Презентация по теме Использование проблемного метода обучения на уроках английского языка
Использование метода проблемного обучения на уроках английского языкаАгишева Марина Сергеевна, учитель английского языка МОУ СОШ № 1 г. Волгограда
Проблемный метод обучения основывается на теоретических положениях американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи, который писал: «Предложите детям не выучить что-нибудь, а сделать, причём эта деятельность должна быть такого рода, чтобы она заставляла думать и естественным образом запоминать полученные результаты». Таким образом, он утверждал, что ребёнок гораздо легче и прочнее усваивает не те знания, которые предложены ему в готовом виде, а те, которые он получил сам в ходе практической деятельности под руководством учителя.
Сущность проблемного обученияПроблемная задача - учебная проблема с заданными условиями, содержащая противоречие, разрешение которого дает новое знание.Проблемная ситуация – познавательная трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия.Проблема – проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению.
Преимущества проблемного обучения:«учит учиться», что в корне меняет характер взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка;создает атмосферу непринужденного общения;имеет практическую значимость в формировании личности, готовит школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивает воображение, фантазию и мышление, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщает к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира;
учит детей добывать знания самостоятельно;вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, избавляет от наиболее цепких и живучих сорняков формализма в обучении, исключает бездумное заучивание и пересказ “книжных” знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира; ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода;
дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников;стимулирует личностную активность учащихся а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно положительный результат в обучении и воспитании.
Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых и предусматривает различные уровни сложности:1-й уровень. Учитель анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;2-й уровень. Отличие состоит в том, что учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее;3-й уровень (самый высокий). Учитель доводит до учащихся содержание проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.
Правила создания проблемных ситуаций.1.Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия: а) задание основывается на тех знаниях и умениях которыми владеет учащийся; б) неизвестное, которое нужно открыть составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия, общие условия выполнения действия; в) выполнение проблемного задания должно вызывать у учащегося потребность в усваиваемом знании.2.Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.3.Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению материала.
4.Проблемное задание может вызвать проблемную ситуацию при определенных условиях.5.Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.6.Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
Разработка урока английского языка в 5 классе По УМК Биболетовой «Enjoy English» Тема «My friend»Практическая задача: Актуализировать, дополнить и совершенствовать произносительные, лексические и грамматические знания по разговорной теме “My friend”; совершенствовать лексико-грамматичеcкие навыки монологической речи. Способствовать развитию монологической речи до уровня микромонолога посредством составления рассказа о друге. Общеобразовательная задача: создать ситуацию на уроке для целенаправленного развития логического и абстрактного мышления учащихся методами сравнения, обобщения, абстрагирования и конкретизации.
Воспитательная задача: способствовать воспитанию умения работать в коллективе (классе, группе), терпеливо относиться к своим и чужим ошибкам.Развивающая задача: способствовать формированию умения адекватного использования лексических единиц в устной речи. Способствовать развитию умения корректировать работу одноклассников и свою собственную, оценивать уровень своей работы. Способствовать развитию умения использования собственных жизненных наблюдений на уроке английского языка.Оснащение: презентация, компьютер, проектор.
Ход урока. I Речевая подготовка (6 мин) 1. Орг.момент (1 мин) Hello, children. How are you? Take your seats. What day is it today? Today we’ll speak about friends, classmates and friendship, about qualities of friends. At the end of the lesson we’ll discuss what friend can be called an ideal friend. 2. Фонетическая зарядка (3 мин) To begin with look here. What sound is this? Repeat after me. (как произносится) [η] Read the words with this sound: Playing, doing, reading, going, skating, skiing, watching, dancing. Read after me, please. So read all the words please P2, P3. Now let’s read the sentence with this sound. Р1, read please My friend likes studying English very much. Read after me. P1-3
3.Речевая зарядка (2 мин) And now tell me if you have friends. Does your friend like skating, skiing, playing chess, drawing, reading, sleeping. What does your friend like doing? II Работа над монологическим высказыванием (21 мин) 1. What words can help you to describe people? Look at the pictures and say what kind of people they are. What qualities do these people have? (презентация) Weak, strong, kind, funny, tall, short, angry____________ (3 мин)
2. Good. And now let’s imagine that you have an interview. I am a reporter and I’d like to take an interview about your friends. Could you answer my questions, please? Are you ready? (4 мин) Do you have friends? Do you have many friends? Do you have the best friend? What’s his/her name? Do you share your problems with your friend? Does your friend help you with your problems? What qualities are the most important for you in your friend? What does your friend like doing? Are you a good friend?
3. Физкультминутка Let’s have some rest. Stand up, please. Repeat and do like I do. (1 мин) Up’n down! Up’n down! Which is the way to London town? Where? Where? Up in the air? Close your eyes And you are there! 4. And now let’s work in groups. Discuss what an ideal friend can be, what qualities must he have. Must an ideal friend be kind, strong, reliable? Draw a picture of your ideal friend. Name him, say what he likes doing, what he is like. To discuss you have 6 minutes. (6 мин)
5. Your time is up. Tell us about your ideal friend. And all the rest listen and say if you agree with the speakers or not and why. (7 мин) 6. Did you like the description of the speaker? III Заключительный этап (3 мин) Guys, whose project was the best? You get excellent marks. And I hope other pupils will work harder and get good marks the next lesson. Your hometask is to make a project about a true friend. What must he be like. Thank you very much. The lesson is over. Good-bye.
Список литературы: Колкер Я.М., Устинова Е.С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого. /Иностранные языки в школе/ №1, 2000. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучению иноязычному говорению. Изд.2-е.-М.,1991. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии.- М, 1999. Программно-методические материалы к УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English».-М., «Титул» 2011. Профильное обучение. Часть I./ Вестник образования/ №4, 2004 Спасская Е.Б. Уроки английского языка. – СПб. 2000. Титова И.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Модернизация общего образования.- СПб.,2005. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке. /Иностранные языки в школе/ №3, 2000.