких по значению.
Перед нами встаёт вопрос, как лучше (правильнее) сказать: предостеречь от кого? (чего?) или предостеречь против кого? (чего?). В чем смысловое различие между словосочетаниями удостоить чего? – удостоить чем?
Многие слова, близкие по значению или составу, по-разному управляют другими словами. Например, глагол тормозить требует после себя винительного падежа, а глагол препятствовать – дательного. Плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперед. Но: Плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперед. Поэтому надо уметь правильно ставить вопрос к зависимому слову
Заплатить (за что?) за проезд в автобусе – оплатить (что?) проезд в автобусе. Полон (чего?) впечатлений – наполнен (чем?)фруктами. Вера (во что?) в успех – уверенность (в чем?) в своих силах. Упрекать (в чем?) в беспечности – попрекать (чем?) куском
Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне – тревожиться (за что? За кого?) за здоровье сына. Доволен (чем?) результатом – рад(чему?) приезду. Предостеречь (от чего?) от ошибок – предупредить (о чем?) о поездке. Удивляться (чему?) мужеству твоему – восхищаться (чем?) восходом солнца. Разочароваться (в чем?) в профессии – быть недовольным (чем?) результатом
- Итак, что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов? Знать основные значения падежей и предлогов, а так же лексическое значение слов.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и ставя в нужном падеже слова, данные в скобках. В необходимых случаях добавляйте и соответствующие предлоги. 1) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно пишет … (положение пореформенного крестьянства). Некрасов с глубоким сочу..ствием описывает … (тяжелая судьба женщины-крестьянки). 2) Арина Петровна попр..кала сирот-племянниц … (каждый кусок хлеба). Павла Владимировича снова упр..кала она … (недостаточная почтительность). 3) В разговоре собеседники к..снулись … (самые разнообразные вопросы). Они говорили … (самые разнообразные дела). 4) Мать тревожилась … (судьба сына). Она бе..покоилась … (состояние его здоровья)
Перепишите предложения, выбирая из слов, данных в скобках, нужный вариант. Составьте устно, где возможно, предложения, используя другие, не взятые вами слова из скобок. 1) Учительница… (уделяла много внимания, обращала много внимания) работе с отстающими учениками. 2) Страшная жара… (тормозила, препятствовала) нормальной работе геологической экспедиции. 3) Школа… (отличается, занимает первое место) по охвату учащихся внеклассной работой. 4) Девочка очень бережно … (обращалась, относилась) с книгами. 5) Банка была… (полна, переполнена) воды. 6) Ваня… (рассказал, поделился) о своих впечатлениях от поездки в Москву.
Задание. Наблюдение над употреблением в речи предлогов в, на. – Какое значение имеют эти предлоги? (В – «внутри чего-нибудь». На – «на поверхности чего-нибудь»). - Правильны ли сочетания: ехать в поезде - ехать на поезде, работать в поле – работать на поле, слезы в глазах – слезы на глазах? Да, предлоги выступают как синонимы.
В то же время надо отметить, что в большинстве случаев эти предлоги различаются в соответствии с присущими им значениями:а) с географическими объектами сочетается предлог в: в городе, в Сибири, в Белоруссии;б) при названии островов, полуостровов употребляется предлог на: на Камчатке, на Новой Земле;в) с названиями гор и горных местностей употребляется предлог на: на Урале, на Казбеке;г) употребление предлогов в, на при названиях гор во множественном числе связано с различными значениями: отдыхать в Альпах – значит «в горах, среди гор»; события на Балканах – значит «на Балканском полуострове»; леса на Карпатах – значит «на поверхности гор».
- Предлоги в, на имеют свои антонимы, какие? (В – из, на – с. Например, поехал в Крым – вернулся из Крыма, отправился на Кавказ – прибыл с Кавказа)