«Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся.


Мастер – класс«Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»
«Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать».    Л.Н.Толстой.
Введение Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, позволяющих достигать положительных результатов в профессиональной и других областях жизнедеятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) доктор педагогических наук А.В.Хуторской предлагает 3-уровневую иерархию компетенций: ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному). общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Ключевые компетенции представляют высшую ступень в иерархии компетенций, так как они имеют надпредметный, междисциплинарный характер, проявляются в разных сферах. Их наличие необходимо человеку в течение всей жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий и т.п.
А.В.Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций: Ценностно-смысловая компетенция. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности. Общекультурная компетенция. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Информационная компетенция При помощи реальных объектов (телефон, телевизор, факс, магнитофон, компьютер, принтер, модем, ксерокс) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др. Социально-трудовая компетенция. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности Компетенция личностного самосовершенствования. Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки
Проектная деятельность обучающихся среди современных педагогических технологий, с моей точки зрения, является наиболее адекватной поставленным целям образования – формированию ключевых компетенций. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно-ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. В процессе работы над проектом у учащихся формируются различные ключевые компетенции. Таким образом, правильно организованная проектная деятельность способна наполнить смыслом жизнь и деятельность учащихся в ходе выполнения проекта. Не менее важно, что в проектной деятельности формируется личностный опыт ученика - опыт осмысленного и рефлексируемого поведения в мире, что значительно важнее и предметных ЗУНов, и умений проектирования.
Метод проектов– это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом– технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сутиОсновной тезис метода проектов Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить.
С чего начинается проект? С постановки проблемы и цели , с определения конечного проектного продукта, который создаётся самим учащимся в процессе работы над проектом. Выбор темы проекта Тема проектаКритерии выбораИтог 1.2.3.4.5.6.Мини-исследование № 1Вывод: __________________________________________________________________________________________________ темаЧто я должна знать и уметь? (звёздочка обдумывания)Источники информации____________________________________________________________ ___________________________________________________________ ____________________________________________________________ ___________________________________________________________ Требования к изделию________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ № вариантаКритерии № 1№ 2№ 3№ 4№ 51.2.3.4.5.6.Итог (кол-во положи-тельных оценок)Дизайн-анализ- мини-исследование № 2;- краткое описание варианта;- выбор материалов;- выбор оборудования, инструментов.1. Мини-исследование № 2.Краткое описание ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Система работы Мини-проект «Изготовление открытки с сюрпризом» Материалы для скрапбукингаБумага Материалы для украшенияИдеально для украшений подходят:- всевозможные пуговицы;- кружева, ленточки и кусочки ткани;- металлические пряжки и другие металлические акценты;- бумажные и тканевые цветы;- бумажные аппликации;- и многое-многое другое Инструменты Базовые техникиДистрессинг Базовые техникиЭмбоссинг Базовые техникиШтампинг Открытка с сюрпризомРазметить на картоне основу открытки, места линий сгиба наметить точками. Вырезать основу.Провести линии сгиба с помощью линейки и ножниц или спицы. Согнуть заготовку по линиям сгиба и снова расправить. Открытка с сюрпризомНаметить на кармашке линию расположения выемки.Вырезать выемку. Открытка с сюрпризомЗаготовить полосы декоративной бумаги. Можно обрезать края фигурными ножницами, а можно обработать края полос с помощью дырокола.Приклеить полосы на заготовку с внешней стороны, вложив между слоями бумаги ленточку. Можно обклеить декоративной бумагой и внутреннюю сторону открытки. Открытка с сюрпризомСогнуть верхний и нижний края кармашка.Приклеить края кармашка. Открытка с сюрпризомВложить в кармашек шоколадку и завязать открытку ленточкой. Открытка готова!Декорировать внешнюю сторону открытки.