Презентация на тему Проектный метод в работе педагога-психолога
Проектный метод в работе педагога-психолога в рамках инновационной деятельности гимназии Ожиганова Наталья Ильиничнапедагог-психолог МБОУ Гимназия № 2 г.Саров Нижегородской обл. Психолого-педагогический потенциал проектной деятельности Проектная деятельность позволяет решать актуальные задачи психолого-педагогического сопровождения: способствует учебной успешности школьников, давая возможность восполнить дефицит знаний и умений в доступной и увлекательной форме, повышает учебный мотив;помогает формировать реалистические представления о своих способностях и возможностях, развивать адекватную самооценку;предоставляет школьнику опыт равноправного взаимодействия с учителем, снижая школьную тревожность;позволяет исследовать, а иногда и преодолевать некоторые психологические проблемы. Типы проектов информационный проект исследовательский проектпрактико-ориентированный проект творческий проект игровой и ролевой проект развитие умения работать с информацией, ранжировать и проверять сведения из различных источников развитие аналитических способностей, критического мышления, освоение логических способов восприятия и обработки информации совершенствование практических предметных умений и навыков учащихся развитие творческих способностей развитие коммуникативных навыков Проектный метод в работе социально-психологической службы с классным коллективом Классный руководитель + Социально-психологическая служба = Зачем мы друг другу? КЛАССНЫЙКОЛЛЕКТИВ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯСЛУЖБА Модели взаимодействия социально-психологической службы и классного руководителя МОДЕЛЬ 1 – «Неотложка 03» Воспитательные задачиКР Задачи работыСПС Сферы жизни ребенка в школе МОДЕЛЬ 2 – «Два садовода» Воспитательные задачиКР Задачи работыСПС Сферы жизни ребенка в школе МОДЕЛЬ 3 – «Как положено друзьям, все мы делим пополам» Сферы жизни ребенка в школе Задачи работы с классом КР и СПС МОДЕЛЬ 4 – «Розовая мечта» Сферы жизни ребенка в школе Задачи работы с классом КР и СПС Задачи развития ребенка проектнаякультураличностишкольника позитивная целеустрем-ленность склонности и интересыдетей равныевозможности для творчества и самореализа-ции Проективноеобразовательноепространство Проект – метод организации педагогического процесса, основанный на следующих принципах: Осознание существующих проблем всеми участниками УВП;Активная и целенаправленная деятельность субъектов образовательного процесса по самореализации;Сотрудничество субъектов образовательного процесса (детей и взрослых);Научный подход к организации деятельности;Учет возрастных и психологических особенностей участников УВП;Системность и планомерность деятельности в течение определенного промежутка времени. Основные этапы работы над психолого-педагогическим проектом 1. В начале учебного года классные руководители анализируют работу классного коллектива и ставят задачи на новый учебный год, выделяя основные проблемы.2. Совместно с психологом выдвигается гипотеза по определенной проблеме, существующей в классе.3. Определяются участники проекта.4. С помощью диагностических методик, подобранных психологом, осуществляется проверка гипотезы и постановка проблемы.5. Формулируются цель, задачи и ожидаемые результаты проекта.6. В течение определенного промежутка времени ведется совместная работа психолога, классного руководителя, родителей и учащихся класса по реализации проекта (по необходимости, привлечение к работе других специалистов);7. По окончании работы над проектом для определения динамики проводится итоговая диагностика, и анализируются произошедшие изменения.8. Намечаются дальнейшие перспективы деятельности. «Учись учиться»2 А,Б классы (Лапичева В.М., Кламбоцкая Г.В.) «Сделай себя сам!» 7Б класс (Леонова И.Б.) «Твой выбор»9 А,Б классы (Лобанова Р.А., Пухова С.В.) Психолого-педагогические проекты Психолого-педагогический проект работы с учащимися 2 классов«Учись учиться» Этап №1. Аналитическая деятельность классного руководителя по выявлению проблем в коллективеЭтап №2. Выдвижение гипотезы Недостаточный уровень восприятия и усвоения информации учащихся в учебно-воспитательном процессе Большинство учащихся невнимательны в учебном процессе, не умеют управлять своим поведением, что является причиной низкого уровня восприятия информации и учебной успеваемости Этап № 3. Определение участников проекта Этап №4. Проверка гипотезы через проведение психологической диагностики и постановка проблемы Участники проекта Педагог - психолог Учащиеся Родители Классные руководители Выбор методов исследования проблемы «Опросник для учителя» Ковалёвой Л.М. Методика «Корректурная проба» Б.БурдонаМетодика «Определение ведущего типа памяти» Анкета оценки школьной мотивации учащихся начальных классов Лускановой Н.Г. Наблюдение за работой детей во время урокаАнализ тетрадей учащихся Беседы с учащимися и их родителями Проблемы:Недостаточная произвольность психических процессов учащихся:- у 46% учащихся отмечен низкий уровень концентрации внимания, у 8,3% малый объем внимания, у 29% - быстрая утомляемость внимания;- преобладание механического способа запоминания информации над смысловым, незнание учащимися эффективных способов запоминания информации.На фоне неудач в учебной деятельности наблюдается снижение познавательной мотивации учащихся.Родители осознают наличие проблем в учебе детей, но не знают, как с ними справиться. Этап №5. Формулировка целей и задач; ожидаемые результаты в работе над проектом
