Методические рекомендации по организации и проведению дебатов в школе.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДЕБАТОВ И ДЕБАТ-ТУРНИРОВ В ШКОЛЕ Наполеон сказал, что карьеры не сделает тот, кто не умеет говорить. Речь является одним из основных показателей духовной культуры личности. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации. История дебатов Дебаты берут свое начало в Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов; ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их. В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования России. В настоящее время дебаты широко распространены в школах и университетах всего мира: в Западной и Восточной Европе, США, Японии, Юго-Восточной Азии. Создана Международная образовательная ассоциация «Дебаты». Правила проведения дебатов Дебаты — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте и опыте риторики. Элементы дебатов. Тема. Первый шаг в любых дебатах — формулировка темы. Во-первых, тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы. Во-вторых, тема должна быть пригодной для вынесения на дебаты. Формулировка должна следовать определенным принципам: тема дебатов формулируется в виде утверждения и не дает преимуществ ни одной из сторон, т.е. сторона «за» и сторона «против» могут одинаково эффективно развивать свои аргументы. Пример: «Выращивание генетически модифицированных продуктов является оправданным». Система аргументации. Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументации, то есть совокупность аспектов и аргументов в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. С помощью аргументации команда пытается убедить судью, что ее позиция по поводу темы — наилучшая. Поддержки и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства — поддержки (цитаты, факты, статистические данные), доказывающие их позицию. Задачи, которые решают дебаты обучающие: способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками развивающие: способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей. Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, обнаружить наличие взаимосвязи событий и явлений, рассматривать их с различных позиций воспитательные: способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемыкоммуникативные: учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности. Роль учителя в организации дебатов Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности их применения: при изучении той или иной темы, проблемы. Во-первых, не всякая тема может быть предметом дискуссии; во-вторых, тема должна быть грамотно сформулирована, и, как правило, осуществляет это именно учитель в том, или ином классе. Дебаты могут использоваться в целях обобщения, систематизации знаний, закрепления учебного материала, контроля знаний для реализации поставленных учебных целей. Успешная реализация поставленных на уроке целей, достигаемых с помощью дебатов, в значительной степени определяется умением учителя создать условия для эффективного взаимодействия на уроке. Почему дебаты? Умение вести дебаты пригодятся в жизни. Они помогут в развитии критического мышления, научат смотреть на вещи с разных точек зрения, подвергать сомнению факты, идеи, научат логически выстраивать аргументацию и убеждать. Научат общаться. Всё это необходимо человеку в нашем мире. Игра «Дебаты» помогает подросткам развить умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии. «Дебаты» формируют готовность противостоять «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Игра позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, слышать и правильно воспринимать другого человека, помогает достичь понимания того, что другая позиция тоже имеет право на существование. Как командная, игра учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга. . Суть игры « Дебаты» и её основные элементы. убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Основные элементы: 1. Тема. В дебатах тема формируется в виде утверждения.(« Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным») 2.Утверждающая сторона. Спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций (утверждение формулировки темы . Напр. «Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным»3.Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны доказывают судье, что позиция утверждающей стороны не верна. Например, «Обучение мальчиков и девочек НЕ должно быть раздельным», значит, «Обучение мальчиков и девочек должно быть совместным».Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами вы представляете судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные), поддерживающие их позицию. Свидетельства добываются путём исследования. В основном это – мнения экспертов. Кодекс чести дебатёра 1. Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.2. Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике. Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.3. Дебаты никогда не должны способствовать использованию двойных стандартов.4. Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения другихлюдей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которыесуществуют между людьми, вовлеченными в дебаты.5. Признавая важность анализа текущих проблем, что может привести кполитической дискуссии, дебаты не должны использоваться как средствапропаганды. Примеры тем дебатов «Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным"; "Средняя школа готовит к реальной жизни"; "Школьная форма должна быть обязательной". "Охрана окружающей среды или экономическое процветание государства"; "Использование компьютерных технологий на каждом уроке: плюсы и минусы"; «Домашнее задание: "за" и "против"» и др. Схема размещения участников дебатов Схема взаимодействия участников дебатов: Алгоритм проведения дебатов: Начинает выступление первый спикер команды "У", который формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает главный оратор от оппозиции – О1, который формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. Дальше действия происходят следующим образом:"вторые номера" обеих сторон по очереди приводят аргументы и поддержки в пользу своего тезиса (антитезиса);"третьи номера" формулируют контраргументы и поддержки;"четвертые номера" подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый спикер команды "О", который защищает антитезис. Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям: четкость и конкретность формулировки; однозначность понимания; перспективность для обсуждения; значимость для воспитанников. Ожидаемые результаты для обучающихся: Повышение доступности качественного образования, создание максимально благоприятных условий для самоопределения обучающихся в отношении профильного направления их будущей профессиональной деятельности. расширение возможности социализации обучающихся, их осознанного самоопределения в отношении дальнейшего образования;обеспечение преемственности между всеми ступенями образования, более эффективной подготовки к освоению программ на профильном уровне;усиление практической направленности обучения за счет включения обучающихся в реализацию практико-ориентированных проектов, исследований.создание условий для дифференциации содержания обучения с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных траекторий; Ожидаемые результаты для педагогов: более полная реализация творческого потенциала;возможность рефлексии собственного педагогического и инновационного опыта;возможность для индивидуализированного повышения квалификации выработка новых форм подготовки к новым условиям оценивания результатов обучения;более качественное и точное понимание содержания своей деятельности;освоение новых (проектно-сетевых) форм профессионального диалога с коллегами; Ожидаемые результаты для администрации: согласование государственных инициатив и социального заказа родительской общественности;обеспечение преемственности между всеми ступенями образования;координация деятельности педагогического коллектива школы по приоритетным направлениям развития;обеспечение открытости содержания инновационной деятельности педагогического коллектива и оценки её результатов;внедрение федерального государственного образовательного стандарта. Для школы в целом: разработка инновационной модели образования с использованием элементов сетевого взаимодействия;повышение эффективности управления школы;создание живого и динамического педагогического взаимодействия как особой инновационно- информационной среды;активизация участия учащихся и педагогов в социально-образовательных проектах;совершенствование содержания, технологий и организационно-педагогических условий образования обучающихся. Дебаты – универсальная технология Спасибо за внимание.