Педагогический проект «Школа дорожных наук»
Автор проекта: воспитатель МДОУ – детского сада с. Лебяжье Ульяновской области Салахова Гельфиря Мистякимовна Педагогический проект «Школа дорожных наук» Цель проекта: Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и в транспорте. Задачи:Образовательные задачи:• закрепить у детей значение некоторых дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Обучать безопасному поведению в дорожной среде.Развивающие задачи:• Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.• Развивать воображение и умение переносить знакомые образы в новую творческую ситуацию.Воспитательные задачи:• Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.• Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.- создать методическую копилку (методические, дидактические материалы), необходимую при изучении правил дорожного движения. Участники проекта: воспитанники старшей разновозрастной группы детского сада, родители, педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, воспитатель. Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются миллионы -транспортных происшествий. Часто виновниками являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенном месте, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них .Высокий уровень ДТП в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания , обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения. Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;Привитие у детей устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ;Дети, родители будут не только сами соблюдать правила дорожного движения, но также привлекать к этому сверстников. Экспертные оценки реализации проекта осуществляются по двум направлениям: 1. Уровень развития детей (по результатам вводной и итоговой диагностики). 2. Уровень основной направленности проектной деятельности: - изменение деятельности детей,- качество в реализации социо-культурных видов деятельности с детьми в рамках проекта, - личностный рост педагогов (индикаторы - степень вовлеченности педагогов и детей в инновационный процесс, повышение уровня профессионального интереса и познавательной активности у педагогов и родителей);- изменение отношения родителей к деятельности детей (индикаторы – степень участия родителей в совместных с детьми мероприятиях, в жизни и деятельности детского сада);- изменение интерьера групповых помещений, предметно – развивающей среды посредством добавления пособий, атрибутов, дидактических материалов. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой -2012гСтарцева О.В. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. – М.: ТЦ СФЕРА, 2014 Были изучены работы отечественных педагогов, ученых: Н. Н. Авдеева, Т. И. Алиева, К. Ю. Белая, О. Л. Князева, Е. А. Козырева, Е. Ю. Протасова, Э. Я. Степаненкова, Р. Б. Стеркина. 1 этап: Подготовительный этап.1.Изучение методической литературы.2.Продумывание системы методов, приемов и форм работы, наиболее приемлемых для нашего детского сада.3.Планирование работы с детьми, родителями, педагогами.4.Вводная диагностика с детьми.2 этап: Основной этап.1.Проведение систематической НООД с детьми.2.Проведение игр и игровых упражнений с детьми (в групповой и индивидуальной форме), беседы, целевые прогулки, развлечения, выставки, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы3.Работа с педагогами.4.Работа с родителями.3этап: Заключительный этап.1.Заключительная диагностика.2.Сравнительный анализ результатов.3.Подведение итогов работы.4.Подготовка презентации Мониторинг ПДД в старшей разновозрастной группе проводилась по методике предложенной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой -2012гТесты использованы из пособий:Старцева О.В. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. – М.: ТЦ СФЕРА, 2014Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. –М.ТЦ Сфера, 2013 Работа с детьми Работа с детьми (формы): НООД, беседы, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, подвижные игры, спортивный досуг, КВН, решение проблемных ситуаций, совместные с родителями родительское собрание, художественно- творческая деятельность Конструирование из бумаги на тему «Светофор», «Дорожные знаки»Конструирование из конструктора «Лего» на тему «Улица нашего села»Рисование на тему «Улицы города», «Дорожные знаки» Лото «Дорожные знаки»Викторина дорожного движенияНастольно – печатные игры «Угадай какой знак?», «Найди нужный знак» и др.Игры с макетом «Светофор», «Водители», «Пешеходы и транспорт» и др. Спортивный досуг «Красный, желтый, зеленый» Работа с педагогами Консультация для воспитателей: «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения», Консультация для воспитателей: «Формы и методы обучения детей безопасному поведению на улице. Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе»; беседы, педагогический совет, разработка памяток и инструктажа для родителейПополнение педагогического инструментария (конспекты ,тематическое планирование)по реализации проекта. Работа с родителями Анкетирование Проведение инструктажа «Ребенок и ПДД»Совместная творческая выставка на тему «Дорожная азбука» (рисунки, коллажи, макеты)Родительское собрание «Ребенок и ПДД»Оформление стенда для родителей, папки-передвижки, фотовыставки. Консультации Продукт проекта –в детском садуКВН «Знатоки пешеходных наук » КВН « Знатоки пешеходных наук» Цель: популяризация Правил дорожного движения среди воспитанников и родителей Задачи:1. В игровой форме закреплять знания детей по ПДД2. Развивать творческую активность, логическое мышление, внимательность3. Воспитание детей законопослушными пешеходами на примере родителей. Сделав сравнительный анализ вводной и итоговой диагностики, я пришла к выводу, что повысился процент детей, показавших хорошие и удовлетворительные результаты, а низкого результата никто не показал. На основании данных диагностики показатель уровня развития у детей значительно увеличился. Высокий уровень показали 30% детей, средний уровень – 80%, Высокий уровень знаний увеличился на 15%. На основании анализа проделанной работы можно сделать следующие выводы: - детям старшего дошкольного возраста доступна система обучения основам безопасного поведения на дорогах;- развитию знаний правил дорожного движения у детей дошкольного возраста способствуют игровые, практические методы и приемы работы;- формирование у детей представлений о правилах безопасного поведения на дорогах происходит более успешно при использовании практических игр и упражнений, а так же методов наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.Методика работы с детьми, которую я использовала, дала положительные результаты, поэтому я наметила перспективы дальнейшей деятельности по закреплению умения применять знания о правилах дорожного движения через театрализованную деятельность в театрализованной постановке «Дорога к теремку» - За счет интеграции разных методов и приемов работы воспитателя с детьми. - Грамотного планирования и организации совместной работы с педагогами и родителями. - Личной заинтересованности в результатах работы каждого участника проекта. Исходя из этого, можно сделать вывод, что только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Материалы педагогического проекта успешно апробированы и могут быть интересны педагогам дошкольных групп, музыкальным руководителям т.к. могут быть использованы в работе по обучению детей правилам дорожного движения детей старшего дошкольного возраста. МДОУ- детский сад с. Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области.Тел. (факс) 8(84235) 94905