Презентация Каким должен быть контроль знаний, чтобы повысить мотивацию к обучению?


Жусупова К.С. учитель русского языка и литературыГУ «Средняя школа №8 отдела образования акимата г.Костанай» КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, ЧТОБЫ ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ? Коучинг-сессия В.А. СУХОМЛИНСКИЙ Важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся - укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь - учебного. -Каким образом систему контроля знаний сделать более гибкой, разнообразной, учитывающей психологические особенности детей разного возраста, позволяющей разглядеть в каждом своем ученике личность яркую, талантливую?-Как сделать интересным не только сам урок русского, но и систему контроля? -Какие формы контроля значительно повышают уровень владения знаниями, дают школьнику мотивацию обучения? Перечислите, какие вы знаете приемы. Нетрадиционные виды контроля знаний Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, т.е. творческой. Признаки нестандартных заданий: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Л.А.Щипачёва «Нестандартные задания на уроках русского языка»   кроссворд Текущийпроверка базовых знаний учащихся по текущему материалу10-12 вопросов Тематическийпроверка базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме15-25 вопросов Обобщающийобщая проверка знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год)15-25 вопросов Викторинаэто совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Начальная стадия урока контроль или актуализация знаний стадия завершения урока закрепление и контроль уровня усвоения материала Толстый Тонкий Объясните почему….?Почему вы думаете….?Предположите, что будет если…?В чём различие…?Почему вы считаете….? Кто..? Что…? Когда…?Может…? Мог ли…?Было ли…? Будет…?Согласны ли вы…?Верно ли…? «Толстые» и «тонкие» вопросы Эссе Эссе (франц. - «попытка», «проба», «очерк») - сочинение-рассуждение небольшой объем со свободной композицией, индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета. Цель: анализ информации, его интерпретация, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировка выводов, личная оценку автора и т.п. Формы использования эссе 1) эссе - самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме (выполняется как домашняя работа); 2) эссе - 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному учебному материалу; 3) эссе - 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала (обычно пишет)4) эссе - 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования сформулировавшихся на уроке мыслей и выводов по теме (чаще всего дается задание написать, что учащиеся узнали по новой теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа). Прием «Активного слушания» во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы учащихся по теме. Такой прием повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки задания.«Блиц- опрос по цепочке» Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй- третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ- несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии. Как вариант можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери, которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое ученики справляются с задачей.«Верю- не верю»- Каждый вопрос начинается словами : «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.Пример. В слове «здоровье» пишется «з», потому что «д»- звонкая, а сама «з»- приставка. Это утверждение неверное, так как буква «з» является частью корня. «Да-нет»- Учитель загадывает что-либо (предмет, литературный персонаж и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да»-«нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. В старших классах к составлению вопросов привлекаются учащиеся. Главное в этом приеме- научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать учителя бесчисленным количеством вопросов.«Диктант для «шпиона»Класс поделен на 5-6 команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его, запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть . Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок ( или сделает меньше других). Интеллектуальная разминка»- это 2-3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная цель такой разминки- настроить ребенка на работу.«Найди ошибку» Вариант 1. Если материал, который проверяется, хорошо знаком ученикам, то этот методический прием провоцирует возникновение ситуации успеха на уроке. А если материал новый, то успешные поиски ошибки, сдобренные похвалой и восхищением учителя, позволяют детям почувствовать себя исследователями и экспертами. Учитель в своем сообщении допускает ошибки, которые нужно найти, или раздаются тексты, в которых явно искажена информация, запутаны определения, героям приписываются чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов. Учитель просит найти в предложенном тексте ошибки, можно указать количество ошибок. Вариант 2. Этот же методический прием можно применять как командную игру. Каждая команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная- чья команда лучше спрячет свои ошибки и кто больше и быстрее найдет. «Рыцарский турнир» Ученик выходит к доске и по пройденной теме ставит учителю заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В свою очередь учитель задает вопрос ученику. Все действие длится не более 5 минут. Проведение турнира объявляется заранее. Вопросы должны быть сжатыми, ответы - короткие и по существу. Рефери может снять неконкретный вопрос. Учащиеся аплодисментами или поднятием руки (или проставляя оценки на листе) оценивают действия ученика и учителя. «Тренировка памяти и внимательности» Это достаточно интересный прием, он особенно эффективен, когда ученики будут готовы работать с ним. Предупредите их заранее, чтобы они внимательно читали домашний параграф. Учитель дает ученикам лист, на котором посередине расположен текст, часть стиха. Задача состоит в том, чтобы ученики смогли написать необходимый текст сверху и снизу имеющейся фразы, или попытаться выразить его устно - что же должно предшествовать фразе и чем она должна была заканчиваться. «Пинг-понг» Вариант 1. К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по изученному материалу. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы. Вариант 2. Один из учеников подготовил вопросы по пройденной теме. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы. Снежный ком» Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово- предложение- вопрос- ответ. Вариант 1. Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него. Вариант 2. Каждый ученик добавляет к первой фразе свой литературный «шедевр» таким образом, чтобы образовалась непрерывная цепочка определенных грамматических категорий.Пример. Русский язык. Тема «Причастный оборот».Учитель. Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.1-й ученик. В пальто, вывернутом наизнанку мехом.2-й ученик. Мехом, торчащими лоскутами.3-й ученик. Лоскутами, похожими на прическу клоуна. «Узнай меня» предложить учащимся выступить от имени известной персоны (ученого, литературного или исторического героя), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, рассуждения. «Учебный диалог с автором учебника» - прекрасное средство, которое ставит ученика в позицию субъекта обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом. Ученики после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращенные к автору. Затем на уроке одна группа учеников зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора, пытаясь найти ответ на страницах учебника, а если прямого ответа нет, то звучат предполагаемые ответы. Такой прием позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы, прием учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, дает возможность осуществить обратную связь. «Экипаж» Класс делится на 4-5 групп. Каждый член группы получает «должность»: капитан, 1-й помощник, 2-й помощник, боцман, матросы. На подготовку отводится 4-5минут, а затем проводится опрос по жребию- кому достанется вопрос, тот и отвечает, оценка ставится всей команде. Кроме того, есть еще выбор «Отвечают все» и особенно нравится ученикам, когда им достается «Доверие», в данном случае команда освобождается от ответа и все получают положительное оценки. «Цепочка слов» “Чистая страница” У всех на партах чистые листы. Слушая ответ одноклассника, учащиеся попутно формулируют и записывают вопросы, которые помогут вспомнить пройденный материал, упущенное в ответе или расширить ответ. Затем свои вопросы ребята задают и обсуждают. Тот, у кого остался чистый лист, считается неподготовленным. Маленькая хитрость: при таком опросе первое слово дается тому, кто слабее, кто реже отвечает. Такой прием позволяет задействовать весь класс при опросе, учащиеся слушают отвечающего внимательно, чтобы уловить ошибку, упущение и подготовить вопрос. Ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений, понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный прием можно проводить в форме соревнований по рядам, а в качестве жюри выступают 2-3 ученика, которые фиксируют ответы товарищей. Синквейн – 5 минут Автор новой формы стихотворения американская поэтесса Аделаида Крэпси. Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве: 1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) способа оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства развития творческой выразительности. Правила написания синквейна:1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы). Например:Учитель.Творческий, добрыйУчит, воспитывает и опекает.Мне нравится работа учителя.Наставник. Диаграмма Венна - используется с целью побудить обучающихся к сопоставлению и сравнению, что побуждает их к мыслительной деятельности высшего порядка: синтезу/анализу/оценке. Другим преимуществом этого вида деятельности, согласно когнитивной психологии, является то, что в памяти хорошо хранится информация, синтезированная в виде схемы. Очень эффективна при подведении итогов урока, хотя возможно и использование ее для мотивирующей фазы. Шаг 1.Дать время подумать над тем, что общего и в чем разница в сравниваемых явлениях – индивидуально, затем в парах. Дается для работы в группе, если это было предметом обсуждения в течение всего урока. Шаг 2.Делаются два больших круга с общей частью для обоих кругов (иногда возможно несколько кругов). В общую часть записываем общее, в отдельные круги отличия по каждому явлению. «Кластер» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить  значимые именно для него понятия.  Прием «Кластер» позволяет не только активизировать  лексические единицы в речи учащихся  и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели. Работа в группах Назовите причины, по которым опрос учителя может быть неэффективным, и предложите, как избежать образования барьеров в учебных взаимодействиях и взаимоотношениях учителя и ученика? - Как можно построить опрос, чтобы добиться эффекта хороших ответов учеников?- Какие виды вопросов вы бы включили, для того чтобы добиться более высокого порядка мышления учеников? - С какими трудностями вы сталкиваетесь при контроле знаний?- Каким образом вы дифференцируете вопросы для учащихся разных способностей? Рефлексия - Могут ли стратегии и приемы, использованные вами при контроле знаний, повысить мотивацию к обучению учащегося? - Каким образом?  Применение таких методов контроля помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся: Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).