Творческий проект по технологии «Создание сюжетной композиции в малой пластике по мотивам басни И.А. Крылова «Квартет»


Гжельская средняя общеобразовательная с изучением предметов художественно– эстетического цикла. Творческий проект по образовательной области «Технология»тема: «Создание сюжетной композиции в малой пластике по мотивам басни И.А. Крылова « Квартет». Выполнила проект: ученица 10 клаccа Горбатова Юлия Руководитель: учитель технологии Савина Наталия Алексеевна Цель проекта: - совершенствование своих возможностей в области Гжельской керамики и проектной деятельности; - разработка и выполнение творческого проекта по мотивам басни И.А. Крылова; - оценка проделанной работы. Задачи проекта: - познакомиться с особенностями изготовления глиняных игрушек различных промыслов России; - создать единую пластическую композицию на основе сюжета литературного произведения. Разработка эскизов альтернативных изделий. 1 вариант. Слепить из глины общую композицию, где все персонажи изготовлены из единого куска глины и размещены на одной подставке. Этот вариант не технологичен , возможен брак, так как близко друг к другу расположены скульптуры. 2 вариант .Создать рельефное панно. Этот вариант также не подходит , так как персонажи басни не выразительны. 3 вариант. Слепить каждый персонаж басни отдельной скульптурой. Это идеальный вариант для реализации, потому что все скульптуры получаться выразительными и технологичными. Я сделала выбор на третьем варианте. План организации по изготовлению проектируемого изделия. Выбрав возможные варианты и оценив их , я разработала план проекта. 1. Подготовительный этап. 1.1. Поиск информации - банк идей и предложений. 1.2. История глиняной игрушки.2. Технологический этап. 2.1. Работа над эскизами. 2.2. Выбор материала и инструментов. 2.3. Технология изготовления. 2.4. Экономические расчеты. Определение себестоимости изделия. 3. Экологические проблемы.Заключительный этап. 4.1. Определение качества работы, соответствие его эскизам. История глиняной игрушки. Глиняная игрушка — особый вид народного творчества. Она не всегда предназначалась только для игры, а чаще всего была предметом украшения народного быта — малая бытовая скульптура. Образы, оригинальны и очень ярко выражают представле­ния народных мастерок о мире, природе, людях. Древнейшие игрушки на территории нашел страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н. э. В сла­вянских погребениях VI—VIII вв. н. э. обнаружены фигурки коньков и погремушки. Несколько сотен игрушек XIV—XVII вв. было обнаружено при археологических работах в Москве в Зарядье и на территории бывшей Гончарной слободы. Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Постепенно в отдельных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров.  В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов: женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь. Они характерны для искусства всех народов, многократно варьируются в русской глиняной игрушке, но никогда не повторяются . А в различных центрах России производства игрушек эти образы вообще неповторимы, имеют особенности, присущие именно той пли иной художественной школе. Вот, например, искусство филимоновских мастеров из крупно­го центра производства глиняной игрушки — деревни Филимоново Одоевского района Тульской области. Филимоновские игрушки отличаются особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутыми пропорциями. Животные имеют длинные шеи со своеобразными головками. У барынь обычны высокие юбки колоколом с плавным пологим расширением книзу. Ее уравновешивают фигурки ребенка на руках или курицы под мышкой. Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это высокие длинноногие фигурки в характерных костюмах. Все филимоновские игрушки расписаны по белой глине, которая является фоном. Зверей чаще разрисовывают поперечными чередующимися полосами — красными, желтыми и зелеными. Наиболее распространены в росписи Дымковские игрушки, пожалуй, самые «богатые», веселые, радостные.. В фигурках барынь выделяются голова в кокошнике, шляпе или просто с пышной прической, грудь, юбка-колокол с передником. На руках у барыни ребенок, либо руки лежат на перекинутом через спину коромысле, либо упираются в бока. Распространенным сюжетом является наездник, причем необязательно на коне, а даже и на козле, свинье или петухе. Оборки на юбках, передниках, рукавах, зубцы на кокошниках барынь, много­численные лепные украшения на коронах, на чрезвычайно пышных хвостах павлинов, индюков и т. д. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зеленый, желто-оранжевый цвета. Орнаментально расписаны юбки барынь, хвосты павлинов, туловища животных. Небольшие круги, овалы, точки, поло­сы, клетки, составляют несколько типов узоров. Гжель - самый известный крупный народный художественный керамический промысел - подмосковная гжел Мелкая декоративная пластика создавалась и вне связи с посудой. Мастера с юмором изображали то, что видели в жизни: вот женщина везёт ребёнка на санках, а вот военный в треуголке; жена стаскивает сапог с ноги мужа; старик дерётся со своей старухой; мальчик-поводырь ведёт нищего. Гжельскую глиняную игрушку расписывали мастера зелёной, жёлтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону. Технология изготовления майоликовых гжельских изделий. Лепка. Существуют различные способы изготовления изделий из глин: литье, гончарство, ручная и машинная формовка, лепка. Я выбрала способ- лепка : во-первых, я выполняю эксклюзивную творческую работу, существующую в одном экземпляре. Лишь способом лепки можно создать сплошную по форме и динамике многоплановую композицию.во- вторых, литье, ручная и машинная формовка подразумевает наличие гипсовых форм. Изготавливать их нецелесообразно, так как скульптурная композиция выполняется в единичном экземпляре. Лепка выполнялась руками с помощью стеков разных видов методами добавления и частичного снятия материала. 1. Набор основной массы. -наметили основные объемы, выявили пропорциональные отношения;2. Выявление характера: -выявили главные и второстепенные объекты,-определили настроение работы с выявлением характера главных элементов.3.Проработка основных деталей:-усилили визуальное значение персонажей, придали больший характер позы;-сделали акцент на главные атрибуты скульптуры,- создали узнаваемые образы; украсили работу вспомогательными элементами;-придали работе конкретное значение;-загладили и убрали изъяны и трещинки. После завершения лепной части работы направили изделие на сушку. Оправка. Оправка заключается в снятии неровностей на поверхности. Оправку выполняли мокрым способом с помощью медной сетки, резачков и поролоновых губок, смоченных водой:- резачками подрезали нежелательные искривления, зачистили поверхность, доработали мелкие детали.- поролоновой губкой, смоченной водой, убрали нежелательные дефекты (шероховатость), придали поверхности гладкий законченный вид  Первый обжиг. В процессе обжига формируется керамический черепок изделия, придающий необходимые свойства в результате реакций формообразования. Обжиг проводился в электрической печи при температуре 920 ° С Роспись изделий. 1 этап - карандашный набросок.Сначала нанесли карандашный набросок для точной компоновки элементов росписи на предмете (намечается расположение глаз, губ, основных линий росписи). Карандашный набросок устранил многочисленные исправления ошибок при росписи. 2 этап – определение основных объемов. Затем прописали основные объемы (крупные цветы, листья, мазки, раскрасили одежду). Этот этап позволяет выявить основной характер и направленность росписи, необходимые для выражения конкретного мотива. 3 этап – доработка росписи.Завершили роспись скульптурной композиции доработкой, обогащенной мелкими элементами (капелька, завиток, точка) позволившими: акцентировать главные элементы росписи;- объединить разбросанные подмалевки в общую законченную композицию; придать законченный вид работе. Вторичный обжиг Для закрепления росписи на глазурованном черепке применяли вторичный обжиг при температуре 960 ° С. Белая глазурь при обжиге принимает стекловидную структуру и закрепляет цветные ангобы на своей поверхности.   Выбор материалов и инструментов. Основной материал для изготовления скульптурных композиций –майоликовая формовочная масса (глина). Для росписи изделий - цветные ангобы . Для глазурования изделий - глазурь. Используемые инструменты : резаки ,паралоновые губки, деревянные стеки, беличьи кисти - №2,3,4. Хорошо проминаем глину и приступаем к лепке персонажей. У каждого героя басни свой неповторимый характер . Посмотрим, все ли удалось … Оправляем фигуры… Необходимо тщательно замыть каждое изделие… Осталось только расписать все скульптуры цветными ангобами Глазурованные изделия ставим на обжиг в печь… Наконец- то персонажи собрались вместе! Проведем художественный совет: « Насколько хорош мой квартет? » Экономические расчеты. № Наименованиематериала Единица измерения Цена за единицу измерения(руб.) Количество Стоимость (руб.) 1 Формовочная масса (ф.м.) кг 16 2,0 32,0 2 Глазурь(гл.) кг 1000 0,070 70,0 3 Ангобы (анг.):желтый зеленыйсинийкоричневый кг 60 150 180 220 0,012 0,012 0,013 0,004 0,72 1,8 2,34 0,88 4 Электроэнергия(эл.) КВт 2,0 1,90 3,8 Итого:111,54 рублей Экологические проблемы . В наше время нарушение экологического равновесия в природе, связанные с загрязнением окружающей среды, сильно влияет на условия существования людей. Поэтому , приступая к любой производственной деятельности, следует разумно использовать вторичные отходы производства. Так, у нас в школьной керамической мастерской этот вопрос решается по – особому. Отходами при лепке скульптурных изделий являются засушенные кусочки глины , а также при оправке резаком лепных изделий - глиняная мелкая стружка. Все это вторичное сырье аккуратно надо собрать в одну емкость и добавить воды. При этом тщательно перемешать получившуюся массу и х хорошо промять. Глину снова можно использовать для лепки.... Самооценка проекта Задуманный мною проект выполнен. Результат полностью оправдал мои ожидания. На мой взгляд мне удалось решить проблему наглядного материала для уроков литературы при изучении басни И.А. Крылова «Квартет». Я показала работу учителям и ребятам , всем понравились скульптурные персонажи. Ребята выразили желание самим слепить литературных героев из глины для других произведений и собрать в школе целую выставку литературных персонажей и постоянно ее пополнять новыми экспонатами. Я горжусь результатами своей работы !!!