Презентация по русскому языку на тему Дидактический материал по русскому языку в послебукварный период ( 1 класс)
Дидактический материал по русскому языку в послебукварный период1 классУчитель: Ферганова Оксана Анатольевна, МБОУ «Средняя школа № 2 им. Е. В. Камышева», г. Гагарин, Смоленская обл.
Аннотация.Данная презентация представляет собой сборник заданий по русскому языку в период обучения грамоте в послебукварный период, когда изучение букв русского алфавита уже закончено, а курс по учебнику «Русский язык» ещё не начат. У учителя встаёт проблема: как построить урок русского языка в это время. Цель данной презентации – помочь учителю в проведении уроков русского языка в этот период. Структура презентации:Слайды 4-19: задания, направленные на повторение изученного в букварный период;Слайды 20-23: задания по теме «Алфавит»;Слайды 24-31: задания по теме «Оформление предложений в тексте»;Слайды 32-36: задания по теме «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»;Слайды 37-43: задания по теме «Слова, отвечающие на вопрос что делать? Что сделать?»;Слайды 44-50: задания по теме «Слова, отвечающие на вопрос какой? какая? Какое?»;Слайды 51-55: задания по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»;Слайды 56-60: задания по теме «Правописание жи-ши»;
слайды 61-66: задания по теме «Правописание ча-ща, чу-щу»;Слайды 67-71: задания по теме «Правописание чк, чн, щн»;Слайды 72-78: задания по теме «Заглавная буква в именах собственных».Источники:Антипова М. Б. и др. «1200 упражнений по русскому языку», 1-3 класс. – Минск: ООО «Юнипресс», 2001 г.;Канакина В. П. «Русский язык: Дидактический материал», 1 класс. – М.: Просвещение, 1997 г.;Канакина В. П. «Дидактический материал по русскому языку для учащихся малокомплектной школы», 1-2 класс. – М.: Просвещение, 1988 г.;Ундзенкова А. В, Сагирова О. В. «Русский с увлечением!» – Екатеринбург: Издательство «Литур», 2003 г.
Задание.Вставь пропущенные в загадке слова.Трещит, а не … ,Летит, а не … ,Везёт, а не … .птицалошадьсорока
Задание.Допиши слог или слоги, чтобы получились слова.Май…, по…, чай…, ре…, ро… .
Задание.Прочитай текст и озаглавь текст. Письменно ответь на вопрос: Что ел Петя в течение дня?Что сегодня кушал Петя?На вопрос легко ответить:утром кашу,а в обедсуп с лапшою и омлет.Перед тем, как лечь в постель,выпил клюквенный кисель.И не нужно думать даже:всё его костюм подскажет.
Задание.Прочитай слова. Замени в каждом слове первый согласный другим согласным, чтобы получились новые слова.Образец: кол – гол.Песок, галка, норка, клин,полено, киска, зубы.
Задание.Прочитай скороговорку. Спиши её. Подчеркни в предложении слово,в котором звуков меньше, чем букв.От топота копыт пыль по полю летит.
Задание.Прочитай слова и буквы в столбиках. В начало или в конец словадобавь букву, чтобы получилось новое слово. Запиши слова парами.осы к уха мвраг о шар фдар у роза г
Задание.Составь из слов предложение.Ребята, на, пришли, завод.
Задание.Отгадай загадки. Запиши любую загадку вместе с отгадкой.И не снег, и не лёд,а серебром деревья уберёт. ( Иней. )Белая скатерть всё поле убрала.( Снег )Без рук, без ног,а рисовать умеет.( Мороз )
Задание.Прочитай стихотворения. Спиши любое стихотворение. Разделислова на слоги вертикальной чертой.Я на уроке в первый раз,Теперь я ученица.Семь исполнилось Егору,Стал Егор учеником.
Задание.Собери из слогов русскую пословицу о дружбе. Спиши её.
Задание.Прочитай слова. Измени в них ударную гласную букву на букву ю так, чтобыполучились новые слова.Лук, клёв, салат, шляпка, крик, Нора.
Задание.Прочитай скороговорку. Спиши её, обозначь в словах ударение. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки мягкие.Дед Даниладелил дыню:дольку – Диме,дольку – Дине.
