Презентация по математике на тему Десятичные дроби(5 класс)
Мультимедийная презентация урока математикив 5 классе Батыргареева Светлана ИндусовнаМБОУ «Лицей №1»г. Нефтеюганск 5 класс Глава 4Десятичные дроби(40 уроков)Урок 37Обобщающий урок по теме: «Десятичные дроби» Задачи:Образовательная: - повторить все действия с десятичными дробями, решение задач на проценты, единицы измерения площади и массы; - применить математические знания при решении задач экологического содержания.Развивающая: продолжить формирование навыков работы с компьютером; умения анализировать, размышлять, делать выводы; работать в группах. Воспитательная: - воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине. Цель:обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Десятичные дроби». Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков. Технологии:метод учебного проекта;информационно-коммуникационная технология.Метод обучения:беседа, рассказ (словесный), решение задач (практический), проблемный метод, исследовательский метод.Форма обучения:фронтальная работа; групповая работа; индивидуальная (самостоятельная) работа. И.И. Зубарева , А.Г.Мордкович. Математика. Учебник. Б.Е Чижов. Лес и нефть Ханты - Мансийского автономного округа.Компьютер, видеопроектор, презентации. Оборудование Этапы урока Организационный момент (2 мин.)Актуализация знаний и мотивации их применения (12 мин.) фронтальный опрос; упражнения по отработке знаний, умений и навыков. Творческое применение знаний и умений(защита мини- проектов)(18 мин.)4. Итог урока (3мин.)5. Рефлексия происходящего на уроке (3 мин.)6. Домашнее задание (2 мин.) 1.Организационный момент Задача: создание положительной мотивации, включение обучающихся в деятельность.Девиз урока:. «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». ( Д. Хевеши) Вступительное слово учителя Экологические проблемы возникли не сегодня. Но в наши дни ситуация резко ухудшилась: каждую минуту на планете исчезает 23 га леса и по три биологических вида. Поэтому обращая пристальное внимание на экологию, человек пытается прежде всего сохранить самого себя. Но, спасая себя, необходимо спасти природу. Мы попробуем сегодня расширить круг своих знаний и посмотреть на предмет математики с другой точки зрения. Назад 2. Актуализация знаний и мотивации их применения:фронтальный опрос;упражнения по отработке знаний, умений и навыков. Задача: развивать умение сравнивать десятичные дроби и расставлять их в порядке возрастания и убывания; закрепить правила округления десятичных дробей; совершенствовать умение решать задачи на проценты.Вопросы для закрепления знаний:1.Причиной многих заболеваний является неблагоприятная экологическая обстановка-загрязненность воздуха, воды, почвы.Например, загрязнённость воздуха над заводом составляет 0,86над городом – 0,129 над селом – 1/100над водой – 1/1000над лесом – 0,0003Расположите числа в порядке возрастания и выясните, где самая благоприятная экологическая обстановка. Учитель: Нет ничего краше и привлекательнее нашего северного леса! Лес - это мир, полный загадок и тайн. Лес - это гостеприимный дом, он многих приютил: зверей и птиц, ящериц и лягушек, жуков и бабочек. И не случайно поэт Андрей Тарханов говорит: Здравствуй, лес - мой врачеватель, Мой надежный друг- хранитель, И души моей ваятель, И ее спаситель.2.Наш город Нефтеюганск со всех сторон окружают леса .Общая площадь Нефтеюганского района 25000кв.км., а лесной массив района составляет 69%.Какую площадь занимают леса в Нефтеюганском районе? Ответ: Решение: 69%=0,692500*0,69=17250(кв.м)составляет лесной массив Нефтеюганского района.Презентация проблемы лесов Югры. Выполнил ученик 5 м классаКосов Андрей Что за край?Откройте атлас синий,Там лежит в короне нефтянойЧёрная жемчужина РоссииОбласть со страну величиной… В прошлом лесные массивы не испытывали на себе заметного влияния человека. Леса занимали свою исконную территорию многие века, оставаясь практически на одном и том же месте. Площади их не сокращались. Лес жил и развивался по своим природным законам. Он обладал устойчивостью и способностью поддерживать своё существование без всякой помощи человека. Никакой заботы о нём не требовалось. Сменялись поколения деревьев, но лес в целом сохранялся неизменным. Так было в нетронутой дикой природе, когда первобытный человек не оказывал на неё сколько-нибудь большого влияния, не нарушал естественной жизни леса. В наши дни ситуация совершенно иная. Современный человек стал одним из самых мощных факторов воздействия на природу, в том числе на лес. Его деятельность теперь настолько велика, что сравнима с некоторыми геологическими процессами. Итак, лес требует много заботы и внимания со стороны человека. Он нуждается в бережном отношении к себе. Основную часть заботы о лесе берут на себя работники лесного хозяйства. Но и мы можем во многом очень помочь сохранить лес. Учитель подводит итог фронтального опроса.