Фестиваль толерантность Радужный мост Казахстан
Презентация на фестиваль толерантности «Радужный мост» тема: «Казахстан»Подготовил презентацию Классный руководитель: Лазарев Д.Н. Казахстан Общие сведения Политическая структура страны: Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Государственный строй: Казахстан - конституционная парламентско-президентская республика. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим. Глава правительства - премьер-министр Карим Масимов. Президент Республики Казахстан избирается совершеннолетними гражданами Казахстана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Президента - 5 лет, однако действующий президент сохраняет полномочия на 7 лет (по прежней версии Конституции) до 2012 г. Первому Президенту Назарбаеву Н. А., поправками, внесенными в конституцию в середине 2007 года, была предоставлена возможность переизбрания неограниченное количество раз. Символика В небе золотое солнце,В степи золотое зерно.Сказание о мужестве - моя страна.В седой древностиРодилась наша слава,Горд и силен мой казахский народ.Припев:О, мой народ! О, моя страна!Я твой цветок, взращенный тобой.Я песня, звенящая на твоих устах,Родина моя - мой Казахстан.У меня простор неоглядныйИ дорога, открытая в будущее.У меня независимый,Сплоченный, единый народ.Как извечного другаВстречает новое времяНаша счастливая страна, наш народ.Припев:О, мой народ! О, моя страна!Я твой цветок, взращенный тобой.Я песня, звенящая на твоих устах,Родина моя - мой Казахстан. История страны Как у многих других стран мира у Казахстана была своя насыщенная событиями история. Этой земле пришлось пережить многое - и хорошее и плохое, но что бы с ней ни случалось, люди, проживавшие здесь и считавшие свою родину лучшим местом на земле, смогли найти решение любым сложным вопросам и найти выход даже из самых безнадежных ситуаций. Казахский народ всегда был и остается одной из самых мудрых и гордых наций, который всегда точно знал, что для него лучше. Именно поэтому, не многим удавалось покорить этот народ, но если все же удавалось, то продержаться неугодной казахам династии правителей долго не представлялось возможным – обязательно находился кто-то, кто свергал предыдущего хана и устанавливал на этой территории свое господство. К счастью в настоящее время Казахстан является независимой республикой и никто не имеет права диктовать ей свои условия. Но даже и в прежние времена никому по-настоящему не удавалось покорить свободное сердце кочевника. История страны Летом 1990 в Казахстане разгорелись споры о суверенитете, казахские и русские национальные организации проводили постоянные демонстрации перед зданием парламента. В октябре Казахстан объявил о своем суверенитете. Особое значение для Назарбаева имел контроль над минеральными ресурсами республики. В апреле 1990 Верховный совет избрал Назарбаева президентом Казахстана. Когда в августе 1991 ГКЧП объявил об отстранении Горбачева от власти, казахский руководитель на второй день объявил об осуждении переворота. После провала ГКЧП Назарбаев продолжал поддерживать идею нового Союза республик. В переходный период он распустил компартию и установил республиканский контроль над экономикой. В декабре 1991 Назарбаев провел президентские выборы и был избран президентом. В условиях распада СССР он провозгласил 16 декабря 1991 независимость Казахстана. Стремясь к сохранению тесных связей между бывшими союзными республиками, казахский президент стал одним из инициаторов Содружества Независимых Государств (СНГ). Казахстан сегодня Сегодня Казахстан проводит многовекторную внешнюю политику. Он поддерживает тесные дипломатические отношения со всеми странами-членами ООН, на его территории расположено 140 иностранных посольств. Внешняя политика Казахстана определяется Президентом и парламентом страны, и осуществляется Министерством иностранных дел. Основными геополитическими партнерами страны являются страны-участницы СНГ, Европейского Союза, США, Китай и страны Ближнего Востока. Плодотворно сотрудничая с НАТО в рамках Индивидуального плана по партнерству (ИПАП), правительство Казахстана никогда не выражало заинтересованности в присоединении к НАТО в качестве полноправного члена. В настоящее время правительство Казахстана успешно строит прочные отношения со всеми государствами из любого региона мира. Культурные традиции Казахи - чрезвычайно гостеприимные люди. Если Вы приедете в гости к казахской семье, причем совершенно неожиданно, то будете приняты, так, будто Вас ждали здесь целую вечность. С раннего детства казахам внушаются уважение к гостям и старшим, так же как принципы мира и терпимости. Все это - национальные особенности казахской культуры и традиций. Благодаря этому в истории Казахстана никогда не существовало никаких национальных или религиозных