Презентация выступления на заседании городского МО на тему Метапредметные технологии на уроках естественнонаучного цикла


Мастер – класс«Метакогнитивные технологии на уроках естественно-научного цикла» "Если у тебя есть яблоко, и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас так и  будет одно яблоко... Если у тебя есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи!" Бернард Шоу Метакогнитивные (метапредметные) образовательные технологии – это технологии, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности; способствующие формированию метапознания и развитию метакогнитивных способностей . Что означает слово "Ребус"? Оно латинского происхождения( "res" - вещь). В словаре С.И Ожегова написано: " Ребус- это загадка,  в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков". http://rebus1.com  Генератор ребусов Перед вами уникальная разработка русскоязычного генератора ребусов. Задайте любое слово или фразу, и программа моментально сгенерирует по вашему запросу ребус! Используя соответствующий переключатель, можно создавать специальные ребусы для детей, в которых использованы изображения детских героев из сказок и мультфильмов. 1. При каком виде трения возникает наибольшая сила трения.2. Прибор для измерения силы.3. Какой вид деформации происходит с резиновым жгутом, когда, взяв его за концы, разводят руки в сторону.4. Сила, с которой Земля притягивает к себе тела.5. Сила, возникающая при деформировании тела.6. Вид деформации при свивании тонких проволочек в жгут.7. Притяжение всех тел друг к другу.8. Сила, с которой тело, притягиваясь к Земле, действует на опору или подвес.9. Деформации, после которых тело возвращается к начальным размерам и форме.10. Изменение формы и размера тела.11. Термин, заменяющий во всех случаях взаимодействия тел слова «действие другого тела».12. При каком виде трения возникает наименьшая сила трения?13. Какая единица принята в СИ основной для измерения сил.14. Сила взаимодействия поверхностей тел, которая препятствует их относительному движению.15. Числовое значение силы.  1. Покоя2. Динамометр3. Растяжение4. Тяжести5. Упругости6. Кручение7. Тяготение8. Вес9. Упругие10. Деформация11. Сила12. Качения13. Ньютон14. Трение15. Модуль Кроссворд для учащихся 7 классапо материалу первой четверти. а1-а9. Прибор для наблюдения за мелкими предметами.б5-б8. Как называют любой предмет в физике.в3-в10. Один из способов познания физики.г2-г9. Явление самопроизвольного перемешивания веществ./ д1-д8. Учёный который догадался, что планеты вращаются вокруг Солнца.е4-е6. Твёрдое состояние воды.ж1-ж10. Древнегреческий физик, философ, теоретик./з1-з9. Сотая часть метра.и3-и10. Мельчайшая частица вещества.к3-к10. Быстрота движенияКлючевое слово в строке а6-к6. Прибор для измерения времени. Я и туча, и туман, И ручей, и океан,И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу Две сестры качались, Правды добивались. А когда добились, То остановились. На стене висит тарелка,На тарелке ходит стрелка.Эта стрелка наперёдНам погоду узнаёт 1команда : золото, молоко, кислород, ножницы            2команда: камень, луна, дождь, гора          1команда: гром, магнит, рассвет, половодье          2команда: электрон, молекула, горошина, атом        1 команда: метр, локоть, сажень, пядь          2 команда: литр, секунда, метр, килограмм           Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.  Основная проблема,тема, идея Классифицирующие признаки или основания для систематизации Дальнейшая детализация Этапы работы при составлении кластера 1этап. Записывается ключевое слово или словосочетание в середине чистого листа бумаги или на доске, которое является «сердцем» идеи.2этап. Записываются слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.3этап. Систематизация материала (ненужное, ошибочное зачеркивается).4 этап. Установление логической связи между словами. Использование кластера на разных стадиях урока На стадии вызова- для стимулирования мыслительной деятельностиНа стадии осмысления - для структурирования учебного материалаНа стадии рефлексии –при подведении итогов того,что учащиеся изучили. Конденсатор Два проводника разделенные слоем диэлектрика Электроемкостьбольшая Физ.вел.- способность двух проводников накапливать эл. заряды С=q/U Единица изм.