Чтобы сравнить десятичные дроби, надо:сравнить их целые части - больше та дробь, у которой целая часть больше; если целые части равны, сравнить десятые - больше та дробь, у которой десятых больше; если и десятых равное число, то сравнить сотые -больше та дробь, у которой сотых больше, и т.д.Чтобы выразить проценты в десятичных дробях, надо проценты разделить на 100.Чтобы найти какой-либо процент от данного числа, необходимо это число разделить на 100.Этим мы найдем, сколько приходится на 1%. А затем надо умножить получившееся частное на количество процентов. Или выразить проценты десятичной дробью и умножить данное число на эту дробь.Задает вопрос: где самая благоприятная экологическая обстановка?какой вред наносит человек природе?нужно ли охранять окружающую среду?выводит обучающихся на решение задач экологического содержания. А теперь, друзья, все дружно встали, Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево, Ещё руки вверх подняли,В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело! 3. Творческое применение знаний и умений. (работа в группах) Задача: за неделю до проведения урока класс был разделен на 3 группы, каждая из которых получила задание. Деятельностьобучающихся Деятельность учителя поиск нужной информации;практическое применение знаний, умений и навыков;проведение исследования. помогает в формулировании проблемы;помогает в планировании выполнения этапов проекта;предлагает пути решения проблемы. Задание для первой группы.Сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник “Математика” авт. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович и сколько вырубить леса, чтобы издать тираж учебника? Задание для второй группы. По электронной почте связаться со школами города и задать вопрос: сколько обучающихся обучаются в их школе. Задание для третьей группы. Группе обучающихся пройти после уроков по школе, собрать весь бумажный мусор, взвесить его и получить результат. Задачи: представление результатов мини - проекта, итоговая оценка результатов реализации проекта. Деятельность учителяучаствует в коллективном анализе и итоговой оценке результатов проектирования. Деятельностьобучающихсязащищают проект;участвуют в коллективной оценке результатов деятельности. Сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник “Математика” авт. И.И. Зубарева , А.Г.Мордкович и сколько вырубить леса, чтобы издать тираж учебника? Защита мини-проекта первой группы Этапы работы над заданием 1 группы:Вычислить площадь одной страницы учебника.Ответ:2. Умножить результат на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц).Ответ:3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж).Ответ:4. Найти в Интернете на сайте Российского экологического центра http://www.rusecocentre.ru в разделе “Новости” (стр. 2) какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется ј га леса).Ответ:5. Выразить результат в квадратных метрах.Ответ:6. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?Ответ:Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу?Ответ: Размеры одной страницы учебника 16см на 21 см, т.е. площадь равна 336 кв.см Назад В учебнике 270 страниц или 135 листов, значит площадь всех страниц учебника 336х135=45360 кв.см =4 кв.м 5360 кв.см. Назад На весь тираж в 100 000 экземпляров требуется 4 кв.м 5360 кв.см *100000 =10134000000 кв.смНазад На 1000 м2 бумаги нужно вырубить1/4га = 2500 кв.м деревьев. Значит на производство одного учебника требуется 4 кв.м 5360 кв.см х 2500= 10 м2 1340 см2Назад На весь тираж в 100 000 экземпляров требуется 4 кв.м 5360 кв.см *100000 =10134000000 кв.см=1013400 кв.м≈101 гаНазад ( Вывод: прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового) По электронной почте связаться со школами города и задать вопрос: сколько обучающихся обучаются в их школе? Результаты их поиска приведены в таблице. Защита мини-проекта второй группы Школа города Количество учащихся E-mail МОУ «Лицей №1» 572 http://ugansk16.ru/ МОУ «СОШ № 1» 765 МОУ "СОШ №2" 1064 school2-ugansk.narod.ru МОУ "СОШ №3" 743 МОУ "СОШ №4" 695 uganskschool4.narod.ru МОУ "СОШ №5" 648 www.myschool5.ru МОУ "СОШ №6" 907 МОУ "СОШ №7" 416 МОУ «СОШ№8» 455 school8ugansk.siteedit.ru МОУ «СОШ №9» 774 http://school9-10b.narod.ru/p1aa1.html МОУ "СОШ № 10" 1431 www.ugansk-edu.narod.ru МОУ «СОШ №13» 1066 http://school13.ugansk.e-gloryon.com/ МОУ "СОШ №14" 599 Нефтеюганская православная гимназия 108 http://pgimnaziya.narod.ru/p1aa1.html Третья группа обучающихся проводила мини-исследование такого плана: они прошлись после уроков по школе и собрали весь бумажный мусор, взвесили его и получили результат, что за день школьники выбрасывают 1315,6 г бумаги. Продолжим их исследование. Защита мини-проекта третьей группы Учитель предлагает использовать результаты проектов групп для решения задачи: Какая часть произведенной бумаги в нашей стране тратится впустую?1. Сколько в нашей школе остается бумаги на столах за день после уроков? Сколько за 210 учебных дней?2. Сколько всего общеобразовательных средних школ в нашем городе? (14 ) 3. Сколько детей в этих школах? (10262 чел)4. Сколько бумаги приходится в день на одного ученика? 5. Вычислить сколько может быть оставлено бумаги в школах города? 6. По данным сайта Энциклопедии кругосвет http://www.krugosvet.ru в нашей стране ежедневно производится бумаги около 6000 тонн. Посчитайте какая часть бумаги потрачена впустую. Решение.На столах после уроков остается 1315,6 г бумаги, в нашей школе 572 ученика. Значит, на одного ученика приходится 1315,6 : 572 = 2,3 г бумаги.Зная, что в городе 10262 ученика, посчитаем сколько бумаги выбросят в мусор за один день по всем школам 10262 ∙ 2,3 = 23602,6 г = 23 кг 603 г.В учебном году 210 учебных дней, за это время потратят 23603 ∙ 210 = 4956630 г = 4 т 956 кг 630 г. ≈ 5 т. Итог урока Что происходило на уроке и что происходило с вами?Рефлексии обучающихся: восстанавливают картину, происходившую на уроке: а) повторили понятие десятичных дробей, правило сравнения десятичных дробей, правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей;б) при решении задач повторили как проценты переводить в десятичную дробь и обратно; как найти процент от числа; в) повторили единицы измерения площади и массы;г)с помощью проведенных исследований мы пришли к выводу, что математические знания применимы к решению задач экологического содержания;д) знания, которые мы получили сегодня на уроке математики помогут нам в жизни более внимательнее относится к окружающей среде. Домашнее задание: провести исследование по вычислению площади зеленых насаждений на одного члена семьи в частном секторе микрорайона №15. Выполнение задания по вопросам Количество баллов 1. Правильно ответили на все 5 вопросов. 5 2. Правильно ответили на 4 вопроса. 4 3. Правильно ответили на 3 вопроса. 3 4.Правильно ответили на 2 вопроса. 2 5.Правильно ответили на 1 вопрос. 1 6.Выступление перед классом изложение материала; презентация мини-проекта.
3
3 Критерии оценивания мини - проекта первой группы. 11 б- «5» 10 б «4»,9 б «3» (карта оценивания раздается обучающимся) Критерии оценивания: Выполнение заданий на уроке Количество баллов 1.Участие во время фронтального опроса 1( для каждого ученика, который обсуждал) 2.Выполнение творческого задания в группах. 3 3.Защита мини- проекта 3 4. Выполнение задания исследовательского характера. Верное решение, но кратко оформлено 1
Полное решение с грамотным объяснением 2 № Списокобучающихся Фронтальная работа Защита проекта Индивидуальная работа Оценка 1. 2. Критерии оценивания:6-10 баллов- «5»4-5 баллов- «4»2-3 баллов - «3» Учитель во время урока контролирует выполняемость работы, проставляет количество верных ответов по фронтальному опросу, индивидуальной работы, работы в группе. Краткий самоанализ урока Все требования программы по данной теме получили отражение в уроке. Обучающиеся были активны и с интересом работали. Для достижения поставленных целей и задач мною использовался метод учебного проекта. Но учитывая, возраст обучающихся, я использовала элементы технологии учебного проекта. Основной задачей педагога при использовании данной технологии является формирование коммуникативной, информационной компетентностей. Материал изложен научно, соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. Материал усвоен. Вся работа на уроке была подчинена главной цели. Задачи урока выполнены, цель достигнута. Систематическое использование таких мини - проектов приведет в дальнейшем к серьезным исследовательским работам обучающихся. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!