Задание.Прочитай стихотворение. Спиши только песню матери. Подчеркни предложениях гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.На малютку сынаНежно мать глядела;Колыбель качая,Тихо песню пела:«Ах! Уймись ты, буря!Не шумите, ели!Мой малютка дремлетСладко в колыбели».
Задание.Прочитай стихотворение. Спиши первые два предложения.Раздели слова на слоги вертикальной чертой.Я – дежурная.Меня дежурить выбрали.Дежурю в первый раз.Бумажки подбирала я,Проветривала класс.Я доску нашу вытерла,Достала новый мел.За тишиной следила я –Шуметь никто не смел.
Задание.Распредели слова в две группы по значению. Запиши каждую группу с новой строки. Найди одинаковый гласный звук в словахкаждой группы слов. Подчеркни букву, которая обозначаетэтот звук.Сосна, дятел, берёза, грач, зяблик.
Задание.Прочитай. Измени слова так, чтобы в конце слов был твёрдый звук. Запиши слова парами. Составьпредложение с одним из слов. Запиши его.Ель, уголь, брать, конь, жарь, хорь.
Тема «Алфавит»Прочитай загадку. Напиши отгадку. Назови правильно все буквы по порядку в этом слове.Буквы-значки, как бойцы на парад,В строгом порядке построены в ряд,Каждый в условленном месте стоитИ называется … ( алфавит )
Прочитай. Выпиши в алфавитном порядке названия всех вещей, которые дала мама для Настиной куклы.Была у Насти кукла. Настя звала куклу «дочка». Мама дала Насте для её куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, кофты, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы.
Отгадай слово. Напиши это слово. Обозначь в нём ударение.Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой о, вторая – за буквой д, третья – перед буквой у, четвёртая – после т, пятая – перед буквой ц.
Прочитай. Перечисли в алфавитном порядке названия предметов, которые нужны для постройки дома. Запиши их.Чтобы дом построить новый,запасают тёс дубовый,кирпичи, железо, краску,гвозди, паклю и замазку.А потом, потом, потомначинают строить дом.
Тема «Оформление предложений в тексте»Подумай, сколько предложений в рассказе о зиме. Найди начало и конец каждого предложения. Спиши рассказ.Пришла, зима, выпал, пушистый, снег, снежинки, кружатся, в, воздухе, мороз, нарисовал, на, окнах, ледяные, узоры.
Прочитай. Подумай, какие предложения можно составить из данных слов. Напиши эти предложения.
Прочитай. Найди предложения. Спиши только предложения.Серый заяцБелый голубь кружит в небе.Белка прыгает с.К нам в гости пришёл дядя Петя.Мы играли в прятки
Прочитай. Спиши предложения. В конце предложений ставь нужный знак ( . ! ? )Какое сегодня солнечное утро ( . ! ? )В густой траве дети нашли ёжика ( . ! ? )Почему ты сегодня не пришёл в школу ( . ! ? )
Прочитай слова. Составь из данных слов предложения о черёмухе, о солнце, о тополе.черёмуха тополь солнцевесеннее светит цветётстройный душистая зеленеет
Прочитай. Составь из данных слов предложение. Напиши его. Подумай, может ли быть составленное предложение предложением-загадкой. Что будет отгадкой к этой загадке?Морю, белые, синему, гуси, по, плывут.
Прочитай рассказ. Озаглавь.Лес полон жизни. С утра задорно и громко поёт зяблик. Это очень нарядная птичка. У птички красноватая грудка, белые полоски на крыльях, синеватая шапочка. Весенняя песня зяблика звучит гордо.Составь и напиши ответы на вопросы:Кто пел в лесу?Какая это птичка?Как звучит песня зяблика?
Раздели запись на слова и у тебя получится:загадка о вечнозелёных растениях:Зимойилетомоднимцветом2. пословица о том, кто лишён музыкального слуха:емумедведьнаухонаступил
Тема «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»Прочитай предложения и слова для справок. Подумай, какие слова пропущены. Напиши предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. Найди и подчеркни слова, которые отвечают на вопрос кто? и что?Сапоги – это обувь, а платье, пальто – это … . …, … - это звери, а …, … - это птицы.Стакан, чашка – это …, а …, … - это учебные вещи.Слова для справок: заяц, сорока, посуда, одежда, тетрадь, лисица, пенал, петух.
Перед тобой маленький рассказ о весне. Сосчитай, сколько в нём предложений. Напиши предложения. Правильно обозначай начало и конец предложений. Подчеркни слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? и что?Ярко засветило солнце зазвенели ручьи прилетели грачи и скворцы расцвели подснежники вспорхнула первая бабочка.
Прочитай, изменяя слова в скобках так, чтобы они обозначали много предметов. Запиши стихотворение в изменённом виде. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос кто?Рано утром на рассветеУмываются (мышонок ),И ( котёнок ), и ( утёнок ),И ( жучок ), и ( паучок ).
Прочитай. Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши составленные предложения. Подчеркни слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?над, поднялось, солнце, землёйсосульки, тают, длинные, на, солнцезачирикали, воробьи, весело
Игра «Азбука в картинках»Каждое слово будет обозначать предмет и отвечать на вопросы кто? или что?А – акула Б - ….В - … Г - …Д - … Е - …Ё - … Ж - …И - … К - …Л - … М - …
Тема «Слова, отвечающие на вопрос что делать? Что сделать?Прочитай вопросы. Вспомни, кто так подаёт голос. Составь и напиши ответы на вопросы. Подчеркни слова, которые обозначают действие и отвечают на вопрос что делает?Кто чирикает?Кто каркает?Кто мычит?Кто стрекочет?
Прочитай текст, вставляя из слов для справок подходящие по смыслу слова. Спиши текст. Подчеркни слова, обозначающие действия кота.Ласков Васька и хитёр: спинку _____ , хвостиком _____ , глазки ______ . Днём на солнышке _______ , да всё сказки _________ . Ночью _________ , на охоту ________ : мышек __________ .Слова для справок: виляет, выгибает, бродит, закрывает, говорит, лежит, ходит, ловит.
Прочитай. Замени вопрос в скобках словами, которые обозначают действия. Используй слова для справок.Кошки ( что сделали? ). Птицы ( что сделали? ). Лошади ( что сделали? ). Мухи ( что сделали? ). Лягушата ( что делают? ). Утята ( что делают? ). Поросята ( что делают? ).Слова для справок: квакают, зажужжали, крякают, заржали, хрюкают, зачирикали, замурлыкали.
Прочитай слова в столбиках. Найди пары. Поставь вопросы к словам второго столбика. Напиши получившиеся предложения.Кот крякаетВоробей смеётсяКонь мурлычетМаляр порхаетДевочка плаваетУтка краситБабочка скачетРыба чирикает
Прочитай слова. На какие вопросы они отвечают? Запиши слова в два столбика в зависимости от вопроса.вкппкллпркквписьмовозитькормитькосарисоватьлётчикписатькоситьрисуноккормушкавоз
Отгадай загадки, вставив пропущенные слова. На какие вопросы отвечают вставленные слова. Спиши любую загадку.Летом по лесу __________,Зимой в берлоге ________.В траве _____,Хвостом ____.Хвост ______ -Другой _____ .Через океан ______ великанИ ______ воды фонтан.вмелькаетвиляетоторвётнаживётогуляетотдыхаетрпплывётвыпускаетпишутсчитаютрисуютсчитают
Игра «Угадай слово»Мяукает, прыгает, крадётся кто?Прыгает, летает, клюёт,чирикает кто?Воет, дует, гудитчто?Лает, кусается, грызёт кто?
Тема «Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?»Прочитай. Спиши стихотворение. Подчеркни слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? Какое?Ландыш милый, ландыш нежный,Белый ландыш, ландыш – снежныйНаш цветок!
Прочитай слова. Устно задай к каждому слову вопрос. Что обозначают эти слова? Найди такие пары слов, которые противоположны по своему значению. Напиши эти пары.Образец: сладкий – горькийсладкий большой горький добрый мелкий злой глубокий высокий маленький сильныйслабый низкий
Прочитай. Подбери к данным словам слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? Напиши составленные словосочетания.Образец: пушистый котёнокПосуда, одежда, собака, пальто, машина, карандаш, девочка.
В каждой строчке даны слова, обозначающие признаки предметов. По признакам узнай каждый предмет и назови его словом-отгадкой. Напиши слово-отгадку и его признаки.Красивая, умная, охотничья …Зимнее, тёплое, меховое …Быстрый, серенький, трусливый …Хищная, хитрая, рыжая …
Игра «Путаница»Собери «цепочки»: предмет-вопрос-признак.пвпавппнгщбелыйвесеннеелипкийкраснаяяркоемокрыйсладкаяпушистыйсочнаяркакой?рпргкакая?какое?
Подбери нужное слово. Спиши любое стихотворение. Подчеркни слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?_____ песней скворушкаВеселит простор._____ черёмушкаВстала на бугор.Мы любим дни ____Катка ____ лёд,____ небо _____И _____ Новый год.ощршншхбелаязвонкойморозныеупругийзвёздноешумныйночное
Прочитай стихотворение. Выпиши слова, отвечающие на вопрос какие? шары.В праздники на улицахв руках у детворыгорят, переливаютсявоздушные шары.Разные-разные:голубые, красные,жёлтые, зелёные,воздушные шары!
Тема «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы.Проливной дож (т, д)ь, стадо коро (в,ф),лисий сле (т, д), колючий ёр (ж, ш), пять берё (з, с), стайка ры (п, б), звонкий голо (с, з), сладкий пиро (к, г), снежный сугро (б, п), красный каранда (ж, ш).
Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с парной звонкой или глухой согласной на конце. Спиши предложения.Медведь любит … .В кустах запел … .Расцвёл душистый … .В лесу много сочных … .Под елью вырос белый … .споиднгри (п, б)ланды (ш, ж)яго (т, д)дроз (д,т)мё (т,д)
Вставь буквы, которые обозначают парный звонкий или глухой согласный звук. Спиши слова.Верблю , морко ь, жира , лебе ь, остро , бегемо , ледохо , носоро , голу ь, парово , арбу .
Прочитай пословицы, объясни их смысл. Спиши пословицы, вставляя нужную букву.Сне (г, к) глубо (к, г) – го (т, д) хоро (ж, ш). Книга – твой дру (к, г), без неё как без ру (г, к). Сорвать пру (т, д) – небольшой тру (т, д). Москвой-столицей весь наро (т, д) гордится.
Прочитай. Измени слова так, чтобы в конце их был парный звонкий или глухой согласный. Запиши пары слов по образцу.Образец: вежливый – вежлив.Красивый, свежий, грубый, хороший.Помогает, привезёт, принесёт, сберегает, приползёт.
Тема «Правописание жи-ши».Прочитай. Подумай, какие буквы в словах пропущены. Спиши, вставляя пропущенные буквы.Хорош зимой ден ки! Снеж нки, как пуш нки, падают на землю. Я беру карандаш и рисую пуш стый снег. пиьимрттиьиии
Прочитай. Ответь одним словом. Запиши эти слова. Составь предложение с одним из слов. Запиши его.1.Животное с очень длинной шеей и длинными ногами.2.Съедобный гриб с рыжейшляпкой.3.Дикая роза.
Прочитай предложения, которые составила маленькая Иришка. Исправь их так, чтобы появился смысл. Запиши получившиеся предложения.Дом сторож т собаку. Дорога мчится по маш не. Земля падает на снеж нке.онннннпиипиии
Игра «Доскажи словечко».Подумай, какие слова нужно вставить в конце строк. Запиши эти слова.Вылезла из норки мышка, На неё упала … .На день рожденья нашей ЛизыМы принесли в подарок … .Лежебока рыжий котОтлежал себе … .Вяжет мама длинный шарф,Потому что сын - … .
Вставь букву ы или букву и. Запиши.Кам ш , р ж ки, маш нист, ланд ш , кр ш , мал ш.то тю ьо. рн и п нр и р пыиыииыиыиы
Тема «Правописание ча-ща, чу-щу»Прочитай. Собери из частей пословицы. Как ты их понимаешь? Напиши, вставляя пропущенные буквы.Работе время, умей защищ… ть.С книгой ж…ть - товарищ… в беде.Родину-мать потехе ч…с.Выруч…й век не туж…ть.
Спиши, дописывая пропущенные слоги чу и щу.Щёткой чи… я щенка, щеко… ему бока.Я по улице ска…, я верёвочку вер… .
Прочитай. Вставь нужные слова из слов для справок. Спиши.К Тане пришли ____. Мама вскипятила _____. Таня поставила на стол ____ и вазу с печеньем. Мама налила в _____ душистый _____. «Таня, _____ гостей чаем!»Слова для справок: ч…шки, ч…й, ребята, угощ…й, ч…йник.
Подбери к словам, записанным в столбике, подходящие по смыслу слова. Вставь пропущенные буквы. Запиши.Ч…десноеПолощ…ЗубастаяТёмныйЧ…ткоеЧищ…Тащ…тоьзумптлдутроротщ…кач…ланухозубыч…гунок
Прочитай предложения. Расположи их так, чтобы получилось стихотворение о щуке. Вставь буквы. Спиши получившееся стихотворение.Наварила щ…ка щей. Червячка с крючка сняла.Щ…ука в озере ж…ла.Говорили всем ерш…:«Щи у щ…ки хорош…!»Пригласила трёх ершей.
Составь из слов каждой строчки предложение так, чтобы выделенное слово было первым. Вставь пропущенные буквы. Спиши предложения.Ч…щ…, полна, звуков, лесная.По, дятел, стуч…л, дубу.Круж…лись, елью, над, клесты.Срывали, ш…шки, клювами, они.Искали, птицы, пищ… .
Тема «Правописание чк, чн, щн».Прочитай шуточный разговор. О каких лисичках идёт речь? Выпиши слова с чк. Подбери и напиши несколько слов с чк, чн.Кто вы?Мы лисички.Дружные сестрички.Ну, а вы-то кто же?Мы лисички тоже!Как, с одной-то лапкой?Нет, ещё со шляпкой.
Прочитай слова. Составь из них предложение. Напиши его. Подчеркни сочетания чк, чн. Из какой сказки это предложение?Ряба, снесла, яичко, курочка.
Прочитайте слова-названия предметов. На какие вопросы они отвечают? Назовите предмет ласково. Запишите получившиеся слова.Белка, ёлка, рука, собака, яблоко, птица, туча, щука.
Вставь слова вместо картинок. Спиши предложения.Был день. По небу плыли лёгкие . По речке плыла . Высоко в небе летали быстрые .
Прочитай рассказ. Найди ошибки. Выпиши слова правильно.Закончился ливень. Солнечьные лучи сушат землю. На траве лежат веточьки и палочьки. А из печьной трубы идёт дым. Там топят печьку. В доме тепло.
Тема «Заглавная буква в именах собственных»Прочитай. Объясни, почему некоторые слова пишутся то с маленькой, то с большой буквы.Возвращаясь под вечер с поля,Потеряла серёжку Поля.Ту серёжку нашёл Серёжка:Прибежал, постучал в окошко:Отыскалась твоя серёжка!Напиши ответы на вопросы:1.Откуда возвращалась Поля?2.Что она потеряла?3.Кто нашёл серёжку?
Прочитай. Подбери к каждому слову левого столбика имя и фамилию из правого столбика. Запиши.Художник Юрий ГагаринПоэт Лев ТолстойКомпозитор Илья РепинПисатель Сергей МихалковКосмонавт Пётр Чайковский
Прочитай слова. Из данных слов составь предложения так, чтобы подчеркнутые слова были в предложении первыми. Напиши составленные предложения.Много, Николай Николаевич Носов, для, весёлых, детей, написал, рассказов.Ребята, сказки, Корнея Ивановича Чуковского, любят, читать, интересные.
Прочитай. Подумай, какие слова из слов для справок подойдут по смыслу к данным предложениям. Спиши.У коровы Пеструхи .У собаки Белки .У лошади Стрелки .У кошки Мурки .У курицы Хохлатки .Слова для справок: цыплёнок Желтыш, жеребёнок Рыжик, щенок Дружок, котёнок Мурзик, телёнок Буян.
Прочитай. Жил-был пёс Барбоска. У него был друг – кот Васька. Оба они жили у дедушки. Дедушка ходил на работу. Барбоска сторожил дом. Кот Васька ловил мышей.Письменно ответь на вопросы:1.Кто жил у дедушки?2.Что делал Барбоска?3.А что делал Васька?
Прочитай предложения. Расположи их так, чтобы получился рассказ. Напиши рассказ.1.Светлана и Игорь живут в Киеве.2.Они показали им свой город.3.Светлана и Игорь рады своим гостям.4.К ним в гости приехали ребята из Москвы и Ялты.5.Гости побывали на Днепре, в парке Славы.
Представь, что тебе надо написать свой адрес на конверте. Подумай, какие названия ты впишешь в предложения.Индекс:Куда: область,город ,улица: , дом , кв. .Кому: (фамилия) (имя) (отчество)