Особенности формирования личностных компетенций учащихся 5 классов через систему воспитательных мероприятий в период адаптации.


Шибаева Наталья Геннадьевна, учитель МБОУ «СОШ № 19» Особенности формирования личностных компетенций учащихся 5 классов через систему воспитательных мероприятий в период адаптации. ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ВОСПИТАНИЕ. БУП 2004I м. знания, умения, навыкиII м. развитиеIII м. воспитание ФГОСI м. личностные результатыII м. метапредметные результатыIII м. предметные результаты КОМПЕТЕНЦИЯ — ГОТОВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К МОБИЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНКРЕТНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ. ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ ШКОЛОЙ: 1. СПОСОБНОСТЬ ЭФФЕКТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ НЕ ТОЛЬКО В УЧЕБНОЙ, НО И В ДРУГИХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — СЕМЬЯ, ДОСУГ И ХОББИ, ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОТНОШЕНИЯ С ДРУЗЬЯМИ. 2. СПОСОБНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ В СИТУАЦИЯХ, КОГДА МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ РЕШЕНИЙ ЗАДАЧИ, УТОЧНЕНИИ ЕЕ УСЛОВИЙ, ПОИСКЕ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. 3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, АКТУАЛЬНЫХ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ: очень много разных учителей;непривычное расписание;много новых кабинетов;новые дети в классе;новый классный руководитель;проблемы со старшеклассниками;возросший темп работы;возросший объем работ в классе и д/з;рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;ослабление или отсутствие контроля;необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;  несамостоятельность в работе с текстами;низкий уровень развития речи;слабое развитие навыков самостоятельной работы;своеобразие подросткового возраста.  АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД - ЭТО ВРЕМЯ, КОГДА ШКОЛА РАБОТАЕТ В ОСОБОМ РЕЖИМЕ. И ЗДЕСЬ ОЧЕНЬ ВАЖНА СОГЛАСОВАННОСТЬ ЦЕЛЕЙ И ДЕЙСТВИЙ ВСЕХ РАБОТАЮЩИХ ЗВЕНЬЕВ. Основные направления работы классного руководителя в адаптационный период В СВЯЗИ С ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:- ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА;- СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, САМОУТВЕРЖДЕНИЯ КАЖДОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ; - ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ; - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В КЛАССЕ ;- ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ; - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА КЛАССА ; - ВОСПИТАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СТАРШЕМУ ПОКОЛЕНИЮ, НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ И ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА; УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ;- ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА И СОЦИУМА. - ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ТОЛЕРАНТНОСТИ, НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ И РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.  Разработка программы адаптации учащихся. Цель программы: Создание условий для саморазвития и самореализации личности пятиклассника в период адаптации. Ознакомление с едиными требованиями; Создание комфортных условий пребывания учащихся в школе; Наблюдение за учащимися класса во время и вне учебных занятий; Организация внеклассной работы в классном коллективе. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯДИАГНОСТИКА – ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ И СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ОТДЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ, ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА, ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЦЕЛИКОМ) В ЦЕЛЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА С НИМИ И УПРАВЛЕНИЯ ЭТИМ ПРОЦЕССОМ. 1. СОЦИОМЕТРИЯ, РАНЖИРОВАНИЕ. 2. УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ, ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ. 3. ИЗУЧЕНИЕ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ. КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ? 4. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ. 5. НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.6. НАШИ ОТНОШЕНИЯ. Проведение работы с родителями по вопросам адаптации учащихся в среднем звене:Анкетирование;Беседы;Консультации;Проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей; Родительские собрания;Посещение семьи. СОЗДАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПЯТИКЛАССНИКАМИБЕСЕДА - МЕТОД ОБУЧЕНИЯ, ПРИ КОТОРОМ ОСНОВНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ И ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ ИЛИ, НАОБОРОТ (ЧТО БЫВАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО РЕЖЕ), ВОПРОСЫ УЧАЩИХСЯ И ОТВЕТЫ УЧИТЕЛЯ. СОЗДАНИЕ ДРУЖНОГО СПЛОЧЕННОГО КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА, ОБЪЕДИНЕННОГО ОБЩИМИ ИНТЕРЕСАМИ И ЗАДАЧАМИ. КЛАССНЫЙ ЧАС - ВОЗМОЖНОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМ КЛАССА С КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ. КЛАССНЫЙ ЧАС МОЖЕТ БЫТЬ:1. ОРГАНИЗАЦИОННЫМ2. ТЕМАТИЧЕСКИМ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ В 5 КЛАССЕ: 1. ТРАДИЦИОННЫЕ 2. НЕТРАДИЦИОННЫЕ. Введение пятиклассников в общешкольную жизнь, включение в подготовку и организацию мероприятий, праздников, спортивных соревнований, формирующих у учащихся ощущение единого школьного коллектива ВИКТОРИНА - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА ТЕМЫ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ НАУКИ. РАСШИРЯЕТ КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ. ИГРА – ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В НЕКИЙ ПРОЦЕСС. ИСТОРИЧЕСКИ ОДНОЙ ИЗ ЦЕЛЕЙ ИГРЫ ЯВЛЯЛАСЬ ВЫРАБОТКА НЕОБХОДИМЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧЕРТ, КАЧЕСТВ, НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК, РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ. ПРАЗДНИКИ – МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДАТАМ И СОБЫТИЯМ ОБЩЕНАРОДНОГО, ОБЩЕШКОЛЬНОГО ИЛИ ОБЩЕКЛАССНОГО ХАРАКТЕРА. РЕФЛЕКСИЯ - ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТОМ САМОАНАЛИЗА СУБЪЕКТОМ СВОЕГО СОЗНАНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ, ВНУТРЕННИХ ПСИХИЧЕСКИХ АКТОВ И СОСТОЯНИЙ, СОБСТВЕННОГО ОПЫТА, ЛИЧНОСТНЫХ СТРУКТУР. КОРРЕКЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ РЕФЛЕКСИИ - ПОБУЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА К КОРРЕКТИРОВКЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА У ПЯТИКЛАССНИКОВ ОТМЕЧАЕТСЯ ПРЕОБЛАДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЧУВСТВ. НА СМЕНУ БЕСПОКОЙСТВУ, СОМНЕНИЯМ И ТРЕВОГЕ ЗА БУДУЩЕЕ, ПРИШЛИ СПОКОЙСТВИЕ, РАДОСТЬ И БЛАГОДАРНОСТЬ УЧИТЕЛЯМ. Уровень общей тревожности в классе снизился. Отмечено незначительное повышение уровня страха проверки знаний, что связано с итоговыми контрольными работами в конце учебного года. ПО СРАВНЕНИЮ С НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА У БОЛЬШИНСТВА ПЯТИКЛАССНИКОВ ОТМЕЧАЕТСЯ ПРЕОБЛАДАНИЕ ХОРОШЕЙ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ.