ПРЕЗЕНТАЦИЯ Здоровьесберегающие принципы организации СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Здоровьесберегающие принципы организации современного урокаСовременный урок – это урок без стрессовПодготовила Грушевая Г.Н.
Урок – система и единица образовательного процессаУчебное занятие, урок – развивающая и развивающаяся система, которая обладает связью с внешней средой через информационные и другие каналы
Структура профессиональной компетентности педагога:Умение педагогически мыслитьУмение подвергать факты и явления теоретическому анализуУмение педагогически действоватьУмение на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях переходить от конкретного к абстрактному, доведение до теоретического анализа
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движенииЖан Жак Руссо
Требования к организации учебного занятия с позиции здоровьесбережения В начале урока обратите внимание на санитарно-гигиенические условия в учебном классе:Температура и свежесть воздуха ( чистота воздуха – фактор работоспособности и успешности учащихся)Качество освещения класса и доски, помните естественно освещение благоприятнее, чем искусственноеШумовой (звуковой фон)Чистота помещения, аккуратность
Санитарно-гигиенические условия:Чистота классной доскиЗнание и учет физических и психологических особенностей каждого ученика (зрение, слух, особенности восприятия, внимание и т.д.)Место и длительность применения ТСОПодготовка дидактических материалов и их соответствие требованиям к наглядным пособиям
В ходе проведения урока: Создавайте атмосферу психологического комфорта на уроке, успешности учащихся в учебной деятельностиСледите за внешней мотивацией учащихся, способствуя поддержанию работоспособности Средняя продолжительность одного вида учебной деятельности не должна превышать в начальной школе 5-7 минут, в средних и старших классах 7-10 минут
В ходе проведения урока:Чередуйте виды преподавания: аудиальные, визуальные, практические, самостоятельная, лабораторная работа, творческая работа и т.п. не менее 3 в учебном занятии. «Знания лучше усваиваются, когда они поглощаются с аппетитом» - в активной деятельности, творчестве, самостоятельно.Выбор методов обучения должен соотноситься с целями урока и особенностями учащихся
В ходе проведения урока:контролируйте чередование позы учащихся на уроке в зависимости от вида работы, обязательно следите за осанкойобязательно проводите на уроке 2-3 оздоровительных паузы с использованием упражнений по профилактике нарушений осанки, зрения, с элементами дыхательной гимнастики, «гимнастики для мозга» и т.п.
Создание условий есть основа воспитанияЛ.С. Выгодский
Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову)Плотность урокаЧисло видов учебной деятельностиСредняя продолжительность различных видов учебной деятельностиЧастота чередования различных видов учебной деятельностиЧисло видов преподавания Чередование видов преподавания
Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову)Наличие эмоциональных разрядок (число)Место и длительность применения ТСОЧередование позыФизкультминуткиПсихологический климатМомент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности)
Оздоровительные и общеукрепляющие упражнения на урокеПотягивание;Коррекция осанки за партой, стоя, на переменахРазвитие, укрепление корсетных мышц;Пальчиковая гимнастикаМинимассаж ушных раковин и кистей рук и т.п;Упражнения для ногУпражнения для стопДинамические позы на урокеГимнастика для мозга
Оздоровительные и общеукрепляющие упражнения на уроке:Растяжки, скрутки, вытягиванияУпражнения для снятия напряжения в воротниковой зонеСиловые упражнения без использования дополнительных тяжестей для рук, ног, туловищаКоррекция осанкиРазвитие гибкости, ловкости, умений держать равновесиеПриемы Су-Джок гимнастики
Оздоровительные и общеукрепляющие упражнения на уроке:Гимнастика для мышц животаЛицевая гимнастикаГимнастика для мозгаДиафрагмальное дыханиеУпражнения с задержкой дыханияУпражнения с силовым выдохомУпражнения парадоксальной дыхательной гимнастикиГимнастика для глаз
Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд В. А. Сухомлинский
Основные элементы самоанализа урока учителем:Характеристика класса:характер межличностных отношенийсостояние здоровьяпсихические свойства учащихсянедостатки подготовленностинедостатки дидактических и воспитательных воздействийнедостатки влияния семьи, сверстников и др.
Основные элементы самоанализа урока учителем:Внешние связи урокаАдекватность триединой цели урокаАнализ эффективности замысла урокаКак был построен урок исходя из его замысла (морфологический аспект самоанализа)
Структурно-функциональный аспект самоанализа урока:Соответствие цели сохранения здоровья всех задач урокаВзаимодействие задач для достижения целиМикроструктура каждого действия на урокеКачество учебного диалогаЭлементы «творчества»Рефлексивная деятельность
Аспект самооценки воспитательной стороны урока:Мое поведение на уроке?Активность внимания формированию ценностных ориентацийКак вели себя ученики?Что дал урок для дальнейшего развития отношений «учитель-ученик»?
Анализ оценки конечного результата урока:Вклад урока в дальнейшее развитие личности ученикаОценка качества ЗУН, полученных на урокеУрок как средство развития у школьников позитивных потребностей
Самоанализ - остановка внутри себяА. ГринСПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