Презентация по биологии на темуЗначение опорно-двигательного аппарата.


Разработка урока по биологии для 8 класса на тему: «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения».Учитель биологии МОУ»Гимназия им.М.М.Вахитова г.Буинска РТ» Шаймарданова Л.М. Тема урока: «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения». План.Влияние физических упражнений на формирование и развития аппарата опоры и движения.2. Гиподинамия – болезнь века.3. Функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата и их профилактика: - искривление позвоночника - плоскостопие Задачи урока: 1. Раскрыть условия формирования аппарата опоры и движения, влияние физических упражнений, спорта и труда на его развитие;2. Выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения и исправления. Цели: Выявить условия развития костей и мышц; причины возникновения искривления позвоночника и плоскостопия. Формировать умения: внимательно слушать и слышать устную речь; коротко записывать суть излагаемого; логически мыслить. «Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие…» Аристотель «Влияние величины нагрузки на развития утомления». Нагрузки (в кг) Ритм Начало утомления ( в с) 1 1 Осанка – это привычное положение тела во время стояния, сидения, ходьбы Что такое правильная осанка? Типы неправильной осанки1.Кифотическая (искривление позвоночника назад)2. Лордотическая (искривление позвоночника вперед)3. Сколиоз (искривление позвоночника в боковую сторону) Упражнения на осанку:«домик», книга на голове» Диагностика нарушений ОДС Плоскостопие – это понижение свода стопы Нормальная стопа Причины и последствия плоскостопия Угол продольного свода. В норме этот угол равен 125-130 градусов. Высота продольного свода - это перпендикуляр, опущенный из вершины угла на основание, в норме он равен 39 мм. Степени продольного плоскостопия I степень: угол свода 131- 140 градусов, высота свода 35-25мм. Деформаций костей стопы нет.II степень: угол свода 141- 155 градусов, высота свода 24-17мм. Имеется деформация костей. III степень: угол свода 156 градусов и выше, высота свода менее 17мм. Небольшой выступ на подошвенной поверхности пяточной кости становится массивным. Отмечается и уплощение и поперечного свода, отводящая контрактура 1 пальца Причины и последствия плоскостопия Что необходимо делать, чтобы не возникла опасность искривления позвоночника? Как проверить, имеется или нет у вас плоскостопие ? «Выявление плоскостопия». Для лечения и профилактики плоскостопия используют: 1. Лечебная гимнастика2. Массаж3. Удобная, не сдавливающая обувь4. При плоскостопии обязательно ношение ортопедических стелек-супинаторов 5. Для профилактики плоскостопия рекомендуют ходьбу босиком по неровной поверхности.6. Упражнения для мышц ног, игра в футбол и баскетбол, плавание. Комплекс упражнений при плоскостопии (лечебная гимнастика) Описание упражнений Кол-во повтор. Ходьба а) на носках, руки вверх по 20-30 сек. б) на пятках, руки на пояс в) на наружном своде стоп, пальцы согнуты, руки на поясе г) с мячом (теннисным) - зажать стопами, ходить на внешней стороне стоп Стоя а) на наружном своде стоп - поворот туловище влево - вправо 6-8 раз б) поднимание на носках с упором на наружном своде стопы 10-12 раз Сидя а) сгибание - разгибание пальцев стоп 15-20 раз б) максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола 15-20 раз в) с напряжением тянуть носки на себя, от себя (медленно, колени прямые ) 10-12 раз г) соединить стопы (подошвы). Колени прямые 10-12 раз д) круговые движения стопами внутрь, к наружи 10-12 раз е) захватывание и приподнимание пальцами стопы карандаша 10-12 раз ж) захватывание и приподнимание стопами малого мяча, колени прямые 6-8 раз з) подбросить и поймать мяч стопами 6-8 раз и) катание мяча стопой от носка к пятке, обхватывая стопой мяч 10-15 раз Что необходимо делать, чтобы не возникла опасность искривления позвоночника? Составить гигиенические правила ОДС Тест 1. Энергия, необходимая для работы мышц освобождается в процессе: А – биосинтеза Б – пищеварения В – распада органических веществ Г – газообмена2. Источником энергии, необходимой для движения, являются: А – органические вещества Б – минеральные вещества В – вода и минеральные вещества Г – витамины3. Поперечнополосатая мышечная ткань: А – расположена во всех внутренних органах Б – образует скелетные мышцы В – образует стенки кровеносных сосудов Г – выстилает носовые полости4. Миофибриллы представляют собой: А – тонкие сократительные нити внутри мышечного волокна Б – мышечное волокно В – разновидность мышечной ткани Г – гладкие мышцы5. Скелетные мышцы: А – иннервируются вегетативной нервной системой Б – иннервируются соматической нервной системой В – сокращаются под влиянием парасимпатического отдела вегетативной системы Г – сокращаются под влиянием симпатического отдела вегетативной нервной системы Тест 6. Работа мышц благотворно действует: А – только на сами мышцы Б – только на кости В – на весь организм Г – только на сердце7. Благодаря мышцам обеспечивается: А – регуляция функции организма Б – движение организма В – рост организма Г – размножение организма8. Кислород, доставляемый кровью и мышце, необходим для: А – окисления органических веществ Б – синтеза органических веществ В – окисления минеральных веществ Г – удаления продуктов распада9. Свойства мышечной ткани: А – возбудимость и проводимость Б – возбудимость и сократимость В – только сократимость Г – только проводимость10. Работой мышц управляет: А – нервная система Б – гуморальная система Спасибо за урок! Будьте здоровы!