Методический материал Дидактические принципы обучения — залог успешной реализации образовательного стандарта


Дидактические принципы обучения залог успешной реализации новых образовательных стандартов Семинар учителей начальных классовноябрь 2015г. Значение термина «принцип»Поиск таких норм, которые должны придерживаться учителя в их повседневной работе с учениками. Что такое дидактика?С греческого языка «дидактика» (didaktikos) означает «поучающий», а (didasko) - изучающий. Вольфганг Ратке (1571-1635) Дидактика призвана помочь педагогу найти ответы на четыре вопроса: кого учить?для чего учить?чему учить?как учить? Дидактика имеет свои специфические понятия обучение преподавание учение содержание образования методы обучения Содержание образованияспециально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества (стандарта), усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.Стандарт − в переводе с английского «мерило», «образец».  Современную дидактическую концепцию создают направления программированное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества. Основатели ДИДАКТИКИ Я. А. Коменский (1592-1670)Иоганн Гербарт(1776-1841) В. Г. Белинский(1811-1848) Л. Н. Толстого (1828-1910) ПРОДОЛЖАТЕЛИразвития дидактических принципов К. Д. Ушинский (1824-1871) – основатель научной педагогики в России. A. С. Макаренко (1888-1939) ПРОДОЛЖАТЕЛИразвития дидактических принципов B. А. Сухомлинский (1918-1970) - сторонник гуманистического воспитания.ПРОДОЛЖАТЕЛИразвития дидактических принципов Современные дидактические принципы  Развивающее и воспитывающее обучение.Научность и доступность, посильная трудность.Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.Наглядность и развитие теоретического мышления.Системность и систематичность обучения.Переход от обучения к самообразованию. Связь обучения с жизнью и практикой.Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.Положительный эмоциональный фон обучения и учет индивидуальных способностей учащихся. Коллективный характер обучения и развитие познавательных способностей учащихся.Гуманитаризация обучения.Компьютеризация обучения.Интегративность обучения, учет межпредметных связей.






Принцип фундаментальности и прикладной направленности обученияв традиционной дидактике он формулировался как связь обучения с жизнью, теории с практикой. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обученияПреемственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе личностных новообразований обучаемых.Последовательность и систематичность позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира. Принцип сознательности и творческой активности обучаемыхАктивность личности по своей природе социальна и субъектна. Может иметь репродуктивный или творческий характер. Данный принцип требует развития у обучаемых аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения. Реализации принципа способствует применение различных форм самоуправления в учебном процессе. Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудноститребует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Принцип наглядностиЯ.А. Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении нужно использовать все органы чувств человека.Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. Принцип продуктивности и надежности обученияявляется организационно–методическим принципом. Если обучение не приводит к достижению целей образования, то в нем нет педагогической необходимости. Обучение должно быть продуктивным, иметь образовательный, развивающий и воспитательный эффект. Принцип научностиПредполагает изложение подлинных, прочно установленных наукой знаний и при этом использовать методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. Принцип оптимальностиопределяется как взаимосвязь принципов процесса обучения. Он предполагает сочетание различных методов, средств и форм организации учебного процесса, а также создание необходимых учебно-материальных, гигиенических, социально-психологических, эстетических и других условий для его функционирования. Элементы цветовой терапии Х=40 х-13=27 х=6 21-х=15 х=14 х+8=22
style.rotation
style.rotation
style.rotation Принцип эмоционального благополучия Принципы экспериментального обучения Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихсяот схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал (путем поиска вместе с учителем и одноклассниками) – осмыслил – сказал – запомнил». «Рыбий скелет»Графические способы представления информации. Рыбий скелетГрафические способы представления информации. Стратегия «Рыбий скелет»Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.Инструмент для построения схемы «рыбий скелет»Такую рыбку мы можем сделать прямо на уроке!Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция ) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала.На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы. Правила написания синквейна На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме. Образцы синквейнов Синквейн 1МутацияСлучайная, стойкаяИзменяет, проявляется, наследуетсяНе было счастья, да несчастье помогло!Эволюция Синквейн 2 Свиной цепень Лентовидный, гермафродитный Присасывается, развивается, размножается Вооружен и очень опасен! Цистецеркоз!Синквейн 5 БелкиТрехмерные, уникальные Ускоряют, регулируют, защищают Без протеинов жить нельзя на свете, нет!Трудяги! Составление краткого рассказа по синквейну.Синквейн 8. МодификацияАдаптивная, обратимая Варьировать, приспосабливаться, формировать Без нее, как без воды, существовать не можем мы!ЭволюцияРассказ.Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы: они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака. Модификации являются результатом эволюции вида. КластерыМодификацией технологии “кластери” является составление разветвленных кластеров. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь.Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей. Метод «Ресторан»Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).Численность: Все ученикиМатериал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточкиПроведение:Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:- Я съел бы еще этого…- Больше всего мне понравилось…- Я почти переварил…- Я переел…- Пожалуйста, добавьте…Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.