Презентация по физической культуре Тема: Создание в России системы физического воспитания
СОЗДАНИЕ В РОССИИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ) Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) Цели были поставлены большие, но осуществление их неудовлетворительное. Помещений в большинстве учебных заведений для гимнастики нет, и она проводится в пыльных коридорах. За отсутствием подготовленного педагогического состава преподают офицеры и полуграмотные унтер-офицеры. На свежий воздух, о котором говорится в инструкции 1889 г., не пускают, образовательные экскурсии заменили военными походами (Н. С. Филитис, 1899 г.) ...Нельзя сказать, что вопрос о физическом образовании находится в загоне: он просто не существовал…( С. М. Познер) Прогрессивной была деятельность передовой интеллигенции, отдельных представителей господствующего класса буржуазии, офицеров и генералов, которые, будучи энтузиастами, а часто и меценатами, во второй половине XIX в. начали создавать в России общественные физкулътурно-спортивные организации. К 1914 г. в России их было около 360: Общество телесного воспитания «Богатырь», Общество содействия физическому развитию, Общество русских скаутов, Общество физического и нравственного воспитания «Маяк»,Общество любителей бега на коньках, Всероссийский футбольный союз и многие другие. Создаются и общественные учебные заведения, которые существенно компенсировали слабые стороны государственной политики в подготовке специалистов в различных областях производства, в том числе и в физическом воспитании и спорте. К учебным заведениям подобного типа относились и Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, созданные П. Ф. Лесгафтом в 1896г. Петр Францевич Лесгафт – создатель отечественной системы физического воспитания (образования). Его именем названо первое в нашей стране высшее физкультурное учебное заведение – Институт физического образования им. П.Ф. Лесгафта в Петрограде (1919) П.Ф. Лесгафт родился в семье обрусевшего немца, скромного петербургского ювелира. Окончив с серебряной медалью гимназию, в 1856 г. поступил в Медико-хирургическую академию. С конца третьего курса он увлекся анатомией, которая затем стала делом всей его жизни. В медицинских кругах его впоследствии стали называть “поэтом анатомии”. В 1861 г. Лесгафт окончил академию и остался там же работать преподавателем анатомии и врачом-патологоанатомом. В 1865 г. он блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины, а через три года — вторую диссертацию, на степень доктора медицины и хирургии. В период с 1868 по 1871 г. Лесгафт работал в Казанском университете. Здесь к нему приходит слава прекрасного лектора, борца за справедливость. Однако в 1871 г. Лесгафт вынужден был навсегда покинуть Казань, так как был уволен из университета. Дело в том, что Лесгафт написал статью в “Санкт-Петербургские ведомости” о нарушениях педагогической этики рядом профессоров университета. В результате министр народного образования издал распоряжение о его увольнении и лишении права преподавания. В знак солидарности с Лесгафтом, с его справедливыми требованиями семь ведущих профессоров оставили университет. Лесгафт вернулся в Петербург и частным образом руководил кружком по анатомии при Военно-медицинской академии.С 1874 г. он ведет занятия по гимнастике. Спустя несколько месяцев директор гимназии, убедившись в высоком педагогическом мастерстве, увлеченности и энергичности Лесгафта, предложил ему перейти на постоянную службу в Главное управление военно-учебных заведений чиновником для особых поручений. По заданию Военного министерства он в течение двух лет в каникулярное время изучает опыт физического развития и подготовки специалистов по гимнастике в Западной Европе, побывав в 26 городах 13 стран. В 1876 г. Лесгафт делает отчет “Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы”. Работу в качестве врача-консультанта во Врачебно-гимнастическом заведении доктора А. Г. Берглинда и изучение зарубежных систем физического воспитания можно считать основными обстоятельствами начала работы Петра Францевича над теорией и практикой физического образования. В практическом плане ему удалось добиться лишь организации в 1877 г. двухгодичных учебно-гимнастических курсов для офицеров при Второй военной гимназии. Программа курсов включала в себя антропологию, анатомию, физиологию, гигиену, теорию телесных движений, методику гимнастического искусства, математику, физику, химию, а также практические дисциплины: гимнастику, фехтование, плавание, игры и ремесла. При должной поддержке курсы могли перерасти в институт, но этого не произошло, и дело свелось к подготовке лишь 14 человек. А новый военный министр - генерал П. С. Банковский - и вовсе закрыл курсы. В 1878 г. П.Ф. Лесгафт возвращается в академию, где он проработал 6 лет в должности патологоанатома. Консервативная администрация и профессура недолюбливали Лесгафта за острый язык, смелые взгляды, бескомпромиссность и втайне завидовали его необычайной популярности среди молодежи и блестящим лекторским способностям, могучему аналитическому уму, логике и последовательности научных поисков. Следствием всевозможных интриг стало то, что при избрании на преподавательскую должность Лесгафт не набрал необходимого числа голосов и лишь через 2 года получил место приват-доцента в Петербургском университете, в котором проработал 10 лет. Кроме университетских лекций Лесгафт читал лекции по анатомии на Рождественских курсах, а также у себя на дому. Он никогда не брал денег за свои врачебные консультации, жил на средства, которые получал за преподавательскую работу и гонорары за изданные книги и до самого последнего года жизни не брал извозчика, а по железной дороге всегда ездил в третьем классе. Весь свой досуг, праздничное и каникулярное время он отдавал ученикам и больным. По праздникам совместно с учениками он посещал заводы, фабрики, больницы. Летом Лесгафт обычно уезжал на Волгу, в имение Красное близ Рыбинска. Имение принадлежало знакомому генералу, предложившему Лесгафту для проживания маленький домик, в котором раньше жил мельник. Уезжал он туда, как правило, со своими ближайшими учениками. Живя в деревне, Лесгафт был занят главным образом лечением больных крестьян, которые стекались к нему толпами даже из соседних губерний. Каждый день с утра он принимал до сотни больных. Нередко больные крестьяне приезжали к нему и в Петербург. По вечерам все его ученики и ученицы собирались перед его домиком на большой лужайке, где устраивались всевозможные игры и гимнастические упражнения. В 1893 г. произошел неожиданный и радостный как для самого Лесгафта, так и для его многочисленных учеников случай... После очередной лекции его ученик И. Сибиряков, сын богатого золотопромышленника, предложил своему учителю в полную собственность 200 тыс. рублей и большой дом стоимостью в 150 тыс. рублей. В октябре 1894 г. эти средства позволили открыть Биологическую лабораторию — научный центр для проведения экспериментальных работ по анатомии, физиологии и другим естественным наукам. К этому времени относятся и события, связанные с открытием знаменитых курсов Лесгафта. История их создания такова. В 1893 г. в Петербурге было организовано Общество содействия физическому развитию (ОСФР), ученым секретарем которого стал Лесгафт. Члены Общества занимались вопросами пропаганды физического воспитания среди родителей, воспитателей и чисто практическими делами: организовывали экскурсии, занятия, игры, зимой заливали катки. Лесгафт, в частности, ежегодно организовывал и проводил водные экскурсии по Неве. К 1895 г. Общество насчитывало более 400 человек. Уже на одном из первых заседаний Лесгафт изложил свои взгляды, касающиеся понимания физического образования: “Физическое развитие состоит в развитии сил и здоровья ребенка, а задача образования - приучить молодого человека относиться к своим действиям сознательно, в полном соответствии с умственным развитием и производить свою работу в наименьший промежуток времени и с возможно меньшей тратой материала и сил”. Функции преподавателей в ОСФР сначала выполняли члены Общества и ученицы Лесгафта, однако со временем их стало не хватать. В марте 1895 г. на заседании ОСФР Лесгафт выступил с предложением открыть специальные курсы для подготовки лиц, способных проводить занятия физическими упражнениями с детьми. Созданная для этой цели комиссия разработала устав и программу будущих курсов. В январе 1896 г. заседание ОСФР утвердило “Положение о временных курсах для приготовления руководительниц физических упражнений и игр” и назначило Лесгафта заведующим этих курсов. На курсах изучались следующие дисциплины: физические упражнения, теория движений, фехтование, педагогика, психология, история психологии, история педагогики, анатомия, физиология, гигиена, органическая химия, физиологическая химия, ботаника, черчение, физика, математика, химия, зоология, механика, сопротивление материалов, рисование. Перечень дисциплин свидетельствует, что слушательницы получали хорошее общее и специальное образование. 