Педагогический проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста»


Педагогический проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста» Автор проекта: воспитатель МДОУ – детского сада «Рябинушка» с. Сабакаево Ульяновской области Салахова Гельфиря Мистякимовна. Вид проекта: Практико - ориентировочный. Долгосрочный. База проектной деятельности – МДОУ – детский сад «Рябинушка» с. Сабакаево Ульяновской области. группа «Земляничка». ЦЕЛЬ: Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Задачи:Теоретически обосновать основы развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.Изучить и проанализировать уровень сформированности творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.Разработать комплексную систему работы по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Изучить результаты проекта и оформить педагогический проект. Образовательная область: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка». Срок реализации проекта: с 01 сентября 2012 года по 30 мая 2013 года. Участники проекта:воспитанники средней группы детского сада, родители, воспитатель средней группы, педагоги ДОУ, музыкальный руководитель МДОУ. Актуальность. Сензитивный период дошкольного детства требует особого, комплексного подхода к воспитанию и представляет собой уникальный, самоценный период жизни ребенка. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит социальное, нравственное и творческое воспитание, развитие способности видеть и чувствовать красоту, искусство, способность воспринимать окружающий мир людей и эффективно взаимодействовать с окружающими. Поэтому, поиск путей эффективности развития творческих способностей ребенка становится актуальной необходимостью. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:- художественным образованием и воспитанием детей;- формированием эстетического вкуса;- нравственным воспитанием;- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;- развитием коммуникативных качеств;- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру. Предполагаемые результаты. 1.Приобщение детей среднего дошкольного возраста к театральному искусству, повышение интереса к театрализованной деятельности.  2. Развитие у детей творческих способностей через театрализованную деятельность. 3. Развитие коммуникативных способностей детей в процессе знакомства с театром и театрализованной деятельностью, а так же в процессе «театрального игрового общения».4. Развитие у детей уверенности в себе.5. Улучшение навыков связной речи воспитанников.6. Повышение творческой, социально-культурной и коммуникативной компетентности педагогов и родителей. Критерии отслеживания результатов проекта: Экспертные оценки реализации проекта осуществляются по двум направлениям: 1. Уровень творческого развития детей (по результатам вводной и итоговой диагностики). 2. Уровень основной направленности проектной деятельности: - изменение деятельности детей,- качество в реализации театрализованных и иных социо-культурных видов деятельности с детьми в рамках проекта, - личностный рост педагогов (индикаторы - степень вовлеченности педагогов и детей в инновационный процесс, повышение уровня профессионального интереса и познавательной активности у педагогов и родителей);- изменение отношения родителей к деятельности и творческому развитию способностей детей (индикаторы – степень участия родителей в совместных с детьми мероприятиях, в жизни и деятельности детского сада);- изменение интерьера групповых помещений, театрализованных и игровых уголков посредством добавления пособий, атрибутов, дидактических материалов. Теоретические основы: Рассмотрены работы: Л. Выготского, М. Каменской, А. Брянского, С. Рубинштейна.О. Дьяченко,Н. Ветлугиной и др.Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии, ее так же исследовали А.Н.Леонтьев, Л.И.Винер, Б.М.Теплов, А.И.Волков и многие другие. Парциальные программы по театрализованной деятельности дошкольников:«Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой, «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.«Театрализованные занятия в детском саду»  М.Д.Маханевой,«Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной,«Школа театра в детском саду» Л.П. Бочкаревой, И.Ю Пугачевой. Программа Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и др.«От рождения до школы» Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. В соответствии с задачами Программы, можно сказать, что она наиболее четко отвечает основным задачам творческого развития детей в дошкольном детстве. Вся НООД имеет вариативность, а значит в нее включено большое количество игровых и творческих упражнений, которые способствуют развитию творческих способностей. Программа «Детство» (Т.И. Бабаевой, В.И .Логиновой, Н. А. Ноткиной и др.) Программа и педагогическая технология направлены на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. В основе технологии – интеграция познания, общение со взрослыми и сверстниками, игры и другие виды детской деятельности.В данной Программе много внимания уделяется развитию творческого мышления и речи детей.Театрализованной деятельности отводится интегративная функция, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.). Театрализовано-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как разновидность художественной деятельности, интегрирующая с литературной, музыкальной и изобразительной; как творческая сюжетная игра, опирающаяся на самостоятельный игровой опыт ребенка. Этапы реализации проекта: 1 этап: (сентябрь). Подготовительный этап.1. Изучение методической литературы.2. Продумывание системы методов, приемов и форм работы, наиболее приемлемых для нашего детского сада. 3. Планирование работы с детьми, родителями, педагогами. 4. Вводная диагностика с детьми. 2 этап: (с сентября по май). Основной этап.1. Проведение систематической НООД с детьми.2. Проведение игр и игровых упражнений с детьми вне занятий (в групповой и индивидуальной форме).3. Работа с педагогами.4. Работа с родителями. 