Презентация Программа учебного курса по математике для 7 класса «Решение логических и исследовательских задач»
Аттестационная работа1Слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Родионовой Ирины ЛеонидовныФамилия, имя, отчествоМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования №27г. ТулаОбразовательное учреждение, районНа тему:Программа учебного курса по математике для 7 класса «Решение логических и исследовательских задач»
Краткая характеристика МБОУ ЦО №27МБОУ ЦО №27 создан в 2015 году. Одним из подразделений является МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №4. Школа на протяжении всех лет своей работы в качестве учебного заведения славилась крепкой математической подготовкой своих выпускников. Среди выпускников школы есть победители регионального тура всероссийской олимпиады школьников по математике. Школа дважды входила в список 500 лучших школ России по физико-математическому направлению. Заслугой этого, в числе прочих факторов, является практика углубленного изучения отдельных предметов в 8-9 классах (физика, химия, история) и профильного обучения в 10-11 классах (физико-математический, химико-биологический, историко-правовой). В соответствии с этим, логичным становится введение специализированных учебных курсов по математике именно в 7 классе.
Целиуглублять знания учащихся при рассмотрении различных способов решения задач;развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать через решение задач повышенной сложности;способствовать дальнейшему развитию математической культуры учащихся через формирование целостного представления о математике через многообразие ее межпредметных связей.
Задачи:формировать навыки исследовательской деятельности; формировать у учащихся математическое мышление, выражающееся в изобретательности, логичности, доказательности, нестандартности мышления; формировать умения отстаивать собственные взгляды, активно включаться в поиск интересующей информации; углублять знания учащихся о различных методах решения и базовых математических понятий;формировать у школьников основные образовательные компетенций; подготовка учащихся к изучению математики на углубленном и профильном уровне; развитие интереса к математике как к науке.
Основные приоритеты методики изучения учебного курсаобучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах на зачетных занятиях, ролевые игры, тренинги, метод проектов); личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Методы обучения:проблемное изложение,частично-поисковый,исследовательский.
Формы работыРеализация целей курса осуществляется в сочетании различных организационных форм – индивидуальной, групповой, коллективной в виде диалогов, дискуссий, практических занятий по решению задач (занятие одной задачи), вычислительных турниров, круглых столов, защиты проектов (отчеты об исследовательской работе по поиску информации на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме; защита решения), конференций и другие.
Основное содержание1. Логические задачи.Изучение логики способствует пониманию красоты, формирует умение рассуждать, приучает к точности математической речи, показывает изящество математических рассуждений, способствует творческому развитию личности. В содержание данного раздела входят:задачи, решаемые с помощью преобразования требования к условию задачи и их алгоритмы решения;задачи, решаемые с помощью таблиц истинности;задачи, решаемые на основе осознания исходных данных.
Основное содержание2. Модули.Понятие модуля – одно из ключевых в курсе математики. При этом традиционно выпускники допускают ошибки в заданиях с модулем при написании ЕГЭ. Очевидно, что для усвоения сути этого понятия и формирования навыков работы с ним рационально введение различных заданий на протяжении всего периода изучения математики, и учащиеся 7-х классов вполне готовы к решению некоторых из них.Предполагается изучение следующих тем:решение линейных уравнений с модулем;построение графиков функций, содержащих знак модуля.
Основное содержание3. Нестандартные методы решения уравнений.Решение уравнений – одна из ключевых компетенций в курсе математики, однако стандартные учебники математики для 7 класса содержат довольно узкий диапазон видов уравнений и приемов, применяемых при их решении. В рамках данного курса представляется возможность рассмотреть такие интересные и полезные методы (обычно рассматриваемые в курсе математики в более старших классах), как:графический метод решения уравнений;решение уравнений с использованием условия существования дроби;решение уравнений с использованием равенства дроби нулю;решение диофантовых уравнений.
Основное содержание4. Знакомство с параметром.Задания с параметром – один из самых сложных блоков содержания школьного курса математики, традиционно вызывающих у учащихся затруднения при решении. При этом в последние годы ни один текст экзаменационных работ, а также задания олимпиад различного уровня не обходятся без подобных заданий. Введение данного блока необходимо, поскольку задания с параметром, как немногие другие приучают к глубокому всестороннему анализу поставленной задачи, хорошо развивают логическое мышление и формируют математическую культуру в целом. Основные темы данного блока: решение линейных уравнений с параметром; знакомство с графическим методом решения заданий с параметром.
Основное содержание5. Текстовые задачи повышенной сложности.В содержание данного блока включены задачи, традиционно вызывающие наибольшие затруднения у учащихся при написании экзаменационных работ, и при этом задачи, условия которых достаточно интересны и способствуют развитию интереса к изучению предмета, а также формируют умение человека применять знания в нестандартной ситуации и в практической деятельности:задачи на концентрацию и процентное содержание;задачи на процентный прирост и вычисление «сложных процентов»;задачи на работу и производительность труда;задачи на движение.
Примерное поурочное планирование(1ч в неделю, всего 35ч) (начало)№ п/пНазвание раздела и темЧасы учебного времениФорма занятийI. Логические задачи (5)1Понятие «логическая задача». История их возникновения1Эвристическая беседа. Исследовательская работа с поиском информации в сети Интернет 2Логические задачи, решаемые «с конца».1Групповая работа, с дальнейшей защитой найденного решения 3Задачи, решаемые на основе таблиц истинности1 Индивидуальная работа4Задачи, решаемые на основе осознания исходных данных1Групповая работа, с дальнейшей защитой найденного решения 5Решение логических задач различных типов1 Групповая работа, с дальнейшей защитой найденного решения
Предполагаемые результаты курсаОсновным результатом освоения содержания курса учащимися станет рост мотивации к дальнейшему изучению математики и овладение следующими умениями:обще-учебными (внимательно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять таблицу, четко и полно оформлять запись найденного решения, контролировать выполненные действия);обще-логическими (выделять главное, проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, делать выводы, правильно формулировать вопросы и т.д.);предметными (постановка вопроса к данному условию задачи, составление математической модели и др.);коммуникативными (принимать участие в совместной деятельности, работать в парах, в малых группах, вести диалог с учителем, с товарищами).
Методы диагностики образовательного результататестирование;написание творческих работ с элементами исследования;результаты участия в предметных олимпиадах и творческих конкурсах различных уровней;итоговая контрольная работа.
Перспективы развития исследовательской деятельностиПродолжить работу по формированию навыков исследовательской деятельности, т.к. это работа не одного года, а следовательно продолжить работу над развитием у учащихся математического мышления, выражающегося в изобретательности, логичности, доказательности, нестандартности мышления как на уроках, так и во внеурочное время.Способствовать формированию у учащихся умения отстаивать собственные взгляды , активно включаться в поиск интересующей информации.Развивать интерес к математике как к науке.Стимулировать учащихся к участию в различного рода олимпиадах и конкурсах, в том числе и по защите собственных проектов.