Презентация по литературе на тему Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.В.А. Сухомлинский
Технология формирования типа правильнойчитательской деятельностиЭто «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)»Цель технологии:Формирование личностного и ценностного отношения к чтению
Структура уроков в соответствии с технологией правильной читательской деятельностиЭтапы:1 этап.Работа с текстом до чтения.2 этап.Работа с текстом во время чтения.3 этап.Работа с текстом после чтения.Цель этого этапа – развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов (т.е. развитие умения антиципации).1. Чтение фамилии автора и заглавия текста. Рассматривание иллюстрации, которая предшествует тексту. Предположения детей о героях, содержании.2. Чтение ключевых (от слова – ключ) слов, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. Учитель ставит задачу прочитать текст, провести «диалог с автором» и проверить правильность своих первоначальных предположений.Цель этого этапа — достижение понимания текста на уровне содержания.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение. Цель этого этапа — достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста — «чтение между строк»).Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
{912C8C85-51F0-491E-9774-3900AFEF0FD7}ЭмоциональнаяВоображенияОсмыслениесодержанияРеакция нахудожественную форму- чтение по ролям- выразительноечтение- рассказ о герое,событии, пересказ- отсутствует(наблюдение надязыком)-иллюстрирование- пересказ от лица одного из героев- инсценирование- составление плана- вопросы и ответына контрольные вопросы учителяВ читательскую деятельность ребёнка включены 4 сферы:
Достоинства технологии применима самостоятельно вне урока соответствует возрасту и доступна ориентирована на развитие личности читателя развивает умение прогнозировать результаты чтения способствует достижению понимания на уровне смысла
Диалог с автором Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: - находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;- задавать свои вопросы;- обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста;- проверять, совпадают ли они с замыслом автора;- включать воображение.
Последовательность действий:1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые;2) включать творческое воображение учащихся;3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения.Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.) Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;По слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение)Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:● Чем это можно объяснить?● Что из этого следует?● Что сейчас случится?● Почему именно так...? Для чего ...? Кто такой...?
Чтобы помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения, предлагается при переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
Ошибки, допускаемые при обучении диалогу с автором через текст:А. Не всегда уместен диалог при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т.д. Прием «погружения» в текст должен соответствовать художественной задаче произведения, его особенностям.Б. Другое распространенное затруднение связано с нечетким пониманием того, что такое вопросы к автору.Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору.К предложению «Я нашел удивительную берестяную трубочку» можно поставить такие вопросы:1. Кто нашел? (Я.)2. Что я сделал? (Нашел.)3. Что нашел? (Берестяную трубочку.)4. Что такое берестяная трубочка? (Прямой ответ идет далее в тексте.)5. Интересно, почему же она удивительная?Ясно, что только пятый вопрос можно назвать вопросом к автору. Ученик ответит на него, дочитав рассказ, но прямого, явного ответа он в тексте не найдет.
Особенность подтекстовых вопросов. Поддексковые вопросы направлены: - на выяснение причинно-следственных и других связей; - на обоснование, аргументацию, доказательство; - на формирование внимания детей к языку и художественным особенностям текста.Почему папа засмеялся? Для чего Дениска усаживал мишку поудобнее на диван? Чем можно объяснить отказ мальчика от маминой помощи в конце рассказа? - к рассказу В. Драгунского «Друг детства»Чем вы можете подтвердить, что Дениска больше никогда не будет боксером? Как можно доказать, что у папы были основания не принимать просьбу сына всерьез?Почему Драгунский пишет: «ему приспичило стать боксером», а не «он решил стать боксером»? Как вы понимаете выражение «скрепился немного»?
Прихрамывая (Вопрос к автору – Почему? Что случилось?), они спускались к речке, и один раз тот, что шёл впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. (Прогнозирование – Ради чего герои терпят долгие лишения?) Плечи их оттягивали тяжёлые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нёс ружьё. - Хорошо бы иметь два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, - сказал один. (Проверка своих предположений – у них кончились патроны, а запасы хранились в тайнике, к которому они так терпеливо стремились.) Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Он говорил равнодушно, и его спутник, только что спустившийся в молочно-белую воду, пенившуюся по камням, ничего ему не ответил.
Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение? 1) Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. 2) Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с (субъективной!) точкой зрения учителя. 3) Комментарий должен быть кратким и динамичным. 4) Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! 5) Учитель комментирует текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что учитель можете в любой момент прервать чтение ребенка. 6) Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.
Способы прерывания чтения.РефренВключение воображения детейСам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат Повтор слова, словосочетания вслед за ребенком, за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»(«Представьте себе...», «Увидели? Представили?» и др.«Догадались почему?», «Почему именно...».: Нужно избегать слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т.п.
Прихрамывая, они спускались к речке(путь явно был долгим и сложным), , и один раз тот, что шёл впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. (Зашатался, споткнувшись - герой не просто оступился, очевидно, что его силы на пределе.) Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. (Терпеливую покорность – герои покорились судьбе, но не потеряли надежду, ради чего-то они терпят долгие лишения.) Плечи их оттягивали тяжёлые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нёс ружьё. - Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, - сказал один. (Значит, патроны у них уже кончились и именно к тайнику с патронами они сейчас и стремятся.) Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Он говорил равнодушно, и его спутник, только что спустившийся в молочно-белую воду, пенившуюся по камням, ничего ему не ответил. (,Почему именно так: вяло, равнодушно, ничего ему не ответил? Значит, силы героев уже … - учащиеся заканчивают ответ, начатый учителем.)
Творческие задания для третьего этапа работы с текстом?Эмоциональная сфера.Сфера воображения.Сфера осмысления содержания.Реакция на художественную форму.● рассказ о герое, событии; ● выборочный и краткий пересказ; ● составление плана, структурной модели текста; ● постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и др.● подробный художественный пересказ;● наблюдение над языком, художественными особенностями текста; ● сопоставление литературного произведения с его художественной основой (например, сказку Пушкина сравниваем со сказкой Арины Родионовны).● выразительное чтение;● сопоставление литературного произведения с другими видами искусства;● оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.● составление диафильма, киносценария, комикса по тексту;● творческий пересказ; ● иллюстрирование,● изготовление карт, схем, макетов; ● чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.