1169 31 49 215 874 1905 940 44 81 192 623 1904 685 32 55 140 458 1903 537 29 56 81 371 1902 442 24 69 76 273 1901 459 16 50 99 294 1899 277 - 26 46 205 1898 229 - - 39 190 1897 109 - - - 109 1896 Всего занимающихся 4-й курс 3-й курс 2-й курс 1 -и курс Год Количество обучающихся на курсах Лесгафта Система физического образования изложена П. Ф. Лесгафтом в фундаментальном труде “Руководство по физическому образованию детей школьного возраста” (1888 -1901). В книге изложен принцип научной обоснованности физического образования на базе использования методов исследования - педагогических, медико-биологических, психологических; разработаны принципы профессиональной подготовки специалистов по физическому образованию, по сути дела, с высшим специальным образованием; обоснованность возрастного подхода при физическом образовании; представлена классификация физических упражнений; установлена взаимосвязь физического образования с умственным и эстетическим воспитанием; показана образовательная роль двигательных действий в трудовой, военной и повседневной жизни человека; сделан значительный вклад в практику физкультурного образования женщин. Процесс физического образования детей школьного возраста Лесгафт представлял так. На первом этапе следовало научить ребенка основным необходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать, выполнять движения различными звеньями тела и т.п. Эти упражнения назывались простыми (элементарными) и предназначались для учащихся начальных классов - 7-12 лет. На втором этапе применялись упражнения с более высокой физической нагрузкой, т. е. необходимо было научить ребенка преодолевать постепенно и последовательно нарастающие трудности: увеличение веса предметов, умение бежать не только правильно, но и быстро, прыгать дальше и выше и т. п. Эти упражнения назывались сложными или упражнениями с увеличивающимся напряжением. Они учили школьников настойчивости и умению преодолевать трудности при значительных физических нагрузках. Данные упражнения рекомендовались детям 12—15 лет. Третий этап физического образования Лесгафт называл периодом обучения управлению движениями по времени их выполнения, по характеру прилагаемых усилий, ориентированию в пространстве. Например, школьников учили пробегать определенное расстояние в установленное учителем время, метать в цель и т. п. С помощью подобных упражнений развивалось мышечное чувство, в частности при их выполнении в изменяющихся внешних условиях. Этот этап предназначался для школьников старшего возраста -15-18 лет. Для проверки приобретенных умений и их закрепления использовались сложные двигательные задания, которые выполнялись в играх, на экскурсиях, в трудовых действиях. В 1888 г. в сочинении “Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе» Лесгафт опубликовал планы уроков физического образования с учетом обоснованных им возрастных периодов развития детей. Они выглядели так: для младшего возраста (7-12 лет): 25 % времени урока уделялось элементарным и сложным действиям, 25 % - ходьбе, бегу и метаниям 50 % -играм (главным образом - одиночным); для среднего возраста (12-15 лет): одна треть - элементарным и сложным движениям с бегом, одна треть - прыжкам, метаниям с постепенно увеличивающимся напряжением, борьбе, одна треть - играм (главным образом со сложными двигательными заданиями); для старшего возраста (15 - 18 лет): 50 % времени урока отводилось упражнениям с постепенно увеличивающейся нагрузкой (прыжкам, метаниям, борьбе и др.), 25 % — движениям с отягощениями, 25 % -играм. Лесгафт считал, что система должна состоять из небольшого количества естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, борьбы, простых гимнастических упражнений, игр, экскурсий. Он был противником снарядовой гимнастики. В методике проведения занятий по физическому образованию можно выделить следующие особенности... В основу физического образования должна быть положена связь физического и духовного: “Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь... Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического”. Предпочтение отдавалось варианту, когда упражнение выполнялось после словесного объяснения, а не методом показа. Если же применялся показ, то преподаватель должен был его образцово продемонстрировать. Ученики, освобожденные от урока, должны были присутствовать на нем и зрительно усваивать упражнения. На уроке требовалась тишина, даже во время игр. Лесгафт осуждал шумные игры и требовал придерживаться правила: “...Кто шумит - выходи вон из игры и жди, пока она закончится...”, положительно относился к подвижным играм, которые подбирались в соответствии с целью занятия, отрицал применение гимнастических снарядов и массажа, так как они “...дают вредные добавочные раздражители”. По этическим мотивам он отрицательно относился к соревновательному спорту, придавал большое значение тому, чтобы в процессе выполнения физических упражнений включалось мышление, т. е. осознание того, что делает обучающийся. Работая в период 1893 - 1896 гг. ученым секретарем ОСФР, Лесгафт взялся за новое, ранее не существовавшее в России дело — организацию площадок для игр и проведение экскурсий с учащимися. Самой излюбленной экскурсией для детей были поездки на пароходе по Неве под непосредственным руководством Петра Францевича. На каждую такую поездку собиралось более 600 детей. Слушательницы и слушатели курсов Лесгафта деятельно помогали проводить эти экскурсии. Созданные П. Ф. Лесгафтом в 1896 г. курсы стали по сути дела высшим учебным заведением, готовящим руководителей и организаторов физического образования. Однако по всей России они продолжали называться Курсами Лесгафта. Учиться приезжали с Кавказа, Украины, Дальнего Востока, Урала, из Средней Азии. Среди слушательниц были даже девушки из Финляндии, Болгарии и Польши. Авторитет П. Ф. Лесгафта в ученом мире и прогрессивных общественных кругах привлек к работе на курсах ряд крупных специалистов: В. И. Баумана, В. Л. Комарова, Н. А. Котляревского, Е. В. Тарле и др. Практические занятия на курсах вели ученицы Лесгафта — А. А. Красусская, С. М. Познер, С. В. Теренина и др. Курсы Лесгафта были одними из наиболее демократичных учебных заведений России. Сюда принимались люди любой национальности, общественного положения, вероисповедания и имущественного ценза. Значительное число учащихся были людьми простого звания. К 1905 г. революционные настроения, царившие в среде “лесгафтичек”, их участие в политических сходках и собраниях мало-помалу делали курсы в глазах “блюстителей порядка” очагом “революционной заразы”. Сам Лесгафт никогда не принадлежал ни к какой партии, но он постоянно протестовал против всякого насилия и произвола.Когда Лесгафт однажды получил из министерства предписание об установлении внутреннего надзора за курсистками, то ответил, что он никогда не был и не будет шпионом. На курсах и в квартире Лесгафта не раз бывали обыски. В 1905 г., воспользовавшись временной свободой, Лесгафт представил министру народного просвещения проект учреждения при Биологической лаборатории Вольного университета с биологическим, педагогическим и социологическим отделениями. Новое, преобразованное из курсов, которые к тому времени насчитывали более тысячи слушательниц, учебное заведение, получившее название Вольной высшей школы (ВВШ), торжественно открылось 13 февраля 1906 г. К 1907 г. число учащихся ВВШ превысило 2 тыс. человек. А в России ВВШ по-прежнему называли завоевавшими огромную популярность Курсами Лесгафта. Педагогическое наследие П. Ф. Лесгафта высоко оценено в нашей стране и за рубежом, его именем назван первый в Советской России Институт физической культуры Критически оценивая и анализируя в настоящее время систему физического образования П. Ф. Лесгафта, обнаруживается немало и ошибочных положений. В историческом обзоре развития физического воспитания в своем основном сочинении “Руководство по физическому образованию детей школьного возраста” он практически устранился от вопроса происхождения физической культуры, от классовой сущности воспитания, от роли народных форм в ее развитии. Лесгафт фактически не упоминает о прогрессивных взглядах “русских ученых и просветителей Н. И. Новикова, И. И. Бецкого, H. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и др. по вопросам физического воспитания. Его системе во многом было присуще формально-теоретическое начало. Например, Лесгафт считал, что детям можно разрешать катание на коньках, так как оно происходит на малой пощади и они могут часто отдыхать, а на лыжах, по его мнению, такой возможности они не имеют и поэтому будут переутомляться. Практика физического воспитания часто опровергала предлагаемую Лесгафтом методику. Например, он требовал, чтобы названия движений и объяснения были короткими, однако на практике этого не получалось и словесные методы обучения часто превращались в длинные и утомительные для учеников (особенно младших школьников) монологи. В последующие годы многие положения системы Лесгафта: классификация физических упражнений, содержание упражнений на уроках для школьников различных возрастов, место и значение соревнований и игрового метода физического воспитания и т. д. - существенно уточнялись. И все же система физического образования П. Ф. Лесгафта для своего времени была одной из передовых в мире. Многие ее положения не утратили своего значения до настоящего времени. Она, к сожалению, не стала в России основой для национального физического воспитания, так как царское правительство не имело государственной программы в этой области образования, а страна не располагала ни квалифицированными педагогами, ни специальной материально-технической базой.