Здоровьесберегающие принципы в организации образовательного процесса
Здоровьесберегающие принципы в организации образовательного процесса Здоровье - еще не всё, но жизнь без здоровья – ничто.Лат.выражение
Ремми Блект «От речи зависит здоровье и материальное благополучие» в своей статье «Речь как основа и показатель совершенства»В Бхагават-Гите говорится, что аскеза речи заключается в умении говорить правду приятными словами.Речь – проявление жизненной силы. Наиболее успешны те люди, которые приятно говорят и умеют контролировать свою речь.
Профессиональное здоровье педагогов в современных условиях«Если бы людей судили за преступления против собственного здоровья, очень многие получили бы высшую меру»
Принципы сохранения профессионального здоровьяПринцип педагогического оптимизма Принцип индивидуальности и дифференцированного подхода
Основные проблемы здоровья педагогов:Нервные расстройстваСердечно-сосудистые заболеванияОстеохондрозНарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системыЗаболевания верхних дыхательных путейПатология зренияГинекологические заболеванияУрологические заболеванияХроническая усталость нервной системы
Рами Блек учитсамонаблюдать речь, обобщая в конце недели позитивные и негативные явления, действенность решений и усилий, прогностическое соответствие.зафиксированные образцы благоприятной, созидательно ориентированной речи
Традиционная учительская позиция «Я-то знаю и могу, а ты постарайся, сделай правильно» всё менее привлекательна для детей и всё менее результативна.Напряжённо работающий взрослый ориентирует ребёнка на продуктивные формы деятельности, а если взрослые заинтересованно учатся сотрудничать – лучшего условия для благоприятной речевой интеграции найти затруднительно.
Здоровьесберегающие технологии: помощь логопедической службы в работе с учащимися.Грамотная, красивая речь ребенка благотворно влияет на его: физическое здоровье; психическое состояние; выстраивание положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
Создание условий есть основа воспитания.Воспитание есть правильная организация жизниЛ.С. Выготский
Здоровьесберегающие принципы организации современного урокаСовременный урок – это урок без стрессов.(Ученик 10 класса)
Личность учителяКачество работыФизическое здоровьеКачество жизниПсихическоездоровьеЭмоциональноесостояние
Е.И. Казакова Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.
Принципы сопровождения 1) Основные принципы:«Всегда на стороне ребенка»,Непрерывность, междисциплинарность и комплексный подход;2) общедидактические принципы;3) основные принципы логопедии:Системность, комплексность развития;Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;Деятельностный подход;Поиск обходных путей и опора на сохранное
Школа должна быть местом радости, спокойствия и сотрудничества
Tempŏra mutantur et nos mutämur in illis Времена меняются и мы меняемся в нихЛат. выражение
Учебное сотрудничество«То, что мы собрались вместе, - это только начало; то, что мы продолжаем оставаться вместе, - это уже достижение; то, что мы вместе работаем, - это настоящий успех.» Г. Форд
“Человек – высший продукт природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным” И.П.Павлов
Факторы здоровья учащихся:Эндогенные:возрастныеполовыенаследственные: типологические, индивидуальныекатамнез: пороки развития, перенесенные заболеванияЭкзогенные:ВНЕШКОЛЬНЫЕЭкологическиеабиогенные (природные)биогенныетехногенныесоциогенныеЭкономическиеСоциальные:семейныекультуральныесоциобытовыемедицинские
Признаки дезадаптационных состояний у ученика часто отвечает не по существу, не может выделить главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо; долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь; требует к себе постоянного внимания со стороны учителя;
«Свобода – это собственный темп развития ребенка.» Е. ПаркхерстВ настоящее время на западе достаточно широко используется Дальтон-план. Этот метод, активно применявшийся в России в 1920-е г.г., к сожалению. Современным отечественным образованием забыт. Причиной тому, видимо, послужило использование данной технологии Н.И. Бухариным в процессе партучебы. После расстрела Бухарина на Дальтон- план был наложен запрет. В соответствии с данной технологией каждый ученик планирует свое время для усвоения определенной темы, заключая с педагогом контракт на определенный срок.
Основные проблемы учащихся в учебной деятельности, ведущие к дезадаптационным процессамНарушение внимания, памяти, мышления, самоконтроля;Низкая включение в деятельность и переключаемость на другой вид деятельности ,Низкая мотивация;Низкое развитие объема движений в артикуляторном аппарате и мышечном корсете в целом, как следствие развитие нарушений опорно-двигательного аппарата и внутренних органов и т.д….
Девиз логопеда - развивая движения, развиваю речь. Речь-это деятельность. Необходимо, чтобы артикуляция, фонация и дыхание были достаточно скоординированы в своей работе. Также, чтобы речедвижения соотносились с соответствующими слуховыми ощущениями.
Этапы развития движенийНа первом этапе плод плавает в околоплодной жидкости. Развитие трех важнейших центров заднего мозга: вестибулярных и слуховых ядер, связанных с ориентацией тела в трехмерном пространстве, центров координации движений частей и всего тела, локализованных в мозжечке; центров «обеспечения» сложных движений – регуляции кровообращения и дыхания (в продолговатом мозге).
Этапы развития движенийНа втором этапе развития движений тесно связан с первым и формированием систем противодействия гравитации.Пассивное плавание вырабатывает необходимые вестибулярные, зрительные и кинестетические импульсы, формируются синестезии.
Этапы развития движенийНа третьем этапе происходит освоение ползания, происходит перефокусировка глаз на видение своих рук, ближней и дальней опорной поверхностей (глаз-рука). В школе это проявляется в неумении «держать строку», пропусках слов при списывании текста и др.Также происходит отработка межполушарного взаимодействия, суксессивного и симультанного (теснейшим образом связаны с развитием логических процессов абстрактного мышления).
Этапы развития движенийНа четвертом этапе ребенок осваивает лазанье. Природа дает шанс доработать остаточные «проблемы ползания» функционированию системы « глаз-рука». Недооценка родителями важности 3 и 4 этапов приводит в дальнейшем к появлению различных форм «школьной незрелости».
Этапы развития движенийПятый этап прямостояния, хождение, бег. При естественном развитии не возбранялось чередовать вертикальное положение с ползанием, лазаньем, кувырками. Тем самым создавалось оптимальное соотношение указанных движений и связанных с ними развивающих факторов. Наличие микро-, мезо-, и макрорельефа. Основные компоненты движения развиваются сначала с участием больших мышечных групп, а затем — малых.Что же из развития наших детей мы видим? У многих детей в той или иной степени нарушены этапы развития движений. Каким образом возможно восстановить объем движений?С помощью плавания, ползания, лазания, прямостояния и прямохождения в единстве с манипуляциями и балансированием. Развивая общую моторику мы постепенно подходим к развитию мелкой. Родителям рекомендовано посещать оздоровительное плавание и нейропсихологические занятия на балансирах.
Состав комплекса оздоровительных упражнений на уроке:упражнения на коррекцию положения тела, формирование осанки;упражнения на укрепление мышц туловища;упражнения на потягивание и развитие гибкости позвоночника; упражнения на развитие подвижности суставов;дыхательные упражнения;2-3- упражнения для глаз;гимнастика для мозгаЭлементы нейройоги
Технологии развитияКинзетерапияГидрогимнастика Су-Джок терапияЯпонская методика пальцевого массажаЛогопедический массажТочечный массажИскусственная локальная гипо и гипер термияНейройога
Коррекционная работаДля стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивающая кинезиологическая программа А.Л. Сиротюк, под влиянием которой в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Брейн Джим – гимнастика для мозгаДвижения данной гимнастики дают возможность детям задействовать те части головного мозга, которые раньше были совершенно недоступны. Все упражнения гимнастики составляют 4 блока:- движение по средней линии- упражнения на растяжение- энергетические упражнения- упражнения, трансформирующие отрицательные эмоции в положительныеКнопки мозга
Развитие физиологически правильного речевого выдохаУпражнения лежа, сидя, стоя.Вдох носом- надули животик, выдох через рот, рыбка спряталась в воду.
Т.А. Трубникова Методика запоминания и коррекции написания букв у младших школьников.Шишкова С.Ю.«Буквограмма»