ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЗ Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (В.А. Болотов) * * ПОКАЗАТЕЛИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ: - контекст, жизненность тематики заданий (моделирует практическую, жизненную ситуацию);- деятельностный компонент, определены виды деятельности на проверку которых направлено задание (на тот или иной аспект компетенции);- актуальность для учащихся материал задания. * ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЗ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ЗАДАЧ: значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания на которые нет явного указания в тексте задачи;информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов;указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания;наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать. * ТРЕБОВАНИЯ К «КОЗ»: задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания. В таком задании предлагается создать или исследовать новую для учащихся информацию на основе имеющихся знаний.задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес.задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом.задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем, самоорганизации, а также навыков использования ИКТ). * СТРУКТУРА КОЗ * КОЗ B E C D A Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д. Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания ФУНКЦИИ СТИМУЛА: - мотивирует учащегося на выполнения задания;- моделирует практическую, жизненную и др. ситуации;- может нести функцию источника информации при необходимости. Выделяют требования к формулировке стимула: должен быть кратким (не более трех предложений), и не отвлекать учащегося от содержания задания. * ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАЧНОЙ ФОРМУЛИРОВКЕ: - должна указывать ученику на ту деятельность, которую он должен совершить;- должна содержать требование к способу предоставления результатов работы;- должна быть интересной для учащихся;- должна соответствовать возрасту учащихся;- должна соотноситься с инструментом проверки. * ТРЕБОВАНИЯ К ИСТОЧНИКУ ИНФОРМАЦИИ: - должны содержать информацию, необходимую для успешного выполнения задания;- должны быть достаточными для выполнения заданной деятельности;- на одном источнике желательно основывать несколько заданий;- источник должен быть интересным для учащегося;- должны учитываться возрастные особенности учащихся. * ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЬНОГО ОТВЕТА: - пример формулировки правильного ответа;- другие формулировки правильного ответа, если ответ не однозначен и есть альтернативы;- примеры ответов, которые частично верны;- подсчет баллов (содержит указание количества баллов за верный или частично верный ответ). * ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ЗАДАНИЙ: - определение аспектов формируемой (оцениваемой) компетенции;- формулировка задания на основе выбранного аспекта компетенции, обозначение проблемы;- создание ключей, модельных ответов, шкал;- указание на формы и виды деятельности по решению проблемы (что должен сделать ученик, чтобы решить задачу);- информация или ссылки на необходимую информацию для решения проблемы;- форма предъявления результатов. * ТЕРМИНОЛОГИЯ * Ключ – это четко зафиксированный ответ. Модельный ответ – это примерный ответ, с которым учитель может сравнить ответ ученика. Шкала – за что и в каких пределах устанавливаются баллы. УРОВНИ ПОСТРОЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ: 1. Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности.2. Необходимость применения знаний и способов деятельности в субъективно новой для учащегося ситуации.3. Трансформация известного и открытие нового в процессе анализа, синтеза, моделирования, оценки.4. Действия в творческой ситуации. * ТИПЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ: задания, в которых имеются лишние данные;задания с противоречивыми данными;задания, в которых данных недостаточно для решения;многовариантные задания (имеют несколько вариантов решения);комплексные задания и др. * * Знаниевый подход «Охарактеризуйте, опишите явление, событие…» Формулировка заданий Компетентностно-ориентированный подход «Проведите сравнительный анализ, сделайте вывод…» ПРИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ: создание кроссворда по теме, курсу (наглядное, схематическое представление);создание кластера по определенной теме, проблеме;создание концептуальных схем, таблиц; разработка тестовых заданий по алгоритму;разработка ситуативных задач;написание статей, очерков, эссе, сочинений, рефератов, курсовых и т.д.;создание компьютерных презентаций по теме, проблеме;подготовка доклада, выступления;выполнение мини проектов, проведения исследований и т.д. * РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОЗ: - задания должны создавать условия для демонстрации компетенций, их проявлении в деятельности;- давать возможность объективной оценки, независимой от частного мнения или суждения;- быть комплексными, предоставлять возможность оценивать группы компетенций и др. * ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ: требования к оценке доведены до каждого учащегося;задания должны проверять достиг ли учащийся ожидаемого результата;соответствовать заявленным целям и ожидаемым результатам. * ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОЗ При разработке компетентностно-ориентированных заданий учителю необходимо:Первоначально определиться с компетенцией или компетенциями формируемыми на данном занятии, Прописать планируемый результат с позиции компетенций, Продумать на каком содержании предложить задания, Выбрать или сформулировать компетентностно-ориентированное задание, нацеленное на формирование и оценивание той или иной компетенции, Выбрать на каком этапе урока целесообразно включить данное задание, Продумать формы работы учащихся на уроке способствующие формированию той или иной компетенции. * СТРУКТУРА «КОЗ»: Элемент структуры Требования Компетенция На какой аспект компетенции направлено КОЗ Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение Задачная формулировка Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания Бланк выполнения задания (если необходим) Инструмент проверки Критерии оценки, модельный ответ… * КОМПОНЕНТЫ «КОЗ»: Стимул - погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.Задачная формулировка - точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.Источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучающегося по выполнению задания;Бланк для выполнения задания - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.Бланк ответов как способ детализации деятельности учащегося по выполнению задания.Инструмент проверки содержит:аналитическую шкалу как способ детализации выполнения КОЗ;модельный ответ - перечень верных и/или частично верных ответов;ключ - эталон результата выполнения задания * ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОЗ: 1. Не указан тип разработанного КОЗа.2. Путают типы КОЗов, нарушая их структуру. Например, указывают задание «классического типа», а сами в структуре пишут название задания, личностно-познавательный вопрос. 3. Вместо оценки компетенции указывают компетентность.4. Не указаны аспекты компетенции на оценивание которых рассчитан данный КОЗ. А без аспекта не ясно что вообще оценивается и по каким критериям.5. Неправильно поставлен стимул, который не стимулирует на выполнение данного задания.6. Не правильно поставлена задачная формулировка. Некоторые задачные формулировки начинают не с глагола действия и далее контекст задания, а наоборот. Либо в задачной формулировке ставятся глаголы без контекста самого задания.7. У некоторых участников не разработана шкала переводов баллов в оценку и др. * БЛАНК ПРОЕКТИРОВАНИЯ Компетенция Ключевая компетентность - учебно - познавательная Аспект: применение знаний в нестандартной ситуации; письменная коммуникация Стимул Никита болел и пропустил темы: Буквенные выражения. Помогите ему выполнить задания. Задачная формулировка Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при х=4 и х=8 Источник информации Токарь выполнил заказ на изготовление одинаковых деталей за три дня. В первый день он изготовил 23 детали, во второй день – на b деталей больше, чем в первый день, а в третий – на 4 детали меньше, чем в первый день. Сколько деталей изготовил токарь за эти три дня? Инструмент проверки ключ * БЛАНК ПРОЕКТИРОВАНИЯ компетенция Ключевая компетентность – учебно - познавательная аспект применение знаний в жизненной ситуации; письменная коммуникация стимул Папа собрался строить дом, помогите ему сэкономить Задачная формулировка При строительстве сельского дома можно использовать один из двух типов фундамента: каменный или бетонный. Для каменного фундаментанеобходимо 10 тонн природного камня и11 мешков цемента. Для бетонногофундамента необходимо 8 тонн щебня и50 мешков цемента. Составьте числовое выражение и найдитесколько рублей будет стоить материал дляфундамента, если выбрать наиболеедешевый вариант? Источник информации Тонна камня стоит1450 рублей, щебень стоит 630 рублей затонну, а мешок цемента стоит 240 рублей. Инструмент проверки * БЛАНК ПРОЕКТИРОВАНИЯ Компетенция Ключевая компетентность - информационная. Аспект: первичная обработка информации. Стимул Понятие выражение необходимо при изучении предметов физики, химии, при сдаче экзаменов. Поэтому нам надо научиться составлять, читать и записывать выражения. Для этого вам предлагается следующая работа. Задачная формулировка Изучите таблицу с типами выражений.Выберите выражения, которые относятся к числовым или к буквенным.Найдите значение числовых выражений. Источник информации Таблица: Типы выражений Числовые выражения – это выражения, которые составлены с помощью чисел, знаков математических действий, скобок. (23-12)∙4+23= Буквенные выражения – это выражения, которые составлены с помощью букв, чисел, знаков математических действий, скобок. (23-а)∙4+23= Бланк выполнения задания если необходим 1) х+24-50 5) х:55+42 2) (25-12)+31 6) 75:5-23 3) (х+37)∙67 7) (63+345)-89 4) 37-(5+12 ) 8) (х-112)+56 Числовые выражения Буквенные выражения Инструмент проверки ключ * БЛАНК ПРОЕКТИРОВАНИЯ Компетенция Ключевая компетентность - тегулятивная Аспект: применение знаний в нестандартной ситуации; письменная коммуникация Стимул «Ты вымыл руки?» - слышишь ты каждый день от мамы, возвращаясь из школы. Ты идешь, и послушно моешь руки. Зачем?. Задачная формулировка Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток. Выясните, можно ли использовать интенсивность размножения бактерий во благо? Источник информации Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.1 сутки = 1440 минут. Справочник по математике, интернет ресурсы (как прочитать многозначное число). Инструмент проверки По алгоритму : В сутках 1440 минут, каждые двадцать минут появляется новое поколение - за сутки 72 поколения. По формуле суммы n первых членов геометрической прогрессии, у которой b1=1, q=2, n=72, находим, что S72=272-1= 4 722 366 482 869 645 213 696 - 1= 4 722 366 482 869 645 213 695. * Спасибо за внимание! *