Презентация на тему Интеллект-карты
Цель:Описание методики использования инновационной технологии применения интеллект-карт (mind maps) на уроках русского языка и литературы, которые позволяют сделать наблюдаемыми процессы мышления учащихся и обеспечивают формирование информационной компетентности.
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам: «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию. «Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт. «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
Преимущества применения технологии интеллект-картОбучение: создание ясных и понятных конспектов уроков; максимальная отдача от прочтения книг/учебников; подготовка и планирование проектов; ускорение запоминания, улучшение его качества; мотивация; активизация творческих процессов; развитие ассоциативного мышления; развитие образного мышления; средство организации совместной деятельности; экономия времени.
Законы построения интеллект-картЦентральный образ (символизирующий основную идею) рисуется вцентре листа. Лист располагается горизонтально (ландшафт).
Законы построения интеллект-картОт центрального образа рисуются ветки первого уровня, на которых записываются слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
Законы построения интеллект-картС помощью стрелок, соединяющих понятия на разных ветках, устанавливаются причинно-следственные связи.
Исследования показывают, что эффективность запоминания изучаемого материала меняется в соответствии со строго определенной кривой, построенной относительно шкалы времени. После часа работы над интеллект-картой в идеале следует повторно возвращаться к ней через следующие промежутки времени:• через 10-30 минут;• спустя сутки;• спустя неделю;• спустя месяц;• спустя 3 месяца;• спустя б месяцев. Придерживаясь этого графика, интеллект-карта становится частью долгосрочной памяти.
Применение метода интеллект-карт в образовании как средства формирования УУД обучающихся очень разнообразно:
Технология интеллект-карт позволяет:формировать все виды УУД;диагностировать сформированность УУД;изучать предметное содержание;диагностировать сформированностьпредметных ЗУНов;визуализировать процессы мышления;визуализировать способы деятельности;организовывать учебно-познавательнуюдеятельность;управлять учебно-познавательнойдеятельностью;изучать личности учеников;систематизировать и обобщатьпредметное содержание;готовиться к итоговой аттестации;познавать себя;планировать и регулировать своюдеятельность.
Критерии оценивания интеллект-картПри анализе интеллект-карт оценивается наличие: яркого, объемного центрального образа; чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов и ключевых фраз; ассоциаций, наполняющих структуру; рисунков, символов, смайликов, побуждающих ассоциирование; блоков, подчёркивающих структуру; связей между элементами структуры.Далее отмечается: полнота или бедность содержания интеллект-карты, выраженные количеством ключевых слов и ключевых фраз; богатство и разнообразие или практическое отсутствие ассоциаций, выраженных наличием заполненных ответвлений разного уровня; наличие позитивной или негативной эмоциональной составляющей, проявляющейся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты.
ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5. Сайт: http://conceptdraw.fИнтеллект-карты можно рисовать не только от руки, но и создавать при помощи следующей компьютерной программы:
Спасибо за внимание!