Методическая разработка раздела образовательной программы по математике Десятичные дроби
Методическая разработка раздела образовательной программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида ( под редакцией В.В. Воронковой) по математике « Десятичные дроби». Выполнила:учитель математикиМС(К)ОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида»г. ДзержинскаНижегородской областиАверьянова Ирина ГеннадьевнаОбразование: высшее (КГПУ) Педагогический стаж: 22 года. г. Дзержинск2010 Учебно-методический комплекс Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида2010 г. Под редакцией доктора педагогических наукВ. В. Воронковой. Содержание курса математики в коррекционных классах Арифметические действия Единицы измерения и их соотношения Дроби Геометрическийматериал Нумерация Содержание курса математики в коррекционных классах. Актуальность Изучение десятичных дробей в курсе математики специальной (коррекционной) школы VIII вида предусмотрено учебной программой для образовательных учреждений этого вида в связи с их практической, образовательной и большой коррекционно- развивающей значимостью Расширяет представление о числах и границах вычислительных возможностей.Способствует развитию наблюдательности, внимания, формированию логического мышления, умения находить причинно- следственные связи, способствует коррекции их познавательной деятельности.Служит развитию речи, обогащению словаря учащихся. Принципы отбора содержания образования Принцип развивающего обучения.Принцип воспитывающего обучения. Принцип систематичности и системности вобучении.Принцип научности.Принцип доступности.Принцип наглядности.Принцип активности и сознательности. Принцип прочности.Принцип индивидуализации.Принцип дифференцированного подхода.
Дидактические цели Формирование математических знаний и умений по теме «Десятичные дроби», их практическое применение в повседневной жизни и при изучении других учебных предметов.Коррегирование недостатков познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.Воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности. Методические задачи 1.Научить решать стандартные и нестандартные задания с десятичными дробями. 2.Закрепить и углубить полученные знания о десятичных дробях. Основные этапы изучения раздела Десятичные дроби Получение дробей Сравнение дробей Преобразование дробей Запись чисел в виде десятичной дроби Арифметические действия Содержание раздела 7 класс (15 часов) Чтение и запись десятичной дроби.Сравнение десятичных дробей.Преобразование десятичныхдробей.Запись чисел, полученных при измерении двумя, одной единицами стоимости , длины, массы, в виде десятичных дробей.Сложение и вычитание десятичных дробей. Содержание раздела 8 класс (38 часов) Умножение и деление десятичных дробей на однозначные, двузначные числа.Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000.Простые задачи на нахождение числа по одной его доле,выраженной десятичной дробью. Содержание раздела 9 класс (45 часов) Замена десятичной дробиобыкновенной и наоборот.Дроби конечные и бесконечные.Математические выражения с десятичными дробями. Ожидаемый результат Согласно основным требованиямк знаниям и умениям учащихся,оканчивающих специальное (коррекционное) образовательное учреждениеVIII вида, выпускники должныуметь читать и записыватьдесятичные дроби, выполнять сними арифметические действиясложения и вычитания, умноженияи деления на целое число,находитьчисло по его доле. Классификация методов по источнику знаний МЕТОДЫ Наглядные Практические Словесные Педагогическая дифференциация учащихся по математике в коррекционных классах( по Воронковой В. В., Павловой Н.П.) Уровни Обобщенность Осознанность Устойчивостьнавыков усвоения алгоритма Самостоятельность. Гибкость(перенос) I Владеют приемами вычислений, не нуждаются в наглядности. Поясняют свои действия. Владеют обратными связями, обратным ходом рассуждений. Эффективно используют помощь. Знания не теряют, могут применять их для выполнения аналогичных заданий на практике. II Медленно запоминают выводы, матем. обобщения, овладевают алгоритмом устн. вычислений. При наличии конкретных, наглядных действий. Приемы и алгоритмы усваивают сложно. Пробные действия, помощь учителя. Применяют, но с ошибками. III Запоминают отдельные факты, нет взаимосвязи знаний. Недостаточно для понимания материала предметно-практической деятельности и наглядных средств. Недоступен обратный ход рассуждений. Могут и не овладеть приемами устного счета, будут нуждаться в материализации действий. Чуть измененное воспринимается как новое, нарушен процесс формирования программы деятельности. IV Счет с ошибками, вычисления в пределах 5. Смысл арифметических действий не понимают. При многократном повторении можно обучить выполнению 4-х арифм. действий с небольшими числами. Не используют прошлый опыт, неадекватный перенос. Ю.А. Конаржевский «Стержнем педагогического пути достижения цели урока является не изучение учащимися нового материала, не разрешение проблемных вопросов. А тренировка, которая обязательна должна предполагать вариативность, требующую от учащихся переноса знаний и умений» Тесты 1.Закреплениепройденного материала.2.Самоконтрользнаний.3.Дополнительныезадания для обучающихся. Задачи практического содержания Формирование элементовэкономических знаний Коммунальные услуги Телефон Электроэнергия Газ Расчёты по электроэнергии Задача Вычислить, сколько нужно заплатить за электроэнергию по показаниям счётчика при действующем тарифе 2,1 руб. за 1кВт.ч. №п/п Показание счётчика Оплата по счётчику Предыду-щее Последую-щее 1 5646 5938 2 5697 5701 3 1234 1505 4 6582 6602 5 2481 2539 6 3487 3601 7 5844 6003 8 7825 7999 Расчёты по оплате газа и техобслуживания газовых плит ЗадачаСемья состоит из 4человек. Сколько платит семья за газ и т/о за 1 месяц, 3 месяца, полгода, год?1 чел. – 13,68 руб. т/о – 5,94 руб. за 4-конф. плиту Расчёты по оплате за телефон ЗадачаРассчитайте,сколько денег уходитна абонентскую плату за телефон за 2 месяца,за 3 месяца, 6 месяцев, год?Абонентская плата за телефон – 160,50 руб. Расчет по оплате коммунальных услуг ВОДА (СХВ, СГВ) ОТОПЛЕНИЕ КАНАЛИЗАЦИЯ ВЫВОЗ ТБО ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ЛИФТ Уровень обученности по теме: « Десятичные дроби» Список использованных источников 1.Воронкова В.Н., Перова А.Н. «Программа специальных (коррекционных)образовательных классов VIII вида 5-9 классы» М. Владос, 2010. 2.Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М. Просвещение,1989.3.Воронкова В.Н. «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» М. «Школа-Пресс», 1994г.4.Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта, ихреализация в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Из опыта работы-Боровичи, 2002.5.Новая модель обучения в специальном (коррекционном) образовательном учрежденииVIII вида // Под редакцией А.М.Щербаковой.-М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2001.6.Организация учебно-воспитательного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида :Из опыты работы. -Хабаровск, 2002.7. Тишин П.Г., Эк В.В. Изучение сложения и вычитания десятичных дробей во вспомогательной школе. // Дефектология. – 1978. - № 1.8.Тупаногов Б.К. Коррекционно – педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994г. - № 4 – с.9.9.Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М. С. Певзнер, К. С.Лебединской. — М.1979.10.Шевченко С.Г. Коррекционно–развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – М., 1999г.11.Ф.Р.Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе5-9 классы». М. «Вако» 2007.