Презентация для урока литературы и внеклассного мероприятия на тему Строки, опаленные войной(8-10класс)
«Строки, опаленные войной»Внеклассное мероприятие для учащихся 8-10 классовЛитературно-музыкальная композиция о поэтах Великой Отечественной войны (посвящается 70-летию Победы над фашистскими захватчиками) Составила: учитель русского языка и литературы МБУ СОШ №70 Мусихина Нина Николаевна Данная тема может рассматриваться как часть курса литературы и как внеклассное мероприятие. Она имеет большое значение для изучения поэзии Великой Отечественной войны, дает возможность расширить представление детей о Великой Отечественной войне, воспитывает уважение к героическому прошлому страны; воспитывает уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны. Работа ведется с опорой на ранее полученные знания по различным гуманитарным дисциплинам: литературе, истории, обществознанию, а также с опорой на собственный жизненный опыт учащихся и творческий потенциал самих ребят. У детей формируется коммуникативная культура и умение работать в коллективе, выслушивать мнения других. Тип мероприятия: литературно-музыкальная композицияОформление: в актовом зале висят газеты о поэтах Великой Отечественной войны, портреты, сборники стихов, выставка плакатов и репродукции картин о войне 1941-1945 гг. ТСО: аудиозаписи, грамзаписи песен Б. Окуджавы, В. Высоцкого и др.ИКТ: медиапроектор, презентация.Оборудование: костюмы для инсценировок, гитары, военный реквизит. Тип мероприятия: литературно-музыкальная композицияОформление: в актовом зале висят газеты о поэтах Великой Отечественной войны, портреты, сборники стихов, выставка плакатов и репродукции картин о войне 1941-1945 гг. ТСО: аудиозаписи, грамзаписи песен Б. Окуджавы, В. Высоцкого и др.ИКТ: медиапроектор, презентация.Оборудование: костюмы для инсценировок, гитары, военный реквизит. Цели:образовательные: открыть учащимся имена поэтов, которые так хорошо знакомы старшему поколению; показать нравственный облик молодых поэтов; вырабатывать навыки работы с художественным текстом; вызвать интерес к творчеству поэтов военных лет; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя;развивающие: создать условия для раскрытия творческого потенциала учащихся; формировать способности критически анализировать изученный материал; формировать активную жизненную позицию; развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; воспитывающие: расширить представление детей о Великой Отечественной войне, воспитывать уважение к героическому прошлому страны, создать условия для формирования коммуникативной культуры и умения работать в коллективе, выслушивать мнения других. Звучит фонозапись слов Ю. Левитана, сообщение о начале войны:«Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!» 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже 24 июня в газете «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Оно прозвучало как торжественная клятва, как набат:Вставай, страна огромная,Вставай на смертный бой…Популярности этих стихов способствовала музыка А. Александрова с ее трагедийностью и мужеством. Уже на третий день звучала песня, ставшая символом борьбы советского народа в годы войны.Звучит песня «Священная война». Только один пример, но он показал, как откликнулись деятели искусства на начало войны. Они считали себя «мобилизованными и призванными» на борьбу с фашизмом.В годы войны появились «Окна ТАСС», где работали лучшие художники и поэты. А плакат, как самый оперативный вид искусства, позволял откликаться на самые важные события. Автор плаката «Родина-мать зовет» художник Ираклий Тоидзе создал убедительный образ женщины, сумел придать ее лицу верное выражение, сделать ее призывающий жест простым и в то же время в нужной мере патетическим. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливают впечатление. Тому же служит и лаконическая раскраска плаката, составленная из двух цветов — черного и красного. Плакат Тоидзе получил во время войны широкое распространение. Самым популярным литературным жанром становится поэзия. Стихи писали на фронте, в перерывах между боями, их печатали все газеты. Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов. Когда началась война, ему было 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом. Начало войны потрясло Симонова и наложило отпечаток на все его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт и в течение всей войны работал в качестве корреспондента газеты «Красная звезда». О войне Константин Михайлович писал всю жизнь. Он видел ее собственными глазами, бывал в окопах вместе с солдатами, дружил с офицерами, очень хорошо знал людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции. Он видел дым пожарищ, свежие солдатские могилы, бредущие по дороге толпы беженцев…Наиболее ярким и сильным является стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», которое поэт посвятил своему старшему товарищу Алексею Суркову. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,Как шли бесконечные, злые дожди,Как кринки несли нам усталые женщины,Прижав, как детей, от дождя их к груди.Как слезы они вытирали украдкою,Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси. Слезами измеренный чаще, чем верстами,Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:Деревни, деревни, деревни с погостами,Как будто на них вся Россия сошлась, Как будто за каждою русской околицей,Крестом своих рук ограждая живых,Всем миром сойдясь, наши прадеды молятсяЗа в бога не верящих внуков своих. Настоящим гимном любви, верности стало стихотворение К.Симонова «Жди меня».Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грусть желтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет. История «Землянки»Одной из популярных песен в годы войны была «Землянка» на стихи Алексея Суркова. Он участвовал в боях под Истрой, попал на минное поле, чудом остался жив… А ночью сидел у огня в землянке и писал письмо жене. Позже эти стихи были напечатаны в гарнизонной газете, Константин Листов сочинил к ним музыку. Так родилась песня… В записи или «живом» исполнении звучит песня «Землянка». Центральной темой в поэзии стала тема Родины. «Лирика и Родина — одно», — писал поэт Илья Сельвинский. Слово «Родина» вместило в себя все самые светлые чувства и переживания.Песня на стихи Б.Окуджавы «До свидания, мальчики» Семён Петрович Гудзенко. В 1939 г. поступил в ИФЛИ и переехал в Москву. В 1941 г. добровольцем ушёл на фронт, в 1942 был тяжело ранен. После ранения был фронтовым корреспондентом. Первую книгу стихов выпустил в 1944 г. После окончания Второй мировой войны работал корреспондентом в военной газете. Гудзенко умер от старых ран. Последствия контузии, полученной на фронте, медленно убивали его. По воспоминаниям Евгения Долматовского, последние месяцы жизни поэта — это "новый подвиг, который по праву можно поставить рядом с подвигом Николая Островского, Александра Бойченко, Алексея Маресьева: прикованный к постели поэт, точно знающий о том, что его недуг смертелен, продолжал оставаться романтиком, солдатом. Семен Гудзенко, Николай Майоров, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Всеволод Багрицкий … В 41-м было им чуть больше, чем сегодня вам, ребята. Не всем было суждено вернуться с войны. На войне появляется плеяда молодых поэтов, они любили и ненавидели, сражались и погибали. Им было отпущено очень мало времени, но они не требовали к себе жалости или снисхождения. «Нас не нужно жалеть», — писал о своих сверстниках поэт-фронтовик Семен Гудзенко («Мое поколение») «Перед атакой», 1942 годКогда на смерть идут - поют, а перед этим можно плакать.Ведь самый страшный час в бою - час ожидания атаки.Снег минами изрыт вокруг, весь почернел от пыли минной.Разрыв - и умирает друг. И значит - смерть проходит мимо.Сейчас настанет мой черёд, за мной одним идёт охота.Ракеты просит небосвод и вмёрзшая в снега пехота.Мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины.Разрыв - и лейтенант хрипит, и смерть опять проходит мимо.Но мы уже не в силах ждать, и нас ведёт через траншеиОкоченевшая вражда, штыком дырявящая шеи.Бой был короткий. А потом глушили водку ледяную,И выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую. Любовь к Родине утверждал в своих стихах Павел Коган, для которого сухая, выжженная земля под Новороссийском стала последней частицей родной Отчизны. Он поступил на курсы военных переводчиков, хотя по состоянию здоровья был снят с воинского учета. Дослужился до звания лейтенанта.