конфликтов. По традиции каждому гостю предлагают отведать национальную казахскую кухню, заботливо усадив гостя за дастархан в центре юрты. Юрта – знаменитый «перемещающийся» дом, удобный и практичный, идеально подходящий для местных условий и образа жизни - одно из самых выдающихся изобретений евразийских кочевников. Он легко собирается и разбирается, (говорят, что даже казахская женщина может сделать это за полчаса), легко переносится лошадьми и верблюдами. Юрта состоит из трех главных элементов: расширяемая основа из решеток (кереге), купол (юк) и круглая вершина (шанырак). С древних времен тюрки славились как самые квалифицированные изобретатели. Национальная казахская кухня До конца 19 - начала 20 веков как таковой казахской кухни не существовало вообще. Национальная кухонная традиция какого-либо народа формируется под действием того образа жизни, который этот народ ведет. На протяжении всей своей истории казахский народ был кочевым, они часто переезжали с места на место в поисках лучших условий для выпаса скота, и для того, чтобы их переезд не был трудным и проблематичным, они старались иметь как можно меньше ненужных и громоздких предметов домашнего обихода. Именно поэтому уже сравнительно недавно, превратившись в оседлую нацию, в приготовлении блюд казахи начали пользоваться металлической посудой. До этого в распоряжении кочевых домохозяек были лишь кожаные мешочки (саба - из конской кожи и торсык - из бараньей), в них приготовляли кумыс и другие кисломолочные продукты, и деревянные бадьи, в которых варили мясо, опуская туда нагретые камни. По этой причине в старинной казахской кухне полностью отсутствовали супы, а мясо употреблялось в основном отварное. Чугунный казан как основной тип утвари и очага появился лишь в 18 веке, а вместе с ним появились и некоторые жареные мясные блюда, заимствованные у узбеков. Национальная казахская кухня Основными ингредиентами в традиционных казахских блюдах всегда считались и считаются мясо и молочные продукты. Кочевой образ жизни не позволял свободолюбивому народу заниматься земледелием, поэтому в казахских блюдах былых лет совершенно отсутствовали овощи и зерновые. Из мясных продуктов в пищу употреблялись лишь конина и баранина (редко верблюжатина), а из молочных - кобылье, овечье, коровье, верблюжье молоко и продукты их переработки (скороспелые творожные сыры, кумыс, курт, сарса). Естественно, такой скудный ассортимент продуктов питания даже при всем желании не позволял изобрести огромное количество разнообразных блюд. И к тому же казахи не стремились придумать что-то уникальное. Главные требования, которые они предъявляли своей пище, были ее компактность, быстрота в приготовлении и способность долго не портиться. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что казахская кухня в значительной степени была кухней «холодного стола». Таким образом получило развитие изготовление копченых, солено-копченых и копчено-вареных полуфабрикатов из различных частей конины (конских колбас), жареных презервов из баранины и бараньего ливера. Молоко казахи никогда не употребляли в сыром виде (ни паровое, ни охлажденное). Значительное распространение получило изготовление кисломолочных полуфабрикатов. Из молока делали в первую очередь кумыс, который не только мог долго не портиться, но и приготовлялся в торсыках (при непрерывном встряхивании во время езды), а также скороспелые сыры, которые можно было сделать и употреблять во время стоянок, либо сухие молочные концентраты (курт, сарса) - легкие и транспортабельные. Национальная казахская кухня В конце 19 века, когда многим представителям коренного населения пришлось из скотоводов превратиться в оседлое население в результате проникновения в степи капиталистических отношений, земледелие стало развиваться особенно быстрыми темпами. Это, в свою очередь, привело к изменению национальных вкусов и привычек и внедрению мучных изделий в традиционную казахскую кухню. Стали появляться комбинированные мясо-мучные блюда, преобладающим из которых стало классическое сегодня казахское блюдо ет, или бешбармак. При этом изготовление и употребление различных продуктов переработки конского и овечьего молока - кумыса, курта, айрана, сарсы и иримшика - несколько отошло на второй план. Культурные традиции Казахи живут в окружении украшений. Они богато украшают их юрты стенными коврами и разноцветной вышивкой. Орудия труда, сделанные из дерева, кости и металла также щедро украшены. Головные уборы, платья, сумки и вальтрапы красиво расшиты. Казахи используют традиционное искусство резьбы для и украшения деревянных чашек, пиал, ковшей, из которых казахи пьют кумыс (кобылье молоко). Рога горных козлов используются для украшения кроватей. Из кожи шьются пояса, ремни, фляги (торсык) для воды и кумыса. Казахские ремесленники - также очень квалифицированные ювелиры. Традиционные казахские колоколообразные серьги, оригинальные фигурные браслеты из белого серебра, шейные украшения – все это не оставляет равнодушным ни одну модницу. Национальный костюм Национальная одежда казахов вобрала в себя все лучшее, что смогли создать искусство и талант народных умельцев на протяжении веков. В ней нашли отражение образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился казахский народ. Безусловно, на традиционный костюм казахов большое влияние оказал, прежде всего, кочевой образ жизни. Народные «дизайнеры» создавали одежду такой, чтобы она была удобна для езды на коне, согревала в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом. В отличие от традиционной одежды некоторых других народов, казахский костюм прост в композиции, целесообразен и отличается строгой нарядностью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации. В нем невозможно найти изобилия в украшениях и слепящей пестроты красок, которые присущи, скажем, туркменам. Даже парадная одежда казашек не вызывает у чуждого казахской культуре человека ощущения переполненности. Безусловно, украшения играют некоторую роль в создании образа, но не главную. При этом также следует отметить, что всевозможные украшения появились в казахском костюме не потому, что кочевники стремились к красоте (в их жизненных условиях заниматься украшательством времени было не так много - постоянно кочевать с места на место вместе со стадами, со всей семьей, домашним скарбом в поисках пастбищ было делом нелегким), а для того, чтобы по ним можно было определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной социальной группе степного населения. Женская традиционная одежда Праздничные платья молодых женщин и девушек украшали вышивками и аппликацией из яркой ткани по краям подола, рукавов, ворота. Поверх платья женщины носили камзолы без рукавов и с открытым воротом. Чтобы украсить камзол молодые женщины обшивали открытый ворот широкой полоской ткани контрастного цвета, отделывали вышивкой, позументом, серебром по краям полочек и подолу, а также пришивали металлические посеребренные пряжки-застежки или серебряные пуговицы. Женские халаты «шапан» - самая обычная одежда, которую носили многие представители небогатых семей, и иной верхней одежды они не имели. Главное отличие женского халата от мужского состояло в том, что для женского шапана подбирали более яркие расцветки тканей. Украшали праздничные халаты очень скромно - каймой из ткани другого цвета, которая одновременно служила и для долговременной сохранности шапана. Это объясняется и тем, что со второй половины 19 века шили нарядные камзолы. Свадебный костюм Особенно красивым был свадебный наряд невесты - обязательная до начала 20 века часть приданого девушки. Его шили из дорогой ткани (сукна, бархата, атласа), чаще красного цвета с очень длинными ложными рукавами, зашитыми внизу, украшали вышивкой и различными украшениями. «Саукеле» – свадебный головной убор в виде усеченного конуса. Он был очень высоким – до 70 см. Основу его шили из тонкого, плотного войлока, покрытого бархатом сукном или шелком, чаще красного цвета. Снизу оторачивали полоской меха, спереди украшали рядами кораллов, бус, серебряных бляшек, невесты богатых родителей – золотыми бляшками, жемчугом и драгоценными камнями. Сверху головного убора и спереди надо лбом прикреплялись две узорные серебряные пластины, специально изготовленные для саукеле. Сбоку прикреплялись наушники, а иногда длинные ленты из той же ткани, их обшивали различными украшениями. Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески жактау из нитей кораллов, бирюзы, серебряных или позолоченных пластинок, монет, шелковых кистей. К саукеле прикрепляли большую накидку из легкой белой ткани желек. Когда невеста ехала к мужу, накидка закрывала всю её фигуру. Желек украшали вышивкой, обшивали бахромой и кистями. Женские головные уборы Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер. Незамужние девушки носили «такия» - маленькую шапочку из ткани, и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Девичья шапка борик отличалась от мужской тем, что меховой околыш был всегда снаружи, а не отворачивался. Кимешек носили молодые женщины. Он плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи и спину. Лицевую сторону кимешека обычно украшали вышивкой, нашитыми серебряными бляшками, кораллами. Количество и формы украшений определялись возрастом женщины, были значительные различия в разных родоплеменных группах. Мужской казахский костюм Верхняя выходная одежда казахов различалась главным образом по материалу: халаты шили из ткани, плащи - из домотканного сукна и войлока, зимнюю одежду - из меха. Одним из главных предметов одежды казаха был шапан - просторный длинный