3 этап: (май). Заключительный этап.1. Заключительная диагностика.2. Сравнительный анализ результатов.3. Подведение итогов работы. Диагностика. Формой проведения мониторинга, который я проводила в утреннее и вечернее время, была выбрана методика, предложенная авторами программы «Школа театра в детском саду» Л.П. Бочкаревой и И.Ю. Пугачевой, описанная в пособии «Культурологическая образование детей дошкольного возраста» выпуск 3, г. Ульяновск.Я изучила развитие творческих способностей детей по следующим критериям: 1. Использование доступных средств в создании образов в играх-драматизациях.2. Управление театральными куклами.3. Овладение театральным словарем.4. Сила эмоционального отношения к происходящему.5. Соблюдение правил поведения, культуры общения в условиях театра. Направления работы:1. С детьми. 2. С педагогами.3. С родителями. Работа с детьми.Беседы, НООД, театрализованные игры, игры –драматизации, игры на развитие речи, ритмопластика, этюды, отгадывание загадок, чтение художественной литературы. Виды театра в нашей группе Работа с родителями. Консультации, досуги, оформление стендов и папок-передвижек, распространение памяток, совместное посещение спектаклей, родительское собрание, анкетирование. Работа с педагогами. Консультации, беседы, смотры-конкурсы, музыкальные досуги, совместное проведение «Недели театра». Продукт проекта – неделя театра в детском саду«Фестиваль театров» НАША АФИША1 день – Встреча со сказочницей Варварой и клоуном Кнопочкой. Показ спектакля марионеток «Кукольный цирк». 2 день – Драматизация сказки «Колобок» (дети второй младшей группы). Театр теней по мотивам русской народной побасенки «Мена». 3 день - Настольный театр конусных кукол (средняя группа) Кукольный спектакль театра игрушек на гапите «Как пчелка лес спасла».4 день – Показ педагогам мультимедийной презентации «Театр для всех». Спектакль ( в исполнении воспитателей) по сказке «Репку» (в обработке Л.Поляка). 5 день – Спектакль по сказке «Экономный теремок» (средняя группа). «Парад Мод» из бросового маатериалаУчастниками Недели Театра стали и родители наших воспитанников. Они совместно со своими детьми изготавливали театральные игрушки и атрибуты, а так же помогли в изготовлении кукол-марионето  Вот так проходила неделя театра в нашем детском саду! Новизна проекта заключается в углубленном развитии общих и специальных творческих способностей через театрализованную деятельность. Принципы реализации проекта:- непринужденность обстановки;- целостности в решении педагогических задач;- последовательности;- партнерства и сотрудничества;- развивающего характера обучения;-интеграция познавательной с другими видами деятельности;-положительной оценки деятельности. Сравнительный анализ результатов (вводной и заключительной диагностики). Сделав сравнительный анализ вводной и итоговой диагностики, я пришла к выводу, что повысился процент детей, показавших хорошие и удовлетворительные результаты, а низкий результат снизился. Из группы (4 человека) показали низкий результат, эти дети мало посещали детский сад по причине болезни и семейным причинам.На основании данных диагностики показатель уровня развития творческих способностей через театрализованную деятельность у детей значительно увеличился. Высокий уровень показали 17% детей, средний уровень – 61%, низкий уровень показали дети, мало посещающие детский сад – 22% (по сравнению с предыдущей диагностикой - % меньше на 67 %).Высокий уровень знаний увеличился на 17%. Отчет по проекту. Работая по проекту, я активно использовала разнообразные формы организации на НООД, а так же в утренний и вечерний отрезки. Сейчас можно смело сказать, что мне удалось:- разработать эффективную методику развития у детей средней дошкольной группы (младший дошкольный возраст) творческих и коммуникативных способностей через театрализованную деятельность;- познакомить детей среднего дошкольного возраста в соответствующей возрасту форме с основными понятиями по разделу театрализованной деятельности (виды театра, терминология и пр.);- сформировать у детей чувство уверенности в себе;- улучшить коммуникативное поведение у дошкольников;- улучшить навыки связной речи у дошкольников. Положительные результаты работы достигнуты: - За счет интеграции разных методов и приемов работы воспитателя с детьми. - Грамотного планирования и организации совместной работы с педагогами и родителями. - Личной заинтересованности в результатах работы каждого участника проекта. На основании анализа проделанной работы можно сделать следующие выводы: - детям среднего дошкольного возраста доступна система творческого развития способностей через театрализованную деятельность;- развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста способствуют игровые, практические методы и приемы работы;- формирование у детей представлений о театре происходит более успешно при использовании практических игр и упражнений, а так же методов наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.Методика работы с детьми, которую я использовала, дала положительные результаты, поэтому я наметила перспективы дальнейшей деятельности по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность. Она будет заключаться в следующем:Индивидуальная работа с детьми, у которых были низкие результаты.Разработка новых театрализованных игр, бесед, НООД, вечеров развлечений и т.д. Продолжение работы с родителями по данной теме. Материалы педагогического проекта успешно апробированы и могут быть интересны педагогам дошкольных групп, музыкальным руководителям т.к. могут быть использованы в работе по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Спасибо за внимание! МДОУ «Детский сад «Рябинушка»с. Сабакаево» муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области.Тел. (факс) 8(84235) 93724