Презентация к конспекту урока по биологии на тему Класс Пресмыкающиеся. ОТряд Чешуйчатые. Подотряд Змеи (7 класс)..
Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые.Подотряд Змеи. углубить и расширить понятие о классе Пресмыкающихся на примере представителей отряда Чешуйчатые Описывая храм, посвященный этому священному животному, один из путешественников древности отмечал: «Пища у этих животных всегда в изобилии, её приносят верующие в таком количестве, что жрецы храма имеют возможность жить не хуже самих богов». Каким животным оказывалось такое почтение? Оценка « » - Я не участвовал в работе группы, идеи не выдвигал, был пассивен. «Сегодня просто не мой день».Оценка « » - Я ответил на 1 - 2 вопроса или участвовал в обсуждении новой темы, но не в полную силу или задавал вопросы от группы. «Я хотел сделать что - то для моей группы, но у меня пока не всё получается».Оценка « » - Я отвечал на большинство вопросов и участвовал в групповой работе практически на всех этапах работы. «Я много сделал для нашей группы, но мог бы больше».Оценка « » - Я отвечал на все вопросы, выступал в группе, предлагал идеи, задавал вопросы, я участвовал во всех видах работы, предложенных нашей группе. «Всё что мог, я сделал для нашей группы» Оцени свою работу на уроке по следующим критериям Лучше с ними не встречаться. Попробуйте прочитать названия известных пресмыкающихся:Канада + он Тон + пи . Змей + слепок + а Дуб + Зоя Бра + ко Многообразие современных пресмыкающихся. Характеристика отряда Чешуйчатые. Подотряд Змеи . После просмотра видеофильма о змеях и используя приложения, каждая группа получает свое задание:1 группа:Особенности движения змей. Каково значение роговых щитков у змей?2 группа:Змеи плохо видят. Слуха у них нет. Каким образом они обнаруживают ночью добычу, например, мышей?3 группа:Ядовитый аппарат змей. 4 группа:Змея по- латыни называется серпентес. А как называются учреждения, где змей содержат специально для того, чтобы получить от них яд? (серпентарии). 5 группа: Питание змей. Видеофильм «Пресмыкающиеся. Змеи». Окраска змей Покровительственная(маскирующая) Мимикрия Предупреждающая Аспид Молочная змея Аспид коралловый Кобра Змеи, как и все пресмыкающиеся, покрыты чешуей. Форма и размер чешуи, особенно на голове, — один из признаков идентификации. Кожный покров змей Тело удлинённое без конечностей, глаза лишены век, глаза покрыты прозрачной кожистой плёнкой, образованной сросшимися веками; наружние уши отсутствуют, но змеи чувствуют вибрацию от земли. У змей отсутствует мочевой пузырь. Особенности змей Сравните глаза ящерицы и змеи Глаз ящерицы Глаз змеи У ящерицы веки моргающие У змеи веки сросшиеся, поэтому взгляд немигающий змеи отличаются огромным количеством позвонков (от 200 до 450); длина тела от 10 см до 13,5 м; грудной клетки нет, при заглатывании пищи ребра раздвигаются; как правило развито только правое лёгкое, левое либо отсутствует, либо рудиментарно;1 – 2 раза в год змеи линяют, верхний покров – выползок. Особенности змей Движение змей Змеи ног не имеют и передвигаются, изгибая длинное гибкое тело (путем боковых изгибов позвоночника и боковых рёбер), а также с помощью брюшных роговых щитков. Ядовитые змеи добычу убивают ядом. У ядовитых змей имеются парные ядовитые железы, протоки которых соединены с ядовитыми зубами.Ядовитые железы – видоизмененные слюнные железы, находящиеся в височной части головы. Ядовитый аппарат змей Добыча пищи змеями Змеи – хищники, способны заглатывать добычу целиком, от червей и моллюсков до теплокровных животных. Многообразие змей Лучистая змея Степная гадюка Эфа Яичная змея Неядовитые змеи Удав обыкновенный Анаконда Уж Зеленый питон Ядовитые змеи Удав обыкновенный Анаконда Уж Кобра очкастая Гадюка обыкновенная Гюрза Кобра очкастая Эфа песчаная Вспомните сказки, в которых упоминались бы змеи? Змеи были на голове Медузы-Горгоны.В некоторых сказках змеи охраняют сокровища Герой известного мультфильма удав и его бабушка Змея - символ добра и зла одновременно. С одной стороны это символ мудрости и знаний. Знак чаши со змеёй это символ медицины. Яд змей используется в медицине как лекарство Серпентарий - разведение ядовитых змей Первая помощь при укусе ядовитой змеи. как можно быстрее прекратить контакт со змеей; после укуса пострадавшего необходимо обездвижить (уложить, слегка приподняв ноги таким образом, чтобы они находились выше головы); наложить тугую повязку на пострадавшую часть тела выше места укуса; из ранки необходимо интенсивно отсасывать яд в течение 10-15 минут; одной из важных мер первой помощи при укусе змеи является поступление в организм жидкости (воды или любого другого напитка, за исключением алкогольных, что позволит снизить концентрацию яда; если состояние пострадавшего стремительно ухудшается, он теряет сознание, прекращается дыхание и сердечная деятельность, следует приступать к проведению реанимационных мероприятий (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание рот-в-рот, рот-в-нос); как можно скорее доставить пострадавшего в больницу, где ему смогут ввести антитоксическую сыворотку. Следует помнить, что антитоксическая сыворотка, которая разрушает змеиный яд, попавший в кровь, наиболее эффективна в первые 30-60 мин после укуса, поэтому важно, чтобы пострадавший попал в медицинское учреждение как можно раньше, желательно в течение часа после укуса. Интересные факты о змеях 1. Гадюки бросаются на добычу, кусают, впрыскивают яд и возвращаются в исходное положение за 70 миллисекунд.2. Многие гремучие змеи крайне спокойны и не нападают на человека вблизи без веских причин.3. Змеи имеют неограниченный запас клыков, ибо часто их ломают.4. В США 8000 человек в год страдают от укусов ядовитых змей.5. Ошейниковая кобра может подниматься до уровня человеческого живота. 6. При угрозе пятиметровая королевская кобра приподнимает треть тела и смотрит взрослому человеку в глаза. 7. Чёрная мамба - самая быстрая змея. Она может развивать скорость свыше 20 км/ч. 8. Самая ядовитая наземная змея - австралийский континентальный тайпан, который может кусать человека до 8 раз и не пускаться в бегство.9. Африканский скальной питон может находиться под водой, оставив на поверхности лишь ноздри, и ожидать добычу. 10. При нападении змеи могут раскрывают рот на 1800.11. Добычей анаконд становятся даже черепахи.12. Анаконда сдавливает жертву с силой более 360кг на грудную клетку. 13. Живущие в пещерах питоны часто охотятся на летучих мышей.14. В пасти сетчатого питона около 80 острых, как бритва зубов. Интересные факты о змеях Работая в группах, заполните сравнительную таблицу «Сходство и отличие ящериц и змей»: № Признаки Ящерицы Змеи 1 Конечности (пар) 2 Покров 3 Грудная клетка 4 Сердце (камеры) 5 Легкие (число) 6 Ядовитые железы 7 Орудие добычи 8 Размножение 9 Среда обитания 10 Представители Работая в группах, заполните сравнительную таблицу «Сходство и отличие ящериц и змей»: № Признаки Ящерицы Змеи 1 Конечности (пар) 2 Нет 2 Покров Роговые чешуйки Роговые щитки и костные пластинки 3 Грудная клетка Имеется Нет 4 Сердце (камеры) 3 с неполной перегородкой 3 с неполной перегородкой 5 Легкие (число) 2 1 6 Ядовитые железы Некоторые имеют Имеют 7 Орудие добычи Зубы Зуб с ядовитыми железами. Удушение 8 Размножение Яйца и яйцеживорождение Яйца и яйцеживорождение 9 Среда обитания Суша Суша. вода 10 Представители Ящерицы, вараны, гекконы, агамы, игуаны Гадюка, уж, медянка, удав, питон, кобра, гюрза, анаконда Домашнее задание § 49 стр. 204Ответьте на вопрос:Какую роль играют змеи в природе и жизни человека? Рефлексия Игра «5 пальцев»Информация была интересна.Я знаю особенности строения кольчатых червей.Мне понравилось, как я работал на уроке.Я удовлетворен работой своей группы.Я готов к выполнению домашней работыЕсли вы загнули все 5 пальцев – материал усвоен успешноЕсли 4 пальца – вы хорошо поработали на урокеЕсли 3 и меньше – возможно вам надо лучше разобраться в вопросах темы Урок окончен! Список использованной литературы и Интернет - ресурсы К.Кайым. Биология. Учебник для 7 класса общеобразовательной школы. Алматы, «Атамура», 2012Т.Богданова. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающие в вузы. Москва, 2004.А.Никишов. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений, Москва, 2000.Б.Быховский, Зоология. Учебник для 6- 7 классов средней школы. Москва, 1975.О.Пепеляева. Поурочные разработки по биологии. 7- 8 классы. Москва, 2004.А.Теремов. Занимательная зоология. Москва «АСТ_ПРЕСС», 1999 Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973, с. 19–26, 156. ru.wikipedia.org>Серпентарий nsportal.ru>Школа>Биология>…otryad- cheshuychatye htttp://www.neboleem.net/pervaja-pomoshh-pri-ukuse-zmei.php yandex.kz/images>рисунки о змеях