Презентация на тему Вежливое общение
Тема урока: «Вежливое общение»3 класс Цель: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.Задачи:открывать значение слова вежливость;подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу. Личностные УУД: уметь определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо).Познавательные УУД: перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.Регулятивные УУД: уметь использовать речь для регуляции своего действия.Коммуникативные УУД: уметь критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии. Этапы урока:I. Организационный моментII. Актуализация знанийIII. Речевая разминкаIV. Постановка учебной задачиV. Открытие нового знанияVI. ФизкультминуткаVII. Работа по теме урокаVIII. Итог урокаIX. Домашнее задание I. Организационный момент На уроке будь старательным,Будь спокойным и … (внимательным).Всё пиши, не отставая,Слушай, … (не перебивая).Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … (понятно).Если хочешь отвечать, Надо руку … (поднимать).На математике считают,На перемене … (отдыхают).Будь прилежен на уроке, Не болтай, ты не … (сорока).Если друг стал отвечатьНе спеши … (перебивать).А помочь захочешь другу – Подними спокойно … (руку).Знай: закончился урок,Коль услышал ты … (звонок).Когда звонок раздался снова,К уроку будь всегда … (готовым).Чтоб не тревожились врачи, На переменах не … (кричи). II. Актуализация знаний III. Речевая разминка Нужно все скороговорки переговорить,Перевыговорить,И тогда так заговоришь,Словно реченька зажурчишь. IV. Постановка учебной задачи Я не знаю, как мне быть –Начал старшим я грубить. Скажет папа:– Дверь открой! Притвори ее, герой! –Я ему в ответ сердито Отвечаю:– Сам закрой! За обедом скажет мама: – Хлеб, лапуся, передай! Я в ответ шепчу упрямо: – Не могу. Сама подай! Очень бабушку люблю, Все равно я ей грублю. Очень деда обожаю,Но и деду возражаю...Я не знаю, как мне быть –Начал старшим я грубить, А они ко мне:– Голубчик,Ешь скорее, стынет супчик! А они ко мне:– Внучок, –Ляг, лапуся, на бочок!Я такое обращенье Ненавижу, не терплю, Я киплю от возмущенья И поэтому грублю. Анализ стихотворения– Почему Виталию нерадостно? Отчего он грубит. Вот нам предстоит открыть эту проблему.Ответы учащихся:Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости.Он всем грубил, так как был избалованным. Виталя стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли лапусенькой.А такие выражения , как «Сама подай!», «Сам закрой!» - грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет. Они обижают собеседника, портят настроение.Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды. IV. Открытие нового знания -Так какая задача нашего урока? (Вежливое общение.)-Ребята, телевидение поручило крокодилу Гене подготовить передачу о вежливости. Нам нужно помочь ему и ответить на вопрос, что такое вежливость. (Ответы детей.)– А вот так дается объяснение слова вежливость в словаре по этике.«Вежливость» – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими».Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши, Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. – Какие же вежливые слова рождают тепло души? (Спасибо, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, извините...)– С помощью данных слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим. V. Физкультминутка -Предлагаю поиграть в игру «Не ошибись, пожалуйста». Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову волшебное слово. Встаньте, пожалуйста!Поднимите руки!Будьте добры, похлопайте в ладоши.Потопайте.Попрыгайте, тихонечко, пожалуйста.Потопайте.Руки вперед.Садитесь, пожалуйста. VI. Первичное закрепление Игра «Собери цветок» Вежливый:- учтивый- корректный- уважительный- обходительный-предупредительный- любезный- галантный Невежливый:- неучтивый-некорректный- неуважительный- необходительный- непредупредительный-нелюбезный-негалантный ЛюбезныйНевежливыйПредупредительныйГалантныйНекорректный «Составь словосочетания»-Даны два столбика. На какой вопрос отвечают слова в 1 столбике? (Какой?)(Это имена прилагательные)- Во 2 столбике? (Что?) (Это имена существительные) Составьте из данных слов словосочетания. вопросвзгляджестпоступоквид Любезный взглядНевежливый поступокПредупредительный жестГалантный видНекорректный вопрос Ситуации: - Ребята, а сейчас давайте подумаем с вами, как можно поступить в следующих ситуациях.- Хорошо ли поступили ребята?- Как поступили бы вы? 1. Дима и Миша были в гостях у Саши. Мише понравилась маленькая машинка Саши, и он незаметно для Саши положил её в свой карман и унёс домой. 2. Оле купили очень дорогую и красивую игрушку. Всем ребятам она хвасталась ею, но играть никому не дала, боялась, что сломают.3. Прибежал Митя в сад. Он выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду на палочке. Таня заплакала. Выбежал из дома старший брат Мити Серёжа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь. Митя побежал жаловаться отцу. А отец сидел у окна и всё видел. Что сказал Мите отец? Игра «Подарок Вежливости»-Фея Доброты и Вежливости, а также Колдунья Зла и Грубости прислали вам дары. Нужно найти дары Вежливости.Красота, злость, уродство, доброта, приветливость, обида, улыбчивость, угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение, огорчениеМожно ли назвать дарами – дары Колдуньи Зла и Грубости? (Нет, это отрицательные качества)- Выражение «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ» стало крылатым, мы его используем в жизни. - Как бы это выражение произнесла Фея Доброты и Вежливости? - А как Колдунья Зла и Грубости? VIII. Итог урока– Что нового узнали про?Самооценка собственной деятельности на уроке.– У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твёрдый характер. Про такого говорят:– Этот человек умеет сам себя воспитывать.«Доскажите словечко»Слова коротенькие этиПовсюду слышатся с утра.Они живут на белом свете,Запомнить их давно пора.Растает даже ледяная глыбаОт слова теплого… (спасибо).Зазеленеет старый пень, Когда услышит:.. (добрый день). IX. Домашнее задание-Дома я хочу вам предложить выполнить тест, где сначала на вопросы ответите вы, а потом ваши родители. Таким образом, вы оцените свою вежливость. 1. Здороваешься ли ты с соседями по дому?2. Благодаришь ли ты мамуили бабушку за обед (завтрак, ужин)?3. Извиняешься ли ты, если опоздална урок и вошел в класс после учителя?4. Ты извиняешься перед малышом,которого случайно толкнул? «А ты вежлив?» 5. Папа (дедушка, мама....) помог теберешить трудную задачу.Благодаришь ли ты его (ее)?6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса,даже если споришь?7. Поздравляешь ли ты маму, бабушку,сестру... с праздником 8 Марта?8. Когда ты ложишься спать,прощаешься ли ты со своими домашними? Словарь по этике«Вежливость»– это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими» «Словарь – синонимов»Учтивый – почтительно-вежливый в обращении с людьми.Корректный – тактичный, вежливый, учтивый.Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику.Предупредительный – скромный, обязательный, вежливый.Любезный – обходительный, предупредительный, учтивый.Галантный – изысканно вежливый, любезный.