Презентация по биологии на тему Пищеварение (8 класс)


Презентация Абельтина Галина Борисовнаучитель биологии-географииМОУ «Гимназия № 164» г. ЗеленогорскаКрасноярского края УРОК ПО ТЕМЕ: Расход энергии; нормы и гигиена питания Темы: « Пищеварение», «Обмен веществ». Эпиграф: «НОРМАЛЬНАЯ ЕДА - ЕСТЬ ЕДА С АППЕТИТОМ» / И.П. Павлов/ ЦЕЛЬ УРОКА: раскрыть единство живой и неживой природы на примере всеобщности проявления закона сохранения энергии ипоказа актуальности проблемы питания . ЗАДАЧИ: разъяснить, что источник энергии – это химические связи молекул органических веществ, получаемых с пищей;показать, что энергозатраты, идущие на процессы жизнедеятельности, - связаны с распадом и окислением органических соединений;что все виды энергии в конечном счёте превращаются в тепловую;показать необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам;раскрыть необходимость сбалансированного питания по составу белков, жиров, углеводов, витаминов, воды и минеральных солей;дать понятие принципов рационального и диетического питания. Вопросы Как называется основной процесс протекающий в организме?Какие этапы включает в себя обмен веществ?Что называют пластическим обменом?Что такое энергетический обмен?Какому закону подчиняется организм человека?Каковы энергозатраты организма?Каков расход энергии у людей разных профессий? Обмен веществ Пластический обмен Определение Примеры Энергетический обмен ОпределениеПримеры Сделать вывод Лабораторная работа Цель: установить зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.Инструкция Количество питательных веществ для различных групп профессий (г) Питательные вещества Не связанные с физическим трудом Связанные с физическим трудом механизированным Частично механизированным Тяжёлым не механизированным белки 176 194 228 257 жиры 197 211 242 274 углеводы 433 491 558 631 Общая энергетическая ценность пищевого рациона (кДж) 13474 15086 17270 19942 Практическая работа Цель: предлагается составить пищевой рацион завтрака на который приходится 25% суточного рациона, если суточные энергозатраты равны 3500 ккал.1.Выполнить расчёт, сколько килокалорий школьник употребит за завтраком.2.Пользуясь таблицей для составления пищевого рациона рассчитать энергоёмкость завтрака.Примечание: 1г. Белков – 17,2кДж = 4,09 ккал.1г. Жиров – 39,2кДж = 9,3ккал.1г. Углеводов – 17,2кДж = 4,09 ккал. Энергетическая емкость (калорийность) пищи Продукты Содержание веществ в 100г продукта (без учета минеральных солей) Энергоемкость (ккал) вода белки жиры углеводы белков жиров углеводов Итого Хлеб ржаной 47 7 1 40 28,7 9,3 164 201 Хлеб пшеничный 44 8 1 42 33 9 172 214 Кефир 88 3 3,2 4,5 12 30 18 60 Капуста 90 1,8 0 5,4 7,2 0 22 29 Сосиски 60 12,3 25 0 50 223 9 283 Яйцо куриное 74 12,7 11,5 0,7 52 107 2,8 161,8 сахар 0,14 0 0 99,8 0 0 408 408 Вывод Нормы питания восполняют энергетические нужды организма, способствуют образованию новых клеток взамен погибших, обуславливают высокую работоспособность человека и обеспечивают его сопротивляемость инфекционным заболеваниям. К чему может привести неправильное питание? Используя электронный диск Биология - ответить на поставленный вопрос. Вывод Для предупреждения ожирения нужно увеличить физическую нагрузку. Это повысит затраты энергии организма и окажет положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, дыхательную, мышечную и нервную.Больным дистрофией рекомендуется употреблять продукты, содержащие витамины, БАДы, рассчитать калории, согласно нагрузке.Человеку с нормальным весом и здоровьем не переедать, соблюдать режим питания и больше двигаться Пластический обмен Процесс усвоения органических веществ, поступивших в него из окружающей среды. В результате усвоения эти вещества становятся составной частью клеток и тканей или откладываются в организме в виде запасов. При этом происходит не только усвоение органических веществ, но и накопление энергии Энергетический обмен Процесс, который характеризуется распадом органических соединений, входящих в состав клеток, и удалением из организма продуктов распада. При этом освобождается энергия, которая переносится к клетке, где и используется. Такой обмен обеспечивает все виды деятельности нашего организма (механическая работа, умственный труд и др.) Вывод Оба вида обмена неразрывно связаны. Один из них может преобладать. Так в период роста и развития преобладает пластический обмен. Примеры ФотосинтезБиосинтез Примеры ОкислениеДыхание Время задержания дыхания, сек. Процентное отношение второго результата к первому Процентное отношение третьего результата к первому До нагрузки(а) После нагрузки(в) После отдыха(с) в/а х100% с/а х 100% Инструкция В положении сидя задержите дыхание при вдохе на максимальный срокВремя в секундах запищите в таблицуВстаньте, сделайте 10 приседанийСядьте, быстро сделайте глубокий вдох и вновь задержите дыханиеВремя на которое смогли задержать дыхание укажите в таблицеСпустя минуту повторите первую пробуРезультат запишите в колонку «после отдыха»Выполните расчёты по формулам в 4 и 5 колонкахСравните свои результаты с таблицей и определите, к какой категории вы могли бы себя отнестиСделайте вывод: когда в крови накапливается больше углекислого газа и когда удаётся задержать дыхание на меньший срок Вывод Меня можно отнести к категории (здоровых нетренированных людей)После работы удаётся задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя, потому что быстрее происходит биологическое окислениеУ тренированного человека энергетический обмен происходит более экономно, чем у человека нетренированного, потому что у тренированного человека работают только нужные мышцы, а у нетренированного-почти все даже не нужные. Пищеварение Контрольный тест