Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проект - временное предприятие для создания уникальных продуктов или услуг. Под проектом в области образования понимается структурированное (выполненное по определенному формату) описание будущей деятельности, направленной на осуществление значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного объема различных ресурсов.Проект отличается от исследования тем, что исследование проводится для получения нового знания, а проект предназначен для внесения значительных изменений в устоявшуюся практику. Проект конечен, имеет ограниченный цикл существования. Можно выделить четыре признака проекта:Направленность на достижение конкретных целей;Координированное выполнение взаимосвязанных действий;Ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом;Неповторимость и уникальность. Проекты:- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;-способствуют развитию творческих способностей детей;- способствуют умению наблюдать;- способствуют умению слушать;-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;- способствуют развитию мышления;- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;- развивают воображение; - развивают внимание, память, речь. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;Развитие познавательных способностей;Развитие творческого воображения;Развитие творческого мышления;Развитие коммуникативных навыков. В младшем дошкольном возрасте – это:вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).В старшем дошкольном возрасте – это:формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).Составление плана-схемы проекта.Сбор, накопление материала.Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.Домашние задания для сам. выполнения.Презентация проекта, открытое занятие. 1. Целеполагание: педагог выбирает наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определённый отрезок времени.2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:к кому обратится за помощью в каких источниках можно найти информацию;какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);с какими предметами научиться работать для достижения цели.3. Выполнение проекта – практическая часть.4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. В настоящее время проекты классифицируются: по составу участников;по целевой установке;по тематике;по срокам реализации. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;ролево-игровые (с элементами творческих игр, в нем дети играют конкретных персонажей. Приемлем для маленьких детей);информационно-практико-ориентированные: в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы ( создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). Значимы и другие виды проектов, в том числе:комплексные: «Мир театра», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы»;групповые: «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»;исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье». По продолжительности проекты бывают: Краткосрочными (одно или несколько занятий) Средней продолжительности Долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год). Название этапа1. Целеполагание2. Разработка проекта 3. Выполнение проекта4. Подведение итогов5. Презентация проекта Содержание1. Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени2. Составление плана деятельности по достижению цели: (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели) 3. Практическая часть4. Определение задач для новых проектов5. Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;вовлечь дошкольников в решение проблемы;наметить план движения к цели, поддержать интерес у детей и родителей;обсудить план с семьями;нарисовать вместе с родителями и детьми план – схему проведения проекта; -собрать информацию, материал;провести занятия, игры, наблюдения, экскурсии – все мероприятия основной части проекта;дать домашние задание родителям и детям;перейти к самостоятельным творческим работам – поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы – родителей и детей;организовать презентацию проекта – праздник, открытое занятие, акция, создание книги, альбома; подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, обобщение опыта.