Цель:Развитие произвольности познавательных способностей (памяти, внимания), учебной мотивации и саморегуляции учащихся Задачи Организовать условия, способствующие развитию познавательных способностей и профилактике школьной дезадаптации Познакомить родителей со способами развития внимания и саморегуляции детей, приемами эффективного запоминания информации Сформировать у учащихся умение понимать свое эмоциональное состояние и регулировать поведение Ожидаемые результаты Улучшение учебной успеваемости учащихся Улучшение психологического климата в коллективе Согласованность требований учителей и родителей к детям Этап №6. Совместная работа психолога, классного руководителя, родителей и учащихся над реализацией проекта Взаимодействие участников проекта Классные руководители и учащиеся Педагог-психолог и учащиеся Классный руководитель, педагог-психолог и родители Внедрение методов развития познавательных способностей учащихся в учебный процесс;Развивающая диагностика «Остров невезения» и «Школа будущего»;Кл. час «Ты- школьник»;Интеллектуально-познавательные игры «Почемучка» Групповые занятия с элементами тренинга по развитию познавательных способностей с группой учащихся (еженедельно);Индивидуальная работа с отдельными учащимися Родительские собрания на темы: «Развитие памяти и внимания детей»;- «Результаты работы по развитию познавательных способностей детей»;Индивидуальные консультации родителей Этап №7. Проведение повторной диагностики для определения результативности работы, анализ изменений. Этап №7. Проведение повторной диагностики для определения результативности работы, анализ изменений. ВЫВОД:Сравнительный анализ результатов первичной и итоговой диагностики позволяет сделать вывод об эффективности работы над данным педагогическим проектом. Продолжить работу по формированию благоприятного психологического климата в коллективе Способствовать росту личностных качеств и формированию активной жизненной позиции учащихся Продолжить формирование навыков произвольности психических процессов и саморегуляции в учебной и внеучебной деятельности учащихся Продолжить работу по просвещению родителей и совместному анализу учебной успеваемости учащихся Задачи на будущее Этап №8. Перспективы деятельности. Психолого-педагогический проект работы с учащимися 9 классов «Твой выбор» Этап №1. Аналитическая деятельность классного руководителя по выявлению проблем в коллективеЭтап №2. Выдвижение гипотезы Недостаточная личностная готовность некоторых учащихся к ситуации сдачи экзаменов и к переходу на профильное обучение Недостаток знаний о своих особенностях и возможностях, недостаточная ответственность некоторых учащихся к учебной деятельности, отсутствие опыта сдачи экзаменов в новой форме являются причинами беспокойства девятиклассников в предэкзаменационный период за результаты экзаменов и выбор дальнейшего профиля обучения Этап № 3. Определение участников проекта Этап №4. Проверка гипотезы через проведение психологической диагностики и постановка проблемы Участники проекта Педагог - психолог Учащиеся Родители Классные руководители Выбор методов исследования проблемы Опросник оценочной тревожности (Карандашев В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч.Д.) Социометрия Дж.Морено в модификации Битяновой М.Р. Индивидуальные и групповые беседы с учащимися, педагогами и родителямиНаблюдение за эмоциональным состоянием учащихся Модифицированная методика Чернявской А.П. «Готовность к выбору профессии» Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания ср.школы И.Л.Финько,И.Г.Антоновой Методика изучения самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан Проблемы:«Чрезмерное спокойствие» 30,5% девятиклассников в ситуациях ответственной деятельности и проверки знаний, что не считается показателем оптимального учебного настроя подростков;Отмечено 28% учащихся с неадекватной самооценкой;39,5% учащихся имеют завышенный уровень притязаний, нереалистично относятся к собственным возможностям;Проблемы сформированности мотивационной сферы девятиклассников: у 15% учащихся выявлен средний уровень учебной мотивации; у 72% отмечен средний уровень личностного смысла учения; у 15% отмечен средний уровень сформированности способности к целеполаганию; для 26% мотивами, стимулирующими процесс учения в равной степени являются внутренние и внешние, что позволяет сделать вывод о личностной незрелости данных учащихся; 67% девятиклассников в равной степени мотивированы на достижение успеха и на недопущение неудачи, т.