Презентация к педсовету Образовательный стандарт педагога
Образовательный стандарт педагога – новое качество образования«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д.Ушинский).
Задачи:1. Изучить положения «Пофстандарта» педагога2. Проанализировать отдельные пункты «Профстандарта», выявить положительные и отрицательные стороны3. Наметить пути совершенствования профессиональной компетенции учителяЦель: Создание условий для включения педагогического коллектива школы в обсуждение Профессионального стандарта педагога.
1. Открытие педсовета. Председатель педагогического совета И. А. Ковалева 2. Актуальные проблемы реализации Профессионального стандарта педагога. Г. В. Боязитова 3. Работа в группах (домашнее задание): Выявление положительных и отрицательных сторон введения Профессионального стандарта педагога.- группа МО учителей начальных классов;- группа МО учителей математики, физики, информатики- группа МО Филологов, историков, учителей иностранного языка;- группа МО Биологов, технологов, учителей физической культуры(Результаты работы представить в форме произвольной презентации)4. Принятие решения педсовета аналитической группой: Днепровская Н. Ф., Морозова Т. П., Сестрова Е. С. План проведения педсовета
Какие трудности могут возникнуть в работе вашего методического объединения в связи с введением Профессионального стандарта педагога?Домашнее задание{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Дефициты в умениях, знаниях, необходимых для выполнения трудовых функцийВозможные пути решения данной проблемы
Сравнить: что из перечисленного Вы делали раньше, что разработчики добавили нового ( выделить универсальные обязанности и специфические);Что, на Ваш взгляд, необходимо обязательно, а без каких положений можно обойтись;С чем из перечисленного Вы согласны, какие спорные моменты Вам встретились, с чем не согласны.План обсуждения
Никакой стандарт не сможет быть реализован, если он не будет подкреплен ресурсом того человека, которого мы называем "Учитель"
Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544нПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ЛИЦА ДЕТЕЙ МЕНЯЮТСЯ БЫСТРЕЕ УЧИТЕЛЬСКИХ. ЗА НИМИ НУЖНО ПОСПЕВАТЬ, ПРИЧЕМ ДЕЛАТЬ ЭТО, КАК УЖЕ БЫВАЛО НЕ РАЗ, ПРИХОДИТСЯ В КРАЙНЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ.Евгений Александрович Ямбург - педагог и общественный деятель. Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Центра образования № 109Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп
«…необходимо обеспечить полную открытость при его обсуждении» «Я глубоко убежден, что до сих пор у нас реальной реформы образования не было. У нас была реформа экономики образования»«…во всех странах, где проходили этот путь (в Германии, Сингапуре) было показано, что повышение зарплаты не ведет к повышению качества работы» «…много вещей, которые превратили школу в то место, где дети мешают учителям и администрации работать с документами»«…основная задача стандартов - вернуться к профессиональным компетенциям учителя, освободить его от всего того, что мешает работать»«Контингент детей будет все проблемнее»Евгений Ямбург о Стандарте
ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТАВ нем определяются основные требования к квалификации педагога.Может дополнятся региональными требованиямиМожет быть дополнен внутренним стандартом образовательного учрежденияОтражает структуру профессиональной деятельности педагогаВыдвигает требования к личностным качествам педагога
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога ?Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Область применения. Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться: а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»; в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования; г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Качественный состав педкадров МОУ «СОШ №1» ЗАТО п. Горный (в %){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Квалификационные категорииВсего педработ-никовУчителяУчителя начальных классовУчителя 5 – 11 классовВысшая1619,429,515,6Первая3035,54731Не имеют категории5445,123,553,4
обучение Педагог должен: 1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности. 2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. 3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность. 4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. 6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. 7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении ). Обучение
воспитание педагог должен: 1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. 4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Воспитание5. ЭффектАктивно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения. 6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации. 7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления. 8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. 9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). 11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). 12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. 13. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка. Воспитание
Воспитание15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка). 16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. 17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. 18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности) 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. 2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. 3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. 5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). 6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. 7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. Развитие
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка. 9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. 10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. 11. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе. Развитие
12. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования. 13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося. 14. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. Развитие
15. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиантным поведением, дети с зависимостью. 16. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью. Развитие
Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе Педагог начальной школы должен: 1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика. 2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе. 3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю. 5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников. 6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
Профстандарт устанавливает профессиональные требования к учителю математики и информатики Устанавливает профессиональные требования к учителю русского языка
А. С. Пушкин о своем учителе профессоре нравственных наук А. П. Куницине«Он создал нас, он воспитал наш пламень… Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена»
Кто на себя глядит, свой видит лик,Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает,Кто строг к себе - тот истинно велик! Пьер ГренгуарРефлексия
Я изучаю профстандарт (пример заполнения карточки)С системностьТ толерантностьА адаптацияН надеждаД деятельностный подходА анализР развитиеТ творчество
Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом успех России! В. В. Путин(из послания к Федеральному собранию 01.12.2016)