Презентация Метод проектов как средство формирования творческой личности
Метод проектов как средство формирования творческой личности «От творческого преподавателя к творческому студенту» Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краснолучский приборостроительный техникум» Работа выполнена методистом техникума, преподавателем Томалак Н.В.Красный Луч2016 Пункт плана 1 Пункт плана 2 Пункт плана 3 Пункт плана 4 Пункт плана 5 Актуальность: В условиях модернизации образования в центре внимания педагогов находится деятельность студентов. Важен не столько конечный результат, сколько сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить студентов самостоятельно учиться, добывать знания, адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить сложно. Проектная технология позволяет это сделать достаточно успешно. Несколько фактов из истории.. Метод появился в 20-е годы ХХ века в СШАМетод проекта – метод проблем, «обучение посредством делания»Его автор - Дж.Дьюи (американский философ, педагог) и Вильям Килпатрик (ученик) .Учащиеся включались непосредственно в практическую деятельность, благодаря которой они должны овладевать теоретическими знаниями.В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. Чрезмерное увлечение методом проектов во вред систематическому обучению привело к «разочарованию» педагогов в этом методе в середине ХХ века. Однако в последнее время благодаря становлению личностно-ориентированного образования метод проектов переживает второе рождение как эффективное дополнение к другим педагогическим технологиям, которые способствуют становлению личности. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебный проект –самостоятельная, творческая, завершенная работа студента, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Слово «проект» ( в переводе с латинского «брошенный вперёд») толкуется в словарях как план, замысел, предваряющий его создание. Проект – разработанный план, предварительный текст какого-либо документа; замысел, план (С.И.Ожегов) Метод проекта – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом – всегда решение какой-либо проблемы. Метод учебных проектов В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студентов на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием студента, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов. Основные требования к проекту 1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы студентов. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.4.Результатом работы над проектом является продукт.5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.Проект – это “пять П”:Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация Зачем? Преподавателю – не отстать от развития информационного образовательного пространства, овладеть новыми образовательными технологиями, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.Студенту – возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группах, используя индивидуальные творческие возможности. Приложить свои знания, принести пользу в своей группе и показать публично достигнутый результат. Цели: Научить студентов:сотрудничать;приобретать знания самостоятельно;систематизировать полученную информацию; пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач;работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли;пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций; делать выводы и заключения;получить эффектный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности. Скажи мне - и я забуду.Покажи мне - и я запомню.Вовлеки меня - и я научусь. Пункт плана 1 Пункт плана 2 Пункт плана 3 Пункт плана 4 Пункт плана 5 Классификация проектов Критерии Виды проектов По содержанию Монопредметные.Межпредметные. По методу, доминирующему в проекте. Творческие.Исследовательские.Игровые.Информационные.Практико-ориентированные. Пункт плана 1 Пункт плана 2 Пункт плана 3 Пункт плана 4 Пункт плана 5 Классификация проектов По включённости проектов в учебные планы. Текущие.Итоговые. По характеру контактов. Внутренние.Международные. По продолжительности выполнения. Мини-проекты.Средней продолжительностиДолгосрочные По количеству участников. Коллективные.Индивидуальные.Групповые. Пункт плана 1 Пункт плана 2 Пункт плана 3 Пункт плана 4 Пункт плана 5 Этапы работы над проектом Подготовка.Планирование.Исследование.Формулирование результатов или выводов.Защита проекта.Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Организация деятельности ПреподавательОрганизует деятельность. Предлагает организовать группы, распределить роли в группах. Советует спланировать деятельность по решению задач проекта. Предлагает продумать форму презентации. СтудентыОсуществляют разбивку на группы.Распределяют роли в группе.