Презентация на тему Роль в современном процессе обучения
Медиаобразование. Роль в современном процессе обучения Ткач Татьяна НиколаевнаМБОУ «Гвардейская школа – гимназия №2»2016 г.
Что такое медиаобразование?«Медиаобразование» (англ. media education, от лат. media – средства) – это направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации.
Актуальность введения медиаобразованияЦелью современного медиаобразования является помощь людям всех возрастов в развитии способностей поиска информации и выражения собственной позиции, формировании навыков критического мышления, эффективных коммуникационных способностей, а также выработка активной гражданской позиции.
Задачи медиаобразованияПодготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях.Научить человека понимать информацию, осознавать последствия её воздействия.Овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Медиаграмотность:грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий.
Особенности современного этапа развития медиаобразования в науке и педагогикеПредметом обзора является весьма зрелый и самостоятельный пласт возникших на российской почве знаний, занимающих видное место в мировой системе медиаобразования.Данный обзор строится на наиболее актуальных публикациях и вводит в системный оборот целый ряд новых имён и тематик.Роль государства в формировании образовательных стандартов и государственной идеологии как основы преподавания.
5 моделей медиаобразованияобразовательно-информационная модель - изучение теории и истории, языка медиакультуры;воспитательно-этическая модель - рассмотрение моральных, религиозных, философских проблем на материале медиа;практико-утилитарная модель - практическое изучение и применение медиатехник;эстетическая модель - ориентирована на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры;социокультурная модель - социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров.
Три группы концепций медиаобразованияВсякого рода грамотности – медиаграмотность, информационная грамотность, цифровая грамотность .Оценочные – формирование критического мышления.Коммуникативные – не только изучение самой области массовой коммуникации, но и освоение разнообразных процессов социального взаимодействия и передачи смысла.
Условия для эффективной реализации целей медиаобразования:Реализация принципа универсальности информации (наличие развитого языка массовой коммуникации).Свобода выбора информационного канала.Равенство реципиентов перед информацией.
Участники медиаобразования:Учителя школ и других образовательных учреждений.Учителя, работающие в неформальных молодёжных группах.Исследователи.Группы активистов, руководствующиеся политическими или моральными целями.Медиакомпании – как комерческие, так и некоммерческие.Органы регулирования и саморегулирования СМИ.
Принципы медиаобразования молодёжи:приоритетности защиты в информационной сфере прав и законных интересов ребёнка;допустимости и правомерности ограничения прав и свобод физических и юридических лиц, когда их осуществление нарушает права и законные интересы детей или представляет угрозу их здоровью или нравственности;
Принципы медиаобразования молодёжи:недопустимости цензуры средств массовой информации;добровольности соблюдения установленных законодательством РФ запретов и ограничений на распространение информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей;недопустимости унижения человеческого достоинства; нарушение прав и свобод других людей;
Принципы медиаобразования молодёжи:государственной поддержки производства и распространения информационной продукции для детей;допустимости ограничения прав и свобод ребёнка в информационной системе, когда пользование ими может причинить вред самому ребёнку.
Необходимость медиаобразования:Эффективность от внедрения ИКТ в учебный процесс зависит не только от качества разработанных и включаемых в учебный процесс ИКТ, но и от реализации соответствующих форм и методов преподавания.Включение ИКТ в учебный процесс способствует активизации деятельности преподавателей со всеми вытекающими последствиями.Основными способами использования ИКТ в учебном процессе являются мультимедийные презентации, электронные учебники.
ЛитератураМедиаобразование в Москве, России, мире: сборник исследований /Под ред. В.В.Барабаша, Н.В.Поплавской. М.: МедиаПресс, 2014.-144 с.Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов: ЦВВР, 2001.