халат. Шапан шили из разнообразных тканей, легких и плотных, различных расцветок, но преимущественно однотонных или более темных. Внутри его утепляли слоем шерсти или ваты. Парадный шапан шили из бархата, украшали аппликацией, кистями, а также вышивкой золотом. Такой халат был частью гардероба багатых казахов. Тон - нагольный тулуп был обычным предметом одежды казахов в зимнее время. Шили его из дубленых овчин шерстью внутрь, зажиточные казахи - из шкур четырех-пятимесячных ягнят. На тон уходило 5-6 шкур взрослой овцы. Очень были распространены в казахском костюме кожаные ремни. Одним из таких ремней был кисе. К длинному кисе прикреплялись особые подвески-сумочки для запаса пороха и пуль, ножны и табакерка. Их формы и расположение однотипны, что говорит о древности кисе. Нередко сам пояс и подвески украшались медными посеребренными, реже серебряными бляхами. Мужские головные уборы Интересно, что раньше казахи наголо брили головы и постоянно носили головные уборы. Такыя - круглая матерчатая шапочка, обязательная для ношения. Тюбетейки имели среди казахов довольно широкое распространение. Они сшивались из двух основных частей - цилиндрического невысокого околыша и макушки. Тюбетейки обычно шили из сатина. Для нарядных тюбетеек использовался бархат, они украшались цветной строчкой, вышивкой, золотом и серебром. Калпак - летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля. Последние обшивали полосой черной или красной материи. Тулью украшали нашивкой цветного шнура или ткани по шву. Знатным людям колпак расшивали шелком; нередко его шили из бархата. Борик - обычный головной убор, который носили в любое время года. Шили его на войлочной основе, снаружи покрытой тканью. Шапка имела форму длинного колпака. Нижнюю ее часть обшивали мехом пушных зверей, но часто использовалась и овчина. Тымак - наиболее оригинальный головной убор, который носили в зимнее время. Тымак был необходимым атрибутом одежды для людей, которым приходилось подолгу находиться на открытом воздухе в условиях суровой непогоды. Благодаря своей форме он надежно защищает голову и шею. Тымак состоит из тульи и четырех больших лопастей, скроенных из войлока и крытых тканью. Лопасти шапки обшивались пушистым мехом. Казахская национальная музыка Для казахского народа владение музыкальным искусством - это все равно, что умение оседлать коня - а сделать это может каждый кочевник. Издавна иноземные путешественники удивлялись тому, что большинство «хранителей степи», независимо от того, был ли это ребенок, взрослый человек или старец, мог наиграть мелодию на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню. Говорят, что в самом начале всего мироздания Бог вложил в каждого представителя казахского народа малую частицу кюя (т.е. песни) с самого момента его появления на свет. В народе относительно зарождения музыкальной традиции существует легенда о том, что прародителем, «отцом казахской музыки» является эпический герой многих тюркских народов Коркыт. С его именем связано появление музыкальных инструментов. Жизнь и наставления славного персонажа народных легенд описаны в литературном произведении «Книга моего деда Коркута», или по-казахски «Китаби дэдэм Коркут». В ней рассказывается, что некогда, во времена расцвета государства Огуз-кипчаков (8 - 9 века) на берегу Сырдарьи, жил знатный государственный муж по имени Коркыт. Его явный авторитет среди соплеменников был настолько велик, что все его советы и повеления исполнялись беспрекословно. Считается, что Коркыт стал создателем первого казахского музыкального инструмента - кобыза и автором первой музыкальной композиции - кюй. Казахская национальная музыка Помимо кобыза в традиционной казахской музыкальной и материальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты домбыра, сыбызгы, дауылпаз, кос сырнай, керей, шертер, жетыген, асатаяк, конырау. Формирование и развитие всех казахских традиционных инструментов на протяжении веков происходило в тесной взаимосвязи с инструментами соседних народов, что можно связать с общностью языков, обрядов, ритуалов, обычаев, кочевого образа жизни. Народные песни Народные песни занимают особое место в музыкальной культуре казахов. Традиционно, помимо песен в народное творчество казахов входили также музыка (музыкальный аккомпанемент), поэзия, обряд, элементы сценическо-драматического и певческого искусства и инструментальное музыкальное исполнительство. Народные певцы, исполняющие свои песни под сопровождение домбры, в казахской и киргизской культуре назывались акыны. Зачастую они пели перед публикой или выступали в айтысе, то есть песенно-поэтическом состязании певцов-акынов и домбристов-кюйши. Наиболее талантливым считался тот, кто захватывал музыкой, песней и искусной импровизацией многочисленных слушателей. Для того, чтобы