Планируют работу. Выбирают форму и способы презентации предполагаемых результатов. Осуществление деятельности Преподаватель не участвует, но:Консультирует, неявно контролирует, дает новые знания, когда у студентов возникает в этом необходимость, репетирует со студентами предстоящую презентацию результатов. Студенты Работают активно и самостоятельно каждый в соответствии со своей ролью и сообща, консультируются при необходимости, добывают недостающие знания, подготавливают презентацию результатов. Демонстрация видео фильмов Диалог историч. и литературных героев Игра с залом Иллюстрация фактов, событий Научный доклад Пресс- конференция Спектакль Ролевая игра Реклама Путешествие Телепередача Экскурсия Научная конференция Инсценировка события Деловая игра Виды презентаций проектов Формы продуктов проектной деятельности. Выставка Видеоклип, видеофильм Газета WEB - сайт Журнал Публикация Карта Буклет Сказка Серия иллюстраций Сценарий Пакет рекомендаций Экскурсия Учебное пособие Игра Путеводитель Праздник Атлас, справочник Анализ социологического опроса Письмо в … Оформление проектной папки Паспорт проектаПланы выполнения проектаПромежуточные отчеты группыРезультаты исследований и анализаЗаписи всех идей, гипотез и решенийКраткое описание всех проблемЭскизы,чертежи, наброски продуктаМатериалы к презентации (сценарий)Другие рабочие материалы и черновики Проектный метод – это путь, на котором студенты сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром преподавателя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за результаты своей работы. Основной тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» Пункт плана 1 Пункт плана 2 Пункт плана 3 Пункт плана 4 Пункт плана 5 Оценка метода проектов Плюсы:решает проблему мотивации;реализует принципы личностно-ориентированного обучения;эффективно формирует исследовательскую и др.компетенции;тесно связан с новейшими компьютерными технологиями. Плюсы:решает проблему мотивации;реализует принципы личностно-ориентированного обучения;эффективно формирует исследовательскую и др.компетенции;тесно связан с новейшими компьютерными технологиями. Минусы:трудно совместить с классно-урочной системой;не выработаны критерии оценок;большая эмоциональная нагрузка как на студента, так и на преподавателя;неравномерность нагрузки на разных этапах проектной деятельности. Пункт плана 1 Пункт плана 2 Пункт плана 3 Пункт плана 4 Пункт плана 5 Выводы: Проектная методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, психологическими. Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Студенты могут по новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Всё это способствует формированию активной гражданской позиции студентов и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого. Открытое занятие по теме «Галогены» проведено с использованием метода проектов Мини-проект «физиков» Галогены Отношение к металлам Отношение к неметаллам Отношение к водороду Отношение к воде F2 2Al + 3F2 = 2AlF3 Si + 2F2 = SiF4 H2 + F2 = 2HF 2F2+ 2H2O = 4HF+ О2 Cl2 Mg + Cl2 = MgCl2 3Сl2 +2Р = 2РСl3 H2 + Cl2 = 2HCl Cl2 + H2O = HCl + HClО Br2 2Al + 3Br2 = 2AlBr3 3 Br2 +2Р = 2РBr3 H2 + Br2 = 2HBr
Br2 + H2O = HBr + HBrО I2 J2 +2Na = 2NaJ
3 J2 +2Р = 2РJ3 H2 + J2 = 2HJ J2 + H2O = HJ + HJО Мини-проект «химиков-теоретиков» Мини-проект «химиков-экспериментаторов» Изучили мы отменноЭлементы галогены.(А по-русски - солероды),Все – от фтора и до йода.Даже новенький астатБыть в семействе этом рад.В седьмой группе все стоят,Как солдаты, в один ряд.Фтор на первом месте встал,Всю активность показал.Начал все подряд съедать,Газом все своим сжигать.Но попались ему разКупрум, никель в первый раз,И не сжег он их собой,У них был защитный слой.А за фтором стоял хлор,Зажигает, как костер.Ну, а третьим стоял бром,Был химическим плющом.Ну, а дальше йод стоит –Он наш доктор Айболит.Заключительный – астат,Их искусственный собрат.Галогены нам нужны,Очень важные они. Стихотворение «лириков» Экологический проект – 2015. Экологическое исследование загрязнения атмосферы автотранспортом в г.Красный Луч Цели исследования: 1. Показать преимущества перехода автотранспорта на альтернативные виды топлива.2. Показать зависимость объема выбросов вредных веществ от района города и от времени года. Зависимость объема вредного выхлопного газа от вида автомашины Зависимость объема вредного выхлопного газа от района города Зависимость объема вредного выхлопного газа от района города Зависимость объема вредного выхлопного газа от района города Зависимость объема вредного выхлопного газа от времени года Основные выводы по проекту: Наибольшая загазованность наблюдается в микрорайоне 3, что связано с расширением сети торговых точек и увеличением количества маршрутов городского автотранспорта.Летом наблюдается наибольший объем выбросов вредных веществ, зимой – наименьший. Основные выводы по проекту: Для улучшения экологической обстановки в городе необходим переход на менее вредные виды автомобильного топлива (газ, биосинтетическое топливо и др.)