Презентация к мастер классу Использование художественных произведений на уроках географии


Учитель географииМБОУ СОШ № 19 г. СтаврополяКалюжная Наталья Михайловна Мастер – класс«Использование художественных произведений на уроках географии» Цели и задачи Развивать положительную мотивацию к учению через использование художественной литературы в преподавании географии.Создавать благоприятный психологический климат на уроках.Развивать активную мыслительную деятельность, творческие способности, художественный вкус, способствуя эстетическому воспитанию учащихся.Способствовать осмыслению взаимосвязи и взаимозависимости окружающих объектов, раскрытию причинно-следственных связей и их пониманию.Способствовать эстетическому воспитанию учащихся. Мой девиз: Географии основы заставляют стать поэтом!Не опишешь тусклым словом нашу яркую планету… Соотнесите романы Ж. Верна с темами географии Таинственный остров Дети капитана Гранта 20 тысяч лье под водой Вокруг света в 80 дней Географические координаты Литосфера Часовые пояса Жизнь в океане “Потоки лавы перелились через стену, и огненная река устремилась на берег у Гранитного дворца. Это было неописуемо страшное зрелище. Ночью казалось, что низвергается настоящая Ниагара из расплавленного чугуна: сверху – огненные пары, снизу – кипящая лава”. В ночь на 9-е из кратера под грохот оглушительных взрывов поднялся огромный столб дыма, больше трех тысяч футов высоты. Стена пещеры Дакара, очевидно, не выдержала давления газов, и море, проникнув через центральный очаг в огнедышащую пропасть, превратилось в пар. Кратер не давал этой массе пара достаточно просторного выхода. Взрыв, который мог быть услышан на расстоянии ста миль, потряс воздух. Гора Франклина разлетелась на куски и обрушилась в море. Через несколько минут волны Тихого океана покрывали то место, где был остров Линкольна”. Записка о помощи В поисках капитана Гранта... Капитан Немо «Да, я люблю море! Море – это все!» Во сколько же дней Фогг совершил путешествие вокруг света – в 80 или 79? Действительно, продвигаясь на восток, Ф. Фогг шел навстречу солнцу, и, следовательно, дни для него столько раз уменьшались на четыре минуты, сколько градусов он проезжал в этом направлении. Так как окружность земного шара делится на триста шестьдесят градусов, умноженные на четыре минуты, дают ровно двадцать четыре часа, то есть сутки, которые и выиграл Ф. Фогг…” Соотнесите романы Ж. Верна с темами географии Таинственный остров Дети капитана Гранта 20 тысяч лье под водой Вокруг света в 80 дней Географические координаты Литосфера Часовые пояса Жизнь в океане оз кру КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ Какую закономерность описывает поэт? С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал описываемую им картину? Укажите приблизительную высоту. Кавказ подо мною. Один в вышинеСтою над снегами у края стремнины;Орел, с отделенной поднявшись вершины,Парит неподвижно со мной наравне.Отселе я вижу потоков рожденьеИ первое грозных обвалов движенье.Здесь тучи смиренно идут подо мной;Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;Под ними утесов нагие громады;Там ниже мох тощий, кустарник сухой;А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени.А там уж и люди гнездятся в горах… Приведите примеры стихотворений А.С. Пушкина, которые можно использовать при изучении темы «Климат» Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя…(“Зимний вечер”)Мчатся тучи, вьются тучи,Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна… (“Бесы”)Как настоящий метеоролог описывает здесь поэт погоду, определяемую одним и тем же атмосферным процессом. А в “Зимнем утре” описана смена погоды:Вечор ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась…На другой день:…Мороз и солнце; день чудесный! Над какими природными зонами летел Нильс? Почему экспедиция Скотта погибла? Как вы думаете? Скотт Роберт – англичанин (18 января 1912 г.) Амундсен Руаль - норвежец (14 декабря 1911 г.) - Здравствуй, Руаль. - Здравствуй, Роберт. - Я слышал, ты собираешься покорять полюс? - Да, есть такая мысль в моей голове. - Я тоже собрался. А ты, на какой? - Я на Южный! А ты? - И я! Давай заключим пари, кто быстрее!!! Да что тут спорить. Я. конечно. Я уже закупил собачьи упряжки, нашёл лучших хасок, закупаю провизию и одежду. Нашёл себе компаньонов. - Твои слова мне кажутся смешными! Собаки и Антарктида! Вот я закупил лошадей! Бери пример с меня! - Ну, что ты, у меня таких средств нет. - Свяжись со своим географическим обществом, они помогут. Наше Лондонское королевское общество проявило самый живой интерес к моему проекту и даже выделило деньги.