добиться истинного мастерства в своем деле, акыны, жырши и домбристы должны были обладать высокими ассоциативными способностями, чутким восприятием мира, памятью, способствовавшей сохранению в традиции казахов многих видов и родов музыкального искусства. Для народа музыкант всегда был символом возвышенной, высокой поэзии, создателем орнаментально-музыкального полотна. На протяжении веков певцы-акыны пользовались большим почетом и уважением, они были желанными гостями и любимцами народа. Раньше песни акынов исполнялись только в устной форме и не имели нотной основы. Искусство акынов заключалось в исключительной импровизации, и чтобы достичь в этом успеха, нужно было долго учиться. Именно поэтому певцы так ценились народом. Национальные традиции Казахстана Традиции и обычаи – это отражение сущности нации, показатель того, чем она живет, о чем думает, во что верит. Казахские устои также не являются исключением из этого определения. Они веками складывались из казахского кочевого образа жизни и прошли сквозь время, пространство и все преграды, которые ставило перед ними время, и дошли до наших дней некоторые в своем неизменном, а некоторые и несколько деформированном состоянии. Но сам факт того, что сегодня казахский народ помнит и чтит пусть не все, но все же большинство своих традиционных обрядов, является несомненным плюсом и для дальнейшего развития нации. Независимо от того, что люди имеют сейчас, то, что было завещано им предками, безусловно, стоит особого внимания и подробного изучения. Ведь не с пустого же места появились всевозможные верования, обряды и обычаи. С традициями народ передает из поколения в поколение свои знания и наблюдения, а молодежь, черпая эти наблюдения, делает свои выводы и, естественно, начинает относиться к миру уже не как новорожденный птенец, а как бывалый орел, многое повидавший и многое испытавший на своем жизненном пути. Свадебный обряд Свадьба у казахов, пожалуй, один из самых интересных, насыщенных событиями, красочных и самых важных обрядов в жизни. Брачное соглашение может достигаться двумя способами: во-первых, путем договора между родителями той и другой стороны, когда глава семьи жениха едет с данным предложением к родителям невесты, что обычно и происходит; во-вторых, сторона жениха уполномочивает на это близкого друга. Заключение подобного соглашения предусматривает, с одной стороны, определение соответствия имущественного положения той и другой стороны (кстати сказать, тоже законодательно запрещенного, но широко практикуемого в последние годы), а с другой – знакомство с матерью невесты. Первый этап свадебного обряда завершается тогда, когда завершается брачное соглашение и определяется день, в который родители жениха и его ближайшие родственники должны будут подарить отцу невесты так называемый «киит» – лошадь, халат и другие подарки опять же в зависимости от имущественного положения семьи. В этот день семья невесты организует пиршество и приглашает в гости близких родственников. Во время гуляния уточняются все вопросы, связанные с предстоящей свадьбой. Перед отъездом родственники невесты одаривают родственников жениха соответствующими подарками, ценность которых также зависит от имущественного положения семьи. Этим актом завершается окончательное заключение брачного соглашения, и отношения между сторонами вступают в новую фазу. Сторона жениха обязана выплатить семье невесты обусловленный калым, размеры которого находятся в строгом соответствии с имущественным положением семьи. Свадебный обряд Когда большая часть калыма выплачена, родственники жениха имеют право назначить день свадьбы. После проведения этого обряда сторона жениха уведомляет родственников невесты, что они готовы привести свадебные подарки – «джартыс». Получив такое извещение, семья невесты назначает день, когда она будет готова принять гостей. После оценки свадебных подарков назначается день свадьбы. Как правило, это происходит не раньше, чем через 15-30 дней. Сам свадебный обряд у казахов, в отличие от других мусульманских народов, не требует освящения муллой. Достаточно, чтобы половины жениха и невесты, а также все присутствующие пропели свадебную песню «аужар». Слова этой песни могут быть различными, но мелодия всегда одна. Наурыз Этот восточный праздник берет свое начало еще с доисламской истории народов Средней Азии. У казахов «Наурыз» - это праздник весны, празднование которого приходится на день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день происходит обновление в природе, гремит первый весенний гром, набухают почки на деревьях, буйно прорастает зелень. Следует отметить, что Наурыз мейрамы как нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с проводами зимы и многими другими значимыми моментами в жизни всех народов Казахстана. СПАСИБО за внимание