Презентация на тему Вежливое общение


Тема урока: «Вежливое общение»3 класс Цель: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.Задачи:открывать значение слова вежливость;подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу. Личностные УУД: уметь определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо).Познавательные УУД: перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.Регулятивные УУД: уметь использовать речь для регуляции своего действия.Коммуникативные УУД: уметь критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии. Этапы урока:I. Организационный моментII. Актуализация знанийIII. Речевая разминкаIV. Постановка учебной задачиV. Открытие нового знанияVI. ФизкультминуткаVII. Работа по теме урокаVIII. Итог урокаIX. Домашнее задание I. Организационный момент На уроке будь старательным,Будь спокойным и … (внимательным).Всё пиши, не отставая,Слушай, … (не перебивая).Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … (понятно).Если хочешь отвечать, Надо руку … (поднимать).На математике считают,На перемене … (отдыхают).Будь прилежен на уроке, Не болтай, ты не … (сорока).Если друг стал отвечатьНе спеши … (перебивать).А помочь захочешь другу – Подними спокойно … (руку).Знай: закончился урок,Коль услышал ты … (звонок).Когда звонок раздался снова,К уроку будь всегда … (готовым).Чтоб не тревожились врачи, На переменах не … (кричи). II. Актуализация знаний III. Речевая разминка Нужно все скороговорки переговорить,Перевыговорить,И тогда так заговоришь,Словно реченька зажурчишь. IV. Постановка учебной задачи Я не знаю, как мне быть –Начал старшим я грубить. Скажет папа:– Дверь открой! Притвори ее, герой! –Я ему в ответ сердито Отвечаю:– Сам закрой! За обедом скажет мама: – Хлеб, лапуся, передай! Я в ответ шепчу упрямо: – Не могу. Сама подай! Очень бабушку люблю, Все равно я ей грублю.  Очень деда обожаю,Но и деду возражаю...Я не знаю, как мне быть –Начал старшим я грубить, А они ко мне:– Голубчик,Ешь скорее, стынет супчик! А они ко мне:– Внучок, –Ляг, лапуся, на бочок!Я такое обращенье Ненавижу, не терплю, Я киплю от возмущенья И поэтому грублю. Анализ стихотворения– Почему Виталию нерадостно? Отчего он грубит. Вот нам предстоит открыть эту проблему.Ответы учащихся:Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости.Он всем грубил, так как был избалованным. Виталя стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли лапусенькой.А такие выражения , как «Сама подай!», «Сам закрой!» - грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет. Они обижают собеседника, портят настроение.Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды. IV. Открытие нового знания -Так какая задача нашего урока? (Вежливое общение.)-Ребята, телевидение поручило крокодилу Гене подготовить передачу о вежливости. Нам нужно помочь ему и ответить на вопрос, что такое вежливость. (Ответы детей.)– А вот так дается объяснение слова вежливость в словаре по этике.«Вежливость» – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими».Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши, Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. – Какие же вежливые слова рождают тепло души? (Спасибо, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, извините...)– С помощью данных слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим. V. Физкультминутка -Предлагаю поиграть в игру «Не ошибись, пожалуйста». Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову волшебное слово. Встаньте, пожалуйста!Поднимите руки!Будьте добры, похлопайте в ладоши.Потопайте.Попрыгайте, тихонечко, пожалуйста.Потопайте.Руки вперед.Садитесь, пожалуйста. VI. Первичное закрепление Игра «Собери цветок» Вежливый:- учтивый- корректный- уважительный- обходительный-предупредительный- любезный- галантный Невежливый:- неучтивый-некорректный- неуважительный- необходительный- непредупредительный-нелюбезный-негалантный ЛюбезныйНевежливыйПредупредительныйГалантныйНекорректный «Составь словосочетания»-Даны два столбика. На какой вопрос отвечают слова в 1 столбике? (Какой?)(Это имена прилагательные)- Во 2 столбике? (Что?) (Это имена существительные) Составьте из данных слов словосочетания. вопросвзгляджестпоступоквид Любезный взглядНевежливый поступокПредупредительный жестГалантный видНекорректный вопрос Ситуации: - Ребята, а сейчас давайте подумаем с вами, как можно поступить в следующих ситуациях.- Хорошо ли поступили ребята?- Как поступили бы вы? 1. Дима и Миша были в гостях у Саши. Мише понравилась маленькая машинка Саши, и он незаметно для Саши положил её в свой карман и унёс домой. 2. Оле купили очень дорогую и красивую игрушку. Всем ребятам она хвасталась ею, но играть никому не дала, боялась, что сломают.3. Прибежал Митя в сад. Он выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду на палочке. Таня заплакала. Выбежал из дома старший брат Мити Серёжа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь. Митя побежал жаловаться отцу. А отец сидел у окна и всё видел. Что сказал Мите отец? Игра «Подарок Вежливости»-Фея Доброты и Вежливости, а также Колдунья Зла и Грубости прислали вам дары. Нужно найти дары Вежливости.Красота, злость, уродство, доброта, приветливость, обида, улыбчивость, угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение, огорчениеМожно ли назвать дарами – дары Колдуньи Зла и Грубости? (Нет, это отрицательные качества)- Выражение «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ» стало крылатым, мы его используем в жизни. - Как бы это выражение произнесла Фея Доброты и Вежливости? - А как Колдунья Зла и Грубости? VIII. Итог урока– Что нового узнали про?Самооценка собственной деятельности на уроке.– У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твёрдый характер. Про такого говорят:– Этот человек умеет сам себя воспитывать.«Доскажите словечко»Слова коротенькие этиПовсюду слышатся с утра.Они живут на белом свете,Запомнить их давно пора.Растает даже ледяная глыбаОт слова теплого… (спасибо).Зазеленеет старый пень, Когда услышит:.. (добрый день). IX. Домашнее задание-Дома я хочу вам предложить выполнить тест, где сначала на вопросы ответите вы, а потом ваши родители. Таким образом, вы оцените свою вежливость. 1. Здороваешься ли ты с соседями по дому?2. Благодаришь ли ты мамуили бабушку за обед (завтрак, ужин)?3. Извиняешься ли ты, если опоздална урок и вошел в класс после учителя?4. Ты извиняешься перед малышом,которо­го случайно толкнул? «А ты вежлив?» 5. Папа (дедушка, мама....) помог теберешить трудную задачу.Благодаришь ли ты его (ее)?6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса,даже если споришь?7. Поздравляешь ли ты маму, бабушку,сестру... с праздником 8 Марта?8. Когда ты ложишься спать,прощаешься ли ты со своими домашними? Словарь по этике«Вежливость»– это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими» «Словарь – синонимов»Учтивый – почтительно-вежливый в обращении с людьми.Корректный – тактичный, вежливый, учтивый.Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику.Предупредительный – скромный, обязательный, вежливый.Любезный – обходительный, предупредительный, учтивый.Галантный – изысканно вежливый, любезный.