«Развитие читательской грамотности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.» Выступление на городском форуме учителей школ города Железногорска Красноярского края. Презентация
Развитие читательской грамотности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. Петрова С. З. учитель начальных классов МБОУСОшколы №101 « «ЧТЕНИЕ – ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ВИДЯТ И ПОЗНАЮТ МИР И САМИХ СЕБЯ. ОНО ОТКРЫВАЕТСЯ ПЕРЕД РЕБЕНКОМ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА НАРЯДУ С ЧТЕНИЕМ, ОДНОВРЕМЕННО С НИМ И ДАЖЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ ВПЕРВЫЕ РАСКРЫТА КНИГА, НАЧИНАЕТСЯ КРОПОТЛИВАЯ РАБОТА НАД СЛОВОМ». В.А. СУХОМЛИНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА ПО ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) – http://www.oecd.org/edu/pisa http://centeroko.ru/index.htmlЦентр ОКО (оценки качества образования) ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Формирование правильной читательской деятельности Игровая технология Групповая работаТехнология критического мышленияПроектная технологияИнформационно-коммуникативная технологияТехнология оценивания НАПРАВЛЕНИЯ: 1. Формирование навыка чтения2. Начитанность3. Умения работать с книгой 4. Навыки и умения собственно читательской деятельности ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО Приемы активного чтения “Чтение с пометами” “Толстые и тонкие вопросы” “Чтение с остановками” «Работа с вопросником» Приемы активизации ранее полученных знаний: Прием “Ассоциация” Прием “Ключевые слова” Прием “Да – нет” Приемы графической организации учебного материала: “Составление кластера” “Перепутанные логические цепочкиПриемы, требующие творчества учащихся: “Синквэйн” “ Пятиминутное эссе” Игровые технологии «Мим-театр» «Древо мудрости» «Чтение за диктором» «Чтение буксиром» «Раскопки» «Рисование пальчиками букв на ладошках»Методы и приемы, используемые при групповой работе: «Учебный мозговой штурм» «Уголки» «Письмо по кругу» ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ. Инсценировка произведенияИллюстрирование произведенияПисьмо героюСочинение сказки, рассказа, стихотворенияИзменить концовку произведенияКнижки-самоделкиДиафильмыИздание журнала Работа с кроссвордамиСоставление викторинСоставление сказочных объявлений и телеграмм ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Урок Факультатив «Развитие речи»Литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;Ведение читательских дневников;Создание классной библиотеки;Подготовка учащимися сообщений по творчеству писателей;Тесное сотрудничество со школьной библиотекойДень первой книги( прощание с букварём);Беседы, дискуссии;Семейное чтение. . ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Проверка техники чтенияДиагностика по выявлению круга интересов в самостоятельном выборе книг для чтенияДиагностика уровня развития читательских умений младших школьников Проверочные работы в конце изучения темы Итоговые контрольные работы Краевые контрольные работы Лист предметных результатов(в конце 4 класса) Благодарюза внимание