Презентация педагога-психолога Психологическая профилактика эмоционального выгорания педагогов
Психологическая профилактика эмоционального выгорания педагогов
Синдром эмоционального выгорания Сидром ЭВ возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Это приводит к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Факторы напряжённости педагогической деятельности-сложные напряженные условия деятельности;-загруженность рабочего дня;-трудные ученики, нарушающие дисциплину;-непредвиденные конфликтные ситуации;-повышенные интеллектуальные нагрузки;
Постоянное воздействие напряженных факторов в работе учителя приводит:-к снижению работоспособности;-к ухудшению результатов деятельности;-к снижению показателей психических процессов(восприятия, внимания, памяти, мышления);-к ощущению разбитости, подавленности, желанию лечь, уснуть;- потере самообладания и самоконтроля.
Цель занятия:научиться сбрасывать напряжение, снимать внутренние «зажимы» и расслабляться.
ПриветствиеЗдравствуйте, меня зовут………, никто не догадывается, что я……….!
Существуют различные способы снятия напряженияСейчас мы познакомимся с одним из методов быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряженияЭтот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления
Мышечное расслаблениеТехника мышечной релаксации основывается на простом физиологическом факте: после напряжения любой мышцы начинается период ее автоматического расслабления. Важно: сконцентрироваться на возникшем чувстве расслабления.
Первое упражнение «ЛИМОН»
1.Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. 2.Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.3.Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.Выполните это же упражнение левой рукой. 4.Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Ленивая кошечка»
«Ленивая кошечка»1.Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.2.Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».3.Также повторите упражнение несколько раз.Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.
Упражнение «Маленькие черепашки»
Упражнение «Маленькие черепашки»Плечи поднять к ушам на вдохе прячем голову, как черепаха в панцирь, на выдохе плечи опустить и расслабиться черепаха высунула голову из панциря
Упражнение «Муха»Прогоните муху без помощи рук
«Муха»1.Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты.2. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. 3.Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражненияРасслабление через дыхательные техники уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память.
Дыхательные техники Упражнение «Ха-дыхание» Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох — корпус резко наклоняется вперед, руки сбрасываются вниз перед собой, происходит резкий выброс воздуха со звуком «ха!».
Дыхательное упражнение «4+4+4»
Упражнение «дыхание через нос поочередно» 1.Зажмите пальцем правую ноздрю.2. Вдох через левую ноздрю на 4 счета. Пауза - задержка дыхания на 8 счетов.3. Зажмите левую ноздрю, выдох на 4 счета через правую ноздрю. То же выполните, начиная вдох с правой ноздри.
Дыхание на «свечу» Представьте, что перед вами горит свеча. Вдыхаетеносом, выдыхаете ртом, складываягубы в трубочку. Ваша задача: дышать так, чтобы пламя не колебалось. Такое дыхание поможет успокоиться и снять очаг перевозбуждения в коре головного мозга.
Кто умеет управлять собою, тот может повелевать людьми.
Самообладание – это когда вместо того, чтобы повысить голос, приподнимаешь бровь.
Благодарю за внимание!