Особенности работы с талантливыми детьми и детьми «социального риска»
Особенности работы с талантливыми детьми и детьми «социального риска»МБОУ СОШ с.Бай-ДагВоспитатель пришкольного интерната Седи С.С.
Каждый ребёнок отчасти гений,а каждый гений отчасти ребёнок (Артур Шопенгауэр)rrr
Дети – национальное достояние любой страны, а одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше педагог обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества. В каждом ребенке скрыт талант, нужно только вовремя его обнаружить и развить.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевид- ными, иногда выдающимися достиже- ниями (или имеет внутренние предпо- сылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Каких детей считают одаренными?детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;детей с высоким уровнем творческих способностей;детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности;детей, хорошо обучающихся в школе;детей, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Одаренность бывает: -академической (способность учиться); -интеллектуальной (умение анализировать, мыслить); -художественной (музыкально-художественной); -творческой (не шаблонное мышление);-психомоторной (спортивной).
Портрет одаренного ребенка:Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.Склонен к рискованным действиям.Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Моя педагогическая система работы с талантливыми (одаренными) детьми строится на четырех базовых идеях:- осознание самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;- неисчерпаемость возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;- приоритет внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития;- понимание природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Этапы работы с одаренными детьми:1 этап: диагностико- прогностический, методологический Мониторинг одаренности.Создание: банка данных по одаренным детям; банка творческих работ учащихся; банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; Организация: системы дополнительного образования; интеллектуальных игр; внеклассной работы по предмету; конкурса «Ученик года»
2 этап: деятельностный Выявление одаренных детей на ранних этапах развития. Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся. Внедрение метода проектов. Проведение предметных недель Учет индивидуальных достижений. Проведение выставок детского творчества. Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития Переход на систему «портфолио».
3 этап: констатирующий Пополнение банка одаренных детейМониторинг детских достижений в разрезе класса, школы,пришкольного интернатаПопуляризация достижений талантливых детей Создание банка педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:принципы систематичности и последовательности обучения, прочности усвоения знаний, развития творческой индивидуальности. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися творческие мастерские; групповые занятия с сильными учащимися; спецкурсы; кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью; конкурсы; интеллектуальный марафон; научно-практические конференции; олимпиады; участие в конкурсе «Ученик года»
Направления образовательно-воспитательного процесса в работе с одаренными детьми: развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений; формирование различных стилей мышления формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы её развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию утверждение здорового образа жизни школьника развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одаренных детей
Работа с преподавателями школы: — Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения»— Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию — Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика
Работа с родителями одаренных детей — Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;— Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;— Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета;
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности -Это создание для ученика ситуации успеха и уверенности в своих силах, оптимистическая направленность на развитие своих способностей.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.Академик Колмогоров А.Н.rr