Презентация к уроку русского языка во 2 классе Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков(урок русского языка во 2 классе)Есина Татьяна Ивановнаучитель начальных классовМБОУ Одинцовской гимназии № 14г. Одинцово 2015 год
ЗагадкаЧто за буква? Кто узнает?Звука не обозначает, Может только показать, Как согласный прочитать.
style.rotation
Талантливая букваКак вы думаете, почему учёные её так назвали – талантливая?- у неё нет собственного звука, - но она может влиять на звук, стоящий перед ней, - не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
Чистописаниеньльмьрь
Словарная работараспределите слова в два столбика.
ПРОВЕРКАЬ в конце словамедведьснегирьтетрадьморковьметельЬ в середине словаконькиучительницамальчикПальтоольха
ПРОВЕРКАКТО?медведьснегирьучительницамальчикЧТО?тетрадьморковьМетельконькиПальтоольха
Проблемный вопросПочему мы сегодня вспомнили про мягкий знак?О чём сегодня будем говорить на уроке?
Тема урока:Мягкий знак показатель мягкости согласных звуковЯ волшебник.Захочу –Появлюсь и превращуМЕЛ, которым пишут в школе,В МЕЛЬ, опасную на море.Кто волшебник – отгадай,Выше руку поднимай!
ppt_wr
Соедини картинку со словоммель мел
ШарадаСо звуком [л'] – я под землёйБываю каменным и бурым.А с твёрдым – в комнате любой, В геометрической фигуре. (Уголь – угол)
Как же читать согласный, после которого стоит мягкий знак?Сравните слова:УГОЛ - УГОЛЬ
Что такое угол?Где человек может встретиться с углом?
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
Как превратить место для наказания в топливо?УГОЛ – УГОЛ… r
Вставь слова в предложение:Положи угол? в этот угол?. Положи уголь в этот угол. Запиши предложение.
ppt_wr
ppt_wr
Я мелкий круглый каменьНа берегу морскомЯ круглый год валяюсь,Под солнцем и дождём.Но только букву убери - Я в птицу превращаюсь И вверх я устремляюсь. галькагалка
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
СкороговоркаНа берёзе галка,На побережье галька.Галка прилетелаИ на гальку села.
Вставь слова в предложение:На морскую гал?ку прилетела гал?ка. На морскую галЬку прилетела галка.
ИГРА. «Замени твёрдый согласный в конце слова на мягкий»КОН УГОЛ ТРОН ХОР МЕЛ УДАРМОЛБЫЛ КРОВ ПАР ЦЕЛ СТАЛ КОНЬУГОЛЬТРОНЬХОРЬ МЕЛЬУДАРЬМОЛЬБЫЛЬКРОВЬПАРЬЦЕЛЬСТАЛЬ
Артикуляционная гимнастика + физкультминуткаМальчик топал, топал, топал, И увидел тополь, топольНабросал ему под ножки Темно-красные сережки. Рядом ясень, ясень, ясень, Небосвод над ним так ясен. Рядом ива, ива, ива. Вся в барашках, так красиво.
ИГРА. «Звук - озорник»Корабль сел на мел. В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель? (Мель – неглубокое место в реке, озере, море.) Девочка поставила веник в уголь. Хорь пел весело и звонко. Кто такой хорь? (Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)
style.rotation
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
style.rotation
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
Игра «Спрячь ь в середину».ОкуньДеньПеньУгольОкунькиДенькиПенькиУгольки
ppt_wr
ppt_wr
ppt_wr
ppt_wr
Вывод:Мягкий знак пишется1. на конце слов моль, дверь, пристань.2. в середине слова после мягкого [л']: больница, скользит, стекольщик, пыльца;3. после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым: банька, письмо, седьмой;
Обозначение мягкости согласных звуков4. в корне или после корня перед буквами Б, Г, К, М, Ш серьги, нянька, косьба, меньше, тесьма.
МЯГКИЙ ЗНАК
Выборочный диктант. Здравствуйте, девочки и мальчики. Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашёл на пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы испугались и побежали домой.Выпишите слова с мягким знаком , подчеркните орфограмму.
Игра «Догадайся, о чём идёт речь» 1. Место наказания провинившихся детей. 2. Полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске. 3. Защищающее от непогоды сооружение в виде укрытия над головой4. Емкость для хранения варенья. 5. Длинная палка, которую используют для прыжков в высоту.Проверь: Угол, мел, кров, банка, шест (добавь Ь и запиши получившиеся слова)
Игра «Догадайся, о чём идёт речь»6. Певческий коллектив, многоголосное пение. 7. Богато отделанное кресло на специальном возвышении как место монарха во время торжественных церемоний, государев престол. 8. Примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты портовой акватории от морских волн Проверь: хор, трон, мол (добавь Ь и запиши получившиеся слова)
Итог урокаМягкий знак, мягкий знак Без него нельзя никак.Без него не написатьТридцать, двадцать, десять, пять.Вместо шесть получим шест,Вместо есть получим ест,Станут пенками пеньки,Уголками угольки,Банька в банку превратится,Вот что может получиться,Если будем забыватьМягкий знак в словах писать. СПАСИБО ЗА УРОК!
http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамкаhttp://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg перо, чернильницаhttp://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png книгиhttp://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png открытая книга с перомhttp://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.pngсвиткиИнтернет – ресурсы: Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/