Подготовка к сочинению-анализу эпизода в 7 классе по Детству М. Горького


Литературоведческий анализ эпизода прозаического произведения 1.Местоположение эпизода в произведении (том, глава, расположение в главе).2.Место эпизода в композиционной структуре произведения.3.Анализ сюжетной стороны эпизода (ряд событий, их значение, особенности поведения персонажей, характеристика основных героев эпизода).4. Особенности изображения в эпизоде:-внешнего и «внутреннего» облика героев (портрет, речь, «внутренние» монологи, психологическая характеристика, «сны», «видения» и т.д.);-пейзажа;-интерьера;-хронотопа;-взаимодействие персонажей именно в этом эпизоде.5.Анализ лексики, значение тропов.6.Роль детали. 7.Авторские приемы построения (антитеза, ирония, гротеск, реминисценция, аллегория и пр.).8.Средства выражения авторской позиции в эпизоде.9.Идея эпизода. Значение эпизода в контексте главы, тома, всего произведения. Основные требования к сочинению(памятка для ученика и учителя) Цитаты должны быть точными и правильно оформленными. Они берутся в кавычки, кроме тех, которые пишутся в стихотворной форме.Сочинение должно быть написано на тему.Сочинение должно быть правильно построено, его части должны быть соразмерными и связанными между собой логическими переходами.Должно сохраняться стилевое единство.В работе должны проявляться богатство словаря учащегося, разнообразие синтаксических конструкций, точность словоупотребления.Желательно подобрать эпиграф, отражающий тему и идею сочинения. Эпиграф пишется без кавычек. В конце эпиграфа под словами ставится фамилия и инициалы автора высказывания (без скобок).Составляется план ( на черновике).Примерный объем сочинения в 6-7 классе 2-3 страницы, в 8-9 классе 3-4 страницы, в 10 классе 4-5 страниц, в 11 классе 5-7 страниц. Место эпизода в композиции повести М.Горького «Детство». На пароходе Дядья дерутся Наказание Пляска Пожар Гибель Цыганка Грамота Григорий Иванович за- вяз- ка кульминация раз- вяз- ка Пляска Песня Якова Напряженная тишинаНапряженно слушалВытаращив застывшие глазаВсе застывалиВсе более цепенелСцепив зубыПальцы с неуловимой быстротой бегалиЗапустив пальцы в черные космы Растет напряженность -Прочь, грусть-тоска!Пляска Цыганка (бешено, дробно, огнем пылал, реял коршуном, метался золотым стрижом, шелк плавился) кульминация И вдруг она МОЛОДО встала.Дядя весь вскинулся Пляска бабушки плыла, рассказывала, ноги щупают дорогу, откачнулась, замерла, сорвало с места, закружило вихрем, буйно-красива, возвращение к юности Развязка событий -Господи!Как хорошо все!...Это был крик ее сердца, лозунг всей жизни. Бабушка Дед ПОЖАР Что делает? Что делает? Спасает иконы, думает о спасении детей, успокаивает Якова, выносит из огня купорос, организует помощь соседей, останавливает коня, успокаивает Алешу после пожара, о себе не думает Растерялся, пытался остановить бабушку, чуть не попал под лошадь (…отпрыгнул, кринкув: -Мать, держи!), ищет виноватых, признает силу бабушки КАКАЯ? КАКОЙ? Приемы (поиск): Речь героевРоль глаголов и деепричастийЭпитетыСравнения Вопросы – концовки:1.В чем смысл противопоставления деда и бабушки? Будет ли и дальше в повести развиваться это противопоставление и к какой мысли приведет нас автор?2.Почему центром внимания автора в повести «Детство» является бабушка?