-Фарад (Ф) Электроемкость плоского конденсатораC= S/d Типы конденсаторов Бумажный Конденсатор переменной электроёмкости Электролитический Энергия конденсатораW=CUІ/2 Изобретателем анаграммы (ana - пере, gramma - буква) считают Ликофрона из Древней Греции (III век до н.э.). Анаграмма была модной во Франции (XV - XVII века), особенно выделялся этим поэт Ф. Вийон. В России впервые использовал свойства анаграммы поэт и дипломат А. Д. Кантемир (XVIII век). Повесть "Нос" Н. В. Гоголя сперва именовалась наоборот - "Сон". У В. В. Маяковского имеется перестановочное название - "Схема смеха". Некоторые писатели и художники подписывали свои произведения анаграммами. Так, например, упоминаемый выше известный русский писатель, поэт и дипломат XVIII века Антиох Кантемир подписывался как "Харитон Макетин". Анаграмма - это такая загадка, в которой при перестановке слогов и букв (например: "липа - пила", "актер - терка", "зола - лоза", "соль - лось"), а также при чтении справа налево (например: "колесо - оселок", "Милан - налим") слово приобретает новое значение. Решить анаграмму - это значит найти такое слово. Технологический приём «Волшебная труба» ПЕРЕСТАВЬТЕ БУКВЫ ТАК, ЧТОБЫ СЛОВА НАЧИНАЛИСЬ С БУКВЫ Р РОСИНКА СОРИНКАРУДА УДАРРЕКА КАРЕРОСТ СОРТРУЧКА ЧУРКА Слева в столбик выписаны необычные слова (физические термины), в них нарушен порядок букв. Кроме того, в каждом слове есть лишняя буква. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся слово рядом на строчке, а лишнюю букву записать между двумя звездочками. Если задание выполнено верно, то из букв по вертикали получится хорошо знакомое вам слово   амасис ронсьтско утьеп еррвмя лоцте зификаи омялекуал Реши анаграммы и исключи лишнее слово: 1. ТЕРЬСАОЛИТ ИКЭАВР ХЕАДРИМ ОРДИТЕМК2. ЕЛАЙГЛИ ОИБМН РЕАЙДАФ ТЬНЮНО3. КАЕТИДИААИ РАЕТИГАКАМПИМОРАТЕНИГЕРФК НОТЕЙРК 1. Такое время года вы любите не зря Хорошая погода, походы, лагеря.Но буквы поменяй местами- И мы предмет получим с вами.2. Слева направо прочитаешь- Зимой на печке он сидит.Читай обратно и узнаешь- Без ног по проводу бежит.3. Случайно, может быть, катались Когда-нибудь во мне и вы.Мои колеса быстро мчались по улицам былой Москвы.Но только лишь двум буквам место Вы перемените во мне -Стремительно взлечу я с треском И буду мчаться к вышине Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять». это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии;это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.  Синквейн Правила написания синквейна1 – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2 – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4 – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; 5 – слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы, слово-резюме. СИНКВЕЙН – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации. интеллектуальных; творческих; образных. Реализация личностных способностей: Обогащает словарный запас.Подготавливает к краткому пересказу.Учит формулировать идею (ключевую фразу).Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.Получается у всех и н к в е й н с Над синквейном можно работать: для анализа узкого понятияМутация   Случайная, стойкаяИзменяет, проявляется, наследуетсяНе было счастья, да несчастье помогло!  Эволюция При изучении достаточного объемного материала ДВСРаспространенный, тепловой.Впускает, сжимает, работает, выпускает.Превращает внутреннюю энергию в механическую.Машина. Над синквейном можно работать : индивидуально; в паре; в группе. Озаглавьте синквейн(определите тему ):…..?…..Длинная, спиралевиднаяХранит, кодирует, передаетКнига жизни Матрица второе задание для групп: Составьте понятийный синквейн (температура, молекула, атмосфера). Температура.Измеряемая, зависимая.Повышается, понижается, изменяется.Характеристика степени нагретости тела.Величина.Молекула.Маленькая, подвижная.Движется, притягивается, отталкивается.Молекула – это то, из чего состоит вещество.Частица.АтмосфераГазообразная , прозрачнаяЗащищает, предохраняет, сохраняетвоздушная оболочка Земли.Воздух 1. Технологии (тема)2. Инновационные, интерактивные (описание темы)3. Развивают, активизируют, способствуют (описание действия).4. Развивают творческую мыслительную деятельность (отношение к теме).5. Компетентность (синоним, повторяющий суть темы) Желаю дальнейших творческих успехов!