Я слушаю далекий грохот,Подпочвенный, неясный гуд,Так подымается эпоха,И я патроны берегу.Я крепко берегу их к бою.Так дай мне мужество в боях,Ведь если бой, то я с тобою,Эпоха громкая моя.На переднем крае Павел встретил последний день своей жизни. Это случилось 23 сентября 1942 года под Новороссийском, когда он возглавил поиск разведчиков. А было Павлу всего 24 года! Лирика Павла Когана проникнута тревожной грустью ищущей юности, романтикой ожидания неизведанного, острыми переживаниями первых столкновений с жизнью. То прозвенит нота щемящей юношеской тоски, то щедро выплеснется озорная радость молодости. Ярко-радостные, вихрастые мальчишеские стихи сменяются грустными и тревожными, горестно взволнованными - это первая счастливая и первая несчастная любовь, это первые ссадины от первых обид. Романтика - вот что главенствует в лирике молодого поэта. У земли весенняя обнова,Только мне идти по ноябрю.Кто меня полюбит горевого,Я тому туманы подарю.Я тому отдам чужие страныИ в морях далеких корабли,Я тому скажу, шальной и странный,То, что никому не говорил.Я тому отдам мои тревоги,Легкие неясные мечты,Дальние зовущие дороги,Грустные апрельские цветы. Елена Ширман Родилась 3 февраля 1908 года в Ростове-на-Дону. Елена с детства сочиняла стихи, увлекалась рисованием, занималась спортом. Любовь к книгам, к литературе привела ее в библиотечный техникум. С шестнадцати лет Елена Ширман стала печататься вначале в ростовских, а потом и в московских изданиях ("Октябрь", "Смена" и др.) В 1933 году она окончила литературный факультет Ростовского пединститута, работала в библиотеке, вела культпросвет работу на селе, много занималась собиранием и обработкой фольклора. И все это время не переставала писать стихи о родине , о поэзии, о любви. Стихи Елены Ширман нельзя читать без волнения: это первая страница, вырванная из книги, а продолжения мы никогда не узнаем. Потому что ее творческий взлет был оборван войной. В июле 1942 года в составе выездной редакции ростовской газеты "Молот" Елена Ширман выехала в один из районов области. В станице Ремонтной она была схвачена гитлеровцами со всеми материалами редакции и героически погибла. Немцы люто ее ненавидели и наконец смогли дать волю своей звериной злобе. На ее глазах гитлеровцы расстреляли отца и мать, приказали ей самой вырыть им могилу. На следующий день поэтессу повели на казнь. С нее сорвали одежду, заставили рыть могилу теперь уже себе. Так оборвалась жизнь этой удивительной, талантливой поэтессы - Елены Ширман. Всеволод Багрицкий родился в 1922 году в Одессе в семье известного советского поэта. Писать стихи начал в раннем детстве. С первых дней войны В. Багрицкий рвался на фронт. В канун 1942 года он получает назначение в газету Второй ударной армии, которая с юга шла на выручку осажденному Ленинграду. Он погиб 26 февраля 1942 года в маленькой деревушке Дубовик Ленинградской области, записывая рассказ политрука. Похоронили В. Багрицкого возле села Сенная Кересть, около Чудова. На сосне, под которой похоронен Багрицкий, вырезано несколько перефразированное четверостишие М. Цветаевой:Я вечности не приемлю,Зачем меня погребли?Мне так не хотелось в землюС родимой моей земли. 41 ОДЕССА, ГОРОД МОЙ!Я помню. Мы вставали на рассвете:Холодный ветерБыл солоноват и горек.Как на ладони,Ясное лежало море,Шаландами начало дня отметив,А под большими Черными камнями,Под мягкой, маслянистою травой Бычки крутили львиной головой И шевелили узкими хвостами.Был пароход приклеен к горизонту, Сверкало солнце, млея и рябя.Пустынных берегов был неразборчив контур. Одесса, город мой, мы не сдадим тебя!Пусть рушатся, хрипя, дома в огне пожарищ, Пусть смерть бредет по улицам твоим,Пусть жжет глаза горячий черный дым,Пусть пахнет хлеб теплом пороховым,- Одесса, город мой! Тебя мы не сдадим. 1941 Михаил Валентинович Кульчицкий родился в 1919 году в Харькове. Отец его, профессиональный литератор, погиб в 1942 году в немецком застенке.Михаил Кульчицкий, окончив десятилетку, некоторое время работал плотником, потом чертежником на Харьковском тракторном заводе. Проучившись год в Харьковском университете, перевелся на второй курс Литературного института им. Горького. Одновременно давал уроки в одной из московских школ.Первое стихотворение опубликовал в 1935 году в журнале "Пионер". В Литературном институте сразу обратил на себя внимание масштабностью таланта, поэтической зрелостью, самостоятельностью мышления. С первых дней Великой Отечественной войны Кульчицкий в армии. В декабре 1942 года он окончил пулеметно-минометное училище, в звании младшего лейтенанта отбыл на фронт.Погиб под Сталинградом в январе 1943 года. Самыми известным стихотворением Михаила Кульчицкого являются строки, написанные им незадолго до гибели. Финал стихотворения, несомненно, стал одним из символов Великой Отечественной войны:Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!Что? Пули в каску безопасней капель?И всадники проносятся со свистом вертящихся пропеллерами сабель.Я раньше думал: "лейтенант"звучит вот так:"Налейте нам!«И, зная топографию, он топает по гравию.Война - совсем не фейерверк,А просто - трудная работа,Когда, черна от пота, вверхСкользит по пахоте пехота. Война - совсем не фейерверк,А просто - трудная работа,Когда, черна от пота, вверхСкользит по пахоте пехота.Марш! И глина в чавкающем топоте До мозга костей промерзших ног Наворачивается на чeботы Весом хлеба в месячный паек. На бойцах и пуговицы Вроде чешуи тяжелых орденов.Не до ордена. Была бы Родина с ежедневными Бородино. Майоров НиколайДетские и юношеские годы Николая Майорова прошли в Иванове. Он родился в 1919 году в семье рабочего. Еще в десятилетке начал писать стихи, которые читал на школьных вечерах, публиковал в стенной газете. Окончив школу, Николай переехал в Москву и поступил на исторический факультет МГУ. А с 1939 года он стал посещать поэтический семинар в Литературном институте им. Горького. Писал он много, но печатался редко, да и то, как правило, в университетской многотиражке. Даниил Гранин, вспоминая о Н. Майорове, друге студенческих лет, говорит: "Он не признавал стихов без летящей поэтической мысли, но был уверен, что именно для надежного полета ей нужны тяжелые крылья и сильная грудь. Так он и сам старался писать свои стихи - земные, прочные, годные для дальних перелетов". . А в двадцать три его уже не стало. Летом 1941 года Николай Майоров вместе с другими московскими студентами роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре его просьба о зачислении в армию была удовлетворена.8 февраля 1942 года Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине. Он умер, как сам предсказал: в бою. Ему было 23 года.Доброволец-разведчик погиб, не докурив последней папиросы, не дописав последнего стихотворения, не долюбив, не дождавшись книги своих стихов, не окончив университета, не доучившись в Литературном институте, не раскрыв всех возможностей. Мы были высоки, русоволосы.Вы в книгах прочитаете как мифО людях, что ушли не долюбив,Не докурив последней папиросы.Когда б не бой, не вечные исканьяКрутых путей к последней высоте,Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,В столбцах газет, в набросках на холсте.Мир, как окно, для воздуха распахнут,Он нами пройден, пройден до конца,И хорошо, что руки наши пахнутУгрюмой песней верного свинца.И как бы ни давили память годы,Нас не забудут потому вовек,Что, всей планете делая погоду,Мы в плоть одели слово "Человек"! Костров Борис родился в 1912 г. - умер от тяжелого ранения, полученного в бою в Восточной Пруссии 11 марта 1945 года.Пусть враг коварен -Это не беда.Преград не знает русская пехота.Блестят штыки,Грохочут поезда,К победе рвутся вымпелы Балтфлота.А в небе,Сделав круг и высоту Набрав, вступают в бой орлы. И сразуМы слышим сердца учащенный стук, Но действуем - спокойно, По приказу. Уткин Иосиф родился в 1903 г. - погиб в 1944 годув авиационной катастрофе, возвращаясь в Москву с фронта. Если будешь ранен, милый, на войне...Напиши об этом непременно мне.Я тебе отвечуВ тот же самый вечер.Это будет теплый, ласковый ответ:Мол, проходят раныПоздно или рано,А любовь, мой милый, не проходит, нет!Может быть, изменишь, встретишься с другой-И об этом пишут в письмах, дорогой! – Напиши... Отвечу... Ну, не в тот же вечер... Только будь уверен, что ответ придет… Верность фронтовому братству навсегда сохранила Юлия Друнина, шагнувшая с порога школы в железную метель войны («Не знаю, где я нежности училась…»):Не знаю, где я нежности училась, —Об этом не расспрашивай меня.Растут в степи солдатские могилы,Идет в шинели молодость моя.В моих глазах — обугленные трубы.Пожары полыхают на Руси.И снова нецелованные губыИзраненный парнишка закусил.Нет! Мы с тобой узнали не по сводкамБольшого отступления страду.Опять в огонь рванулись самоходки,Я на броню вскочила на ходу,А вечером над братскою могилойС опущенной стояла головой…Не знаю, где я нежности училась:Быть может, на дороге фронтовой. В память о боевых товарищах поэт Давид Самойлов написал стихотворение «Сороковые»Сороковые, роковые,Военные и фронтовые,Где извещенья похоронныеИ перестуки эшелонные.А это я на полустанкеВ своей замурзанной ушанке,Где звездочка не уставная,А вырезанная из банки.Да, это я на белом свете,Худой, веселый и задорный,И у меня табак в кисете,И у меня мундштук наборный.Как это было! Как совпало —Война, беда, мечта и юность!И это все в меня запало,И лишь потом во мне очнулось!Сороковые, роковые,Свинцовые, пороховые…Война гуляет по России,А мы такие молодые! И как реквием по погибшим друзьям-землякам звучит песня на стихи Константина Ваншенкина «Москвичи»:В полях за Вислой соннойЛежат в земле сыройСережка с Малой БроннойИ Витька с Моховой… Наступил победный май 1945 года. До самого центра Берлина дошли советские солдаты, чтобы навсегда избавить человечество от коричневой чумы. Памятник советскому воину-освободителю в Трептов-парке. Солдат попирает гигантскую свастику, разрубленную богатырским мечом, зажатым в правой руке. Левая рука бойца прижимает к груди девочку, символизирующую будущее человечества, спасенное от угрозы фашистского рабства. Контрастное сопоставление нежного, хрупкого тельца ребенка с грубой фактурой воинской одежды усиливает мотив покоя и мира, обретенных ценою жестокой борьбы. Скульптор изобразил солдата, готового в любой момент защитить мир. От имени павших.Сегодня на трибуне мы - поэты,Которые убиты на войне,Обнявшие со стоном землю где-тоВ свей ли, в зарубежной стороне.Читают нас друзья-однополчане,Сединами они убелены.Но перед залом, замершим в молчанье,Мы - парни, не пришедшие с войны.Слепят "юпитеры", а нам неловко –Мы в мокрой глине с головы до ног.В окопной глине каска и винтовка,В проклятой глине тощий вещмешок.Простите, что ворвалось с нами пламя,Что еле-еле видно нас в дыму,И не считайте, будто перед намиВы вроде виноваты, - ни к чему. Ах, ратный труд - опасная работа,Не всех ведет счастливая звезда.Всегда с войны домой приходит кто-то,А кто-то не приходит никогда.Вас только краем опалило пламя,То пламя, что не пощадило нас.Но если б поменялись мы местами,То в этот вечер, в этот самый час,Бледнея, с горлом, судорогой сжатым,Губами, что вдруг сделались сухи,Мы,чудом уцелевшие солдаты,Читали б ваши юные стихи.Песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя» Фонозапись «Никто не забыт, ничто не забыто»:«Товарищи! Мы обращаемся к сердцу вашему. К памяти вашей. Вспомним тех, кто не вернулся с войны, кто не дошел с нами до Победы. Нет семьи, которая не потеряла бы отца или брата, сына, сестру или дочь. Нет дома, которого не коснулось бы военное горе. Проходят годы… Они всегда с нами и в нас. Не может быть забвения для тех, кто до последней капли крови своей защищал нашу советскую землю, кто отстреливался до последнего патрона у пограничных столбов, кто отдал жизнь, защищая столицу нашу Москву… Перед подвигом советского воина склоняет голову благодарное человечество».Минутой молчания мы чтим всех погибших в Великой Отечественной войне.Наступает минута молчания. Вечная слава героям, павшим в борьбе за независимость нашей Родины!Звучит песня Д. Тухманова «День Победы». Использованные ресурсы Советские писатели на фронтах Великой Отечественной воины. — В кн.: Литературное наследство. М., 1966, т. 78, кн. 1, с. 345. Друнина Юлия. кн.: Поэзия в бою: Стихи о Великой Отечественной войне. М., 1959.http://www.drunina.ru/ Жуков С. И. Фронтовая печать в годы Великой Отечественной войны. Изд-во Моск. ун-та, 1968.История русской советской поэзии 1941 – 1980. Ленинград, “Наука”, ЛО, 1984.Ресурсы интернет