Презентация Развитие ученического самоуправления в детском коллективе


Самоуправление-это не только работа ,но и борьба . Борьба в защиту порядочных ,тихих и слабых против врагов порядка и справедливости.Я.КОРЧАКАвтор – учитель истории высшей квалификационной категории Руководитель МО классных руководителей СОШ № 10 города Набережные Челны Фефилова Эльза Раульевна *Самоуправление - это саморазвитие личности.*Самоуправление отличается по роли педагога в управленческой деятельности детским коллективом(авторитарный , демократический)*Признаки самоуправление : самостоятельность детей в принятие и выполнении своих решений , возможность развития своей самостоятельности.*Педагогическая цель в ученическом самоуправлении - демократизация жизни класса.*Самоуправление проходит через последовательные этапы , качественно изменяется из управляемого класса в самоуправляемый.*Условия самоуправления: групповой мотив действия. Определение цели деятельности Принятие цели коллективомКоллективное обсуждение целей Коллективное подведение итоговОценка своих способностей Реализация решенияИнтенсивность организаторская деятельность Мотив группового действия«МЫ ХОТИМ» Постановка управленческой проблемыВыдвижение идей Коллективное обсуждение решенияВыбор вариантов Принятие решенияОценка вариантов *Само-активизация (вовлечение большего числа участников ученического коллектива в решении проблем класса , систематическая работа по вовлечению детей в разные сферы деятельности)*Саморегулирование (влияние актива на коллектив , способность коллектива изменяться для решения своих проблем)*Самоконтроль (самоанализ своей деятельности ,само-коррекция , само-планирование ) *Свобода выбора- деятельности учащихся во внеучебное время (свобода выбора форм ,направлений деятельности. Цель педагога- формирование активного отношения к результатам деятельности)*Творческое партнерство и сотрудничество педагогов и учеников зависит от цели коллектива и вера в возможность преодоление трудностей *Цель деятельности должна быть реальная, осознанная, интересная. Педагогическое управление идет в двух направлениях:*Административно-контролирующее и детское самоуправление.(Педагог отслеживает успеваемость, посещаемость, работает с классным журналом, с родителями учеников, с дневниками...; Взаимодействие с ученическим самоуправлением, членами актива организуют классную жизнедеятельность)*Педагог учитывает и соблюдает меры детской самостоятельности.*Педагог создает условия для всех школьников для самореализации.*Педагог с классом планирует совместную деятельность, организует выполнение плана , анализирует вместе с ними деятельность. Лидер-это человек способный повести за собой , пробудить интерес к делу. Он стремится «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих , понимает интересы большинства, с ним хочется посоветоваться в трудные минуты , поделиться радостью. Он может понять , придти на помощь, от него зависит настроение коллектива, он может «завести» окружающих.*Средством удовлетворения потребности в самореализации личности является участие в общественной жизни класса через выполнение постоянных и временных поручений, проявление лидерских качеств.*Важно учитывать постоянное стимулирования лидерства.*Форма определения лидерства (игра «день рождения», киностудия, магазин одной покупки и др. Коллективно творческая деятельность и методика коммунаровского воспитания «Человек-творец, гуманист, борец…,но мало быть им нужно бороться со своими недостатками, за улучшение окружающего мира. Стержень Человека: отношение к Родине, к людям, к себе так как и к товарищам»*Основана в 60х годах 20 века к.п.н. Ивановым И.П- доцентом ЛГПИ на базе фрунзенской коммуны актива Дворца пионеров имени Жданова.*Коммунарство- деятельностная забота об окружающем мире , развитие социальной активности, рыцарское служение добру, творчество и демократизм, товарищество , мажор и дух свободы.*Девиз методики: «Каждое дело творчески –иначе зачем!»*Цель методики:1.-Преодолеть формализм воспитания, утвердить творческое сотрудничество детей и педагогов.2.-Развивать стремление улучшать окружающую жизнь и думать о том как это сделать? Идеи и принципы методики: *Включить детей в преобразование жизни.*Идея участия детей в воспитательном процессе.*Идея содружества учителя – ученика.*Идея гуманизма в воспитании( воспитание от потребности ученика).*Идея коллективно деятельностного подхода.*Идея коллективного воспитания и влияния на развитие личности.-Принципы: 1.- Коллективно организаторская деятельность2.- Коллективное творчество.3.-Коллективное планирование.4.-Эмоциональная насыщенность жизни.5.-Общеполезная направленность деятельности.6.-Обогащение опыта детей новыми идеями , формами через ситуацию образцов. Формы коллективно творческой деятельности: *КТД- конкретная деятельность для решения проблемы коллектива. *Чередование творческих поручений ( ЧТП)*Сюжетно-ролевые игры*Коллективное планирование.*Коллективный анализ Виды КТД: *Спортивные («бой неуловимых» «тайна следопыта» «олимпийские игры»)*Трудовые ( операции « Чистый двор» «Осенний листок» « Малышок».*Научно-познавательные ( «Час занимательной Химии» «Защита космического проекта» « Час будущего города»*Художественные ( эстафета « Ромашка» «Час сказок» «Форум Мюнхаузенов»*Общественно полезные( «Хочу чтобы было так» «Думаю, мечтаю, предлагаю, Формы КТД 1.- Схема боя (команды задают друг другу вопросы, КВН , «Хоккей»2.-Защита (МиГи защищают предмет, профессию, времена года, знаки зодиака, фантастического проекта)3.-Эстафета (требует определенной логики и системы при раскрытии темы.4.-Путешествие («вертушка»-группы переходят от станции к станции, «По морям,по волнам»5.-Ролевая Игра( иммитация события, политкарнавал, политтеатр, политмост. Коллективный анализ КТД: *Разговор по кругу ( передается эстафетная «палочка»-боб, значок, колечко.*Анкета-стенгазета («Забор откровений», «Стена пожелании»*Групповые дискуссии*Цветопись*Мозговой штурм *Банк идей Алгоритм КТД: 1.-Разведка дела (идеи)2.-Мозговой штурм3.-Коллективное планирование дела, проектирование ожидаемых результатов.4.-Создание Совета Дела (СД)5.-Работа СД с идеями.6.-Составление плана КТД. 7.-Состовление плана подготовки к КТД.8.-Распределение сил и заданий.9.-Создание творческих групп.10.-Агитация за дело.11.-Смотр готовности.12.-Проведение КТД.13.-Колеективный анализ.14.-Уроки на будущее