е. направленность их мотивации по данному параметру (успех / неудача) носит ситуативный характер, что является не эффективным в плане формирования успешной, конкурентоспособной личности; 33% учащихся довольно редко реализуют мотивы в учебной деятельности;49% девятиклассников нуждаются в психолого-педагогической помощи относительно выбора профиля их обучения;ВЫВОД:Несформированные профессиональные предпочтения, такие мотивационные параметры как наличие личностного смысла учебной деятельности, навыки целеполагания и реализации учебных мотивов в деятельности большинства учащихся, нереалистичное отношение к собственным возможностям позволяют сделать вывод о недостаточной личностной готовности отдельных учащихся к ситуации сдачи экзаменов и к переходу на профильное обучение. Этап №5. Формулировка целей и задач; ожидаемые результаты в работе над проектом Задачи Оптимизация уровня оценочной тревожности учащихся, профилактика предэкзаменационного и экзаменационного стресса Оптимизация уровня самооценки и притязаний учащихся Организация условий, способствующих формированию мотивационной сферы учащихся Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения Сотрудничество в решении проблемы с родителями учащихся и педагогическим коллективом гимназии Психологическая готовность учащихся к сдаче экзаменов в традиционной и новой формах Личностный рост учащихся Выбор профиля дальнейшего обучения с учетом собственных особенностей и возможностей Повышение учебной успеваемости учащихся Учет психол.х особенностей учащихся в процессе подготовки к экзаменационным испытаниям Цель дальнейшей работы:Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9 классов к переходу на III ступень школьного обучения Ожидаемые результаты Этап №6. Совместная работа психолога, классного руководителя, родителей и учащихся над реализацией проекта Взаимодействие участников проекта Классный руководитель и учащиеся Педагог- психолог и учащиеся Кл.руководитель, педагог-психолог и родители Кл. час «Образ мужчины и женщины» (оптимизация самооценки и уровня притязаний)Творческий вечер, посвященный творчеству Б.Ш.Окуджавы (выработка навыков публичного выступления) Интегрированные уроки:«Темперамент, как процесс ВНД и его влияние в ситуации ответственной деятельности»;«Что нам нужно знать го приемах запоминания в период подготовки к экзаменам»; Человек – существо биосоциальное. Психологические аспекты». Родительские собрания:«Особенности перехода на III ступень школьного обучения»; «Как помочь ребенку в период подготовки и сдачи экзаменов»Индивидуальные консультации родителей Педагог-психолог, кл. руководители и учащиеся Цикл групповых занятий с элементами тренинга:«Профориентация»«Экзамены? Нет проблем!».Индивидуальные беседы Этап №7. Определение результативности работы, анализ изменений. Результаты:Оптимизация уровня оценочной тревожности 21% девятиклассников.Оптимизация самооценки и уровня притязаний отмечена у 15% подростков.Диагностика первичных профессиональных предпочтений помогла девятиклассникам совершить осознанный выбор дальнейшего профиля обучения, хотя не все подростки и их родители делали этот выбор на основе интересов и возможностей учащихся.Положительная динамика в развитии навыков целеполагания и мотивации достижения успеха отмечены у 8% девятиклассников.ВЫВОД:Большинство девятиклассников психологически готовы к сдаче экзаменов и к переходу на профильное обучение Этап №8. Перспективы деятельности. Психолого-педагогическ. сопровождение профильного обучения Сплочение образовавшихся классных коллективов Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, состоящих на ВШК Задачи на будущее Главные условия эффективной реализации психолого-педагогического проекта: Тесное сотрудничество психолога, классного руководителя, учащихся и родителей класса. Правильно подобранные и проведенные диагностические методики, с помощью которых точно определена цель в работе. Учет возрастных и психологических особенностей учащихся тех классов, где реализуется проект.Систематичность проведения мероприятий в течение определенного промежутка времени. Практикум «Создаем проекты» Задание:В соответствии с предложенным типом проекта и основными этапами его реализации, разработать проект работы с учащимися;При разработке проекта желательно опираться на учебно-воспитательную ситуацию, сложившуюся в гимназии, на актуальные для педколлектива проблемы и задачи;Представить результат работы группы. Основные этапы работы над проектом 1. Анализ существующих проблем, выдвижение гипотезы.2. Определение участников проекта.4. Проверка гипотезы на обоснованность с помощью диагностических процедур и постановка проблемы.5. Формулировка цели, задач и ожидаемых результатов проекта.6. Реализация запланированных мероприятий через совместную деятельность субъектов проекта.7. Определение динамики через проведение итоговой диагностики, анализ изменений.8. Определение дальнейших перспектив деятельности. Ваше мнение Считаете ли Вы метод проектов эффективным в реализации учебно-воспитательных задач?Какие трудности Вы испытываете в реализации проектов?Какими находками Вы бы хотели поделиться? Спасибо за внимание!Благодарим за сотрудничество!