Презентация. Методическая разработка раздела образовательной программы Синтаксис .Пунктуация. Культура речи 
    Выбор Программы по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской,  Н. М. Шанского   мотивирован тем, что онарекомендована Министерством образования РФ;  соответствует стандарту основного общего     образования по русскому языку;построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; учитывает возрастные особенности учащихся.   В современной школе сложились следующие этапы изучения синтаксиса: начальный (1-4 классы),                                  специальный (5  класс),                                                          систематический (8-9 классы). Цель: формирование  опорных синтаксических умений, необходимых для прочного усвоения систематического курса  синтаксиса и овладения на должном уровне пунктуационными умениями и навыками.    Задачи:Познавательный аспект: познакомить учащихся со словосочетанием и предложением как        основными единицами синтаксиса, с их функционированием в речи.Развивающий аспект:развивать речевую и  мыслительную  деятельность, коммуникативные  умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;обогащать словарный запас  и грамматический строй речи учащихся;развивать творческие способности обучающихся через «погружение» в тему;развивать личностные качества ребёнка: критичность, мотивацию, рефлексию, индивидуальность.Воспитывающий аспект:воспитывать внимательное и уважительное  отношение  к слову, понимание необходимости  сохранения чистоты русского языка  как явления культуры. Период адаптации к условиям обучения в среднем звенеПереполненность энергией, учатся в активной деятельностиНравится делать трудную, требующую высокой компетенции работу, проявлять индивидуальность и различияРазвито буквальное мышлениеРазвивается логическое мышление, способность к теоретическим рассуждениям, самооценке и оценке деятельности одноклассниковВозраст критичности, поиска лидераЗавышенная самооценка, отзывчивы на похвалу, плохо воспринимают критику в свой адрес Методика Р.В.Овчаровой «Определение уровня школьной мотивации» Диагностика психического развития  (внимание -  по П.Я.Гальперину и С. Л. Кабыльницкой; память - методика А.Р.Лурин; мышление - методика Равенна) знать основные понятия по теме: словосочетание, предложение, основные признаки предложения, виды предложений по цели высказывания и по интонации, главные и  второстепенные члены предложения, нераспространённые и распространённые предложения, однородные члены предложения, обобщающие слова, обращение, сложное предложение, прямую речь, диалог, пунктуационные знаки и правила их постановки                         уметь выделять словосочетания из предложения;находить грамматическую основу предложения;находить в предложении второстепенные члены;определять количество грамматических основ в предложении;определять количество предложений в составе сложного;выполнять синтаксический разбор предложений;правильно ставить знаки препинания в конце предложения, при однородных членах, при одиночном обращении, после обобщающего слова , при прямой речи; уметь интонационно правильно произносить предложения Изучая тему «Словосочетание» :«…Родина! Особенное слово полно глубокого смысла. Я вижу необъятные ее просторы, чувствую ласковый ветерок».Задание: определить основную мысль текста, озаглавить; продолжить текст, определить части речи, выписать словосочетание «прил.-сущ.» - 1вариант,  «глаг.-сущ.» - 2 вариант; синтаксический разбор 3 предложения. При изучении темы «Определение» :«…Мы любим нашу Родину. Любим ее бесконечные равнины, ее величавые леса, ее могучие  горы, ее города и села. Каждый ее уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам…»Задание: проследить, как автор развертывает смысл первого предложения (указать слова, конкретизирующие значение слова Родина); выписать словосочетания, в которые входят прилагательные, какими членами предложения являются прилагательные; найти однородные члены, построить схему; пересказать текст, включив свои доказательства; графически обозначить изученные орфограммы. Алгоритмы иподсказки АЛГОРИТМ:Чтобы найти подлежащее в предложении Листья пожелтелые  по ветру летят, задаём вопросы   - о ком, о чём говорится в предложении? – О листьях. Какое слово отвечает на вопрос что? Или кто? – На вопрос  что? Отвечает слово листья. Значит, это подлежащее.Правило- помощник: чтобы легче было найти подлежащее,  не спутать его с дополнением, вопрос к подлежащему лучше ставить от сказуемого. ПОДСКАЗКА Вопросы косвенных падежейТы безошибочно знаешь уже.Если задашь их без промедления,Тут же отыщутся ДОПОЛНЕНИЯПризнак предмета или явленияОбозначает ОПРЕДЕЛЕНИЕ.Чей и какой? – вопросы просты,Лишь не хватает волнистой черты.-На вопросы: Где? Когда?Как? Откуда? И куда?ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ответ даст  тебе всегда. УстныйЧитаются предложения, учащиеся показывают карточки со схемами к этим предложениям. Чертим схемыЧитаются предложения, учащиеся, не записывая их, чертят схемы, указывая номер предложения.  ВыборочныйДиктуются предложения, учащиеся записывают только те ,которые подходят к схеме , данной учителем. Найди ошибку! При выделении из предложения словосочетаний допущены ошибки. Найдите их. На дне прозрачного лесного ручья лежат опавшие листья.1) на дне; 2) на дне ручья; 3) прозрачного ручья; 4) лесного ручья; 5) лежат листья; 6) опавшие листья. РАЗГАДАЙТЕ РЕБУСЫ и назовите знаки препинания в русском языке. ТИРЕ, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ. ДВОЕТОЧИЕ.  Найдите четвёртое «лишнее»:1.Подлежащее, глагол,  дополнение, определение.2.Существительное, наречие, сказуемое, предлог.3.Обстоятельство,прилагательное,числи-тельное, местоимение.   КО…ЬБА ВОСКЛ…ЦАТЕЛЬНЫЙ  КОЛО…НА МОЛО…ЬБА Б…ГРОВЫЙ    РЮ…ЗАК   ПРО…ЬБА    Б…НОКЛЬ …ЖЕЧЬ  Вставьте  пропущенные  буквы  и узнайте , как называется раздел науки о языке, который мы будем изучать. СИНТ  АКСИС Придумать предложения -«наоборотки»Составить предложение, предварительно выполнив ряд действийВыписать все словосочетания из любой понравившейся статьи газеты или журнала (тема «Словосочетание»)  Написать рассказ на любую тему, но с условием: в конце первого предложения должен стоять вопросительный знак, в конце последнего  восклицательный, в остальных – точки (тема «Виды предложений по цели высказывания и интонации»)  Подготовить устный рассказ или сказку по теме урока № Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29+7) Кол-во часов Дата 1 Синтаксис. Пунктуация.  1 29.09 2 Словосочетание.  1 30.09 3 Словосочетание (продолжение) 1 03.10 4 Разбор словосочетаний. Урок- практикум. 1 04.10 5 Предложение.  1 05.10 6 Р/р. Сжатое изложение.  (В.П. Катаев) (упр. 137.).  1 06.10 7 Р/р. Написание сжатого изложения.  1 06.10 8 Виды предложения по цели высказывания.  1 07.10 9 Восклицательные предложения . 1 10.10 10 Р/р. Устный анализ тем сочинений.  Сочинение на свободную тему.  1 11.10 11 Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.  1 12.10 12 Сказуемое.  1 12.10 13 Тире между подлежащим и сказуемым.  1 14.10 14 Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.  1 15.10 15 Дополнение.  1 17.10 16 Определение.  1 18.10 17 Обстоятельство. 1 19.10 18 Предложение с однородными членами.  1 19.10 19 Знаки препинания в предложениях с однородными членами.  1 21.10 20 Знаки препинания в предложениях с однородными членами.  1 22.10 21 Предложения с обращениями.  1 24.10 22 Р/р. Письмо.  1 25.10 23 Синтаксический разбор простого предложения. Урок - практикум. 1 25.10 24 Р/р. Основная мысль  в сочинении. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»).  1 26.10 25 Р/р. Написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова 1 26.10 26 Пунктуационный разбор простого предложения.  1 29.10 27 Простые и сложные предложения. 1 28.10 28 Простые и сложные предложения (продолжение темы). 1 07.11 29 Синтаксический разбор сложного предложения. Урок - практикум. 1 08.11 30 Р/р. Заголовок и основная мысль текста. (упр. 234).  1 09.11 31 Прямая речь.  1 09.11 32 Прямая речь (продолжение темы) 1 11.11 33 Диалог.  1 12.11 34 Повторение по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Урок – соревнование «Синтаксический турнир». 1 14.11 35 Контрольный диктант  с грамматическим заданием. 1 15.11 36 Анализ диктанта.  1 16.11 Тема: «Синтаксический турнир».Дата проведения: 14.11Цели урока:Образовательная - обобщение  знаний  по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», закрепление  навыков синтаксического разбора словосочетания, предложения  и постановки знаков препинания в простом предложении.Развивающая  – развитие навыков  самостоятельной работы учащихся, творческих способностей, познавательного  интереса. Воспитательная  -  формирование умения работать в группе;  развитие культуры общения, чувства товарищества; умения  контролировать и оценивать собственную  деятельность.Тип урока: урок обобщения и систематизации  знаний.Вид урока: урок-соревнование.Форма организации учебной деятельности  - групповая.Оборудование урока: карточки с вопросами, мяч, карточки  для грамматического  лото, жетоны, диплом победителя, конверты с заданиями, компьютер,   проектор;  мультимедийная  презентация  (переключение по щелчку).Предварительная работа: класс при помощи учителя делится на две равноценные по силам группы, подбирается название, представление для команд. Организационный момент.II.Систематизация и обобщение изученного материала.(выполнение практических заданий и упражнений).План турнира:а) Разминка.б) Эстафета.в) Малая спартакиада.г) Грамматическое лото.д) Конкурс капитанов.III. Подведение итогов. Количество работ-8Качество знаний-50% Успеваемость-100% 1.Аракелов Г.Г. и др. Учителям и родителям о психологии подростка. М. «Высшая школа», 1990.2.Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М.: «Просвещение»,1979.3.Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка  в школе. М.: Издательский центр «Академия»,        2001.4.Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 5-6 классах. М.: Просвещение, 1986.5.Беляева О.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: «ВАКО», 2007.6.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. М.: Издательский дом « Генжер», 2000.7.Виноградова  Е.М. Сопоставительный анализ материалов школьных учебников/ «Русский язык в школе»; № 5, 2010.8.Гдалевич  Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы .-М.: «Просвещение»,1991.9. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. – М.: «ВАКО»,  2003 .10.Карасева И.В. Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской,  М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.- Волгоград: Учитель, 2005.11.Лебедев В.В.Уроки русского языка в 5 классе: Пособие для учителя в 2ч. Издательство «Владимирская  школа»,1996.12.Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. Рекомендации к учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова.- М.: Просвещение,2001.13.Программы образовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы / Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, -8-е изд. – М.: «Просвещение», 2007.14.Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс» (М.: Просвещение ): 5 класс. - М.: Издательство